Довольно трудно себе представить, как можно «ударить» философией по российской коррупции, но, тем не менее, уважаемый Евгений Николаевич Антонович сделал это в своей, весьма, надо сказать, обширной, и не побоимся этого слова, глубоко - многогранной публикации: «Причины возникновения, условия снижения и меры борьбы с коррупцией», от 03.09. т.г.
И с личной точки зрения уважаемого автора, получается именно то, что в этом самом деле, нам, и очень даже здорово, может, на сегодня, подсобить, и не что иное, как (философия триединого синтеза) формула которого: «синтез-тезис-антитезис-анализ»…
Однако, почему – то мне, далеко не ученому, да и не ахти какому философу, «философия триединого синтеза» в борьбе с коррупцией, а тем более в России, представляется неким подобием «трех сосен», в которых можно «заблудиться» так, что мало уже никому не покажется, и потом, даже и при всем «желании», выбраться из них (трех сосен) будет, фактически, совершенно невозможно.
То, что предлагает уважаемый Евгений Николаевич, вероятнее всего, только еще больше усложняет и запутывает и без того чрезвычайно «запутываемую», на протяжении, наверное, уже тысячелетий, тему связанную с российским мздоимством.
Здесь, в ее представление, наверное, нужно использовать совершенно другие и «подходы», и «методы» и в принципе, переходить на совершенно иной формат, в первую очередь, понимания степени эволюции, на который поднялась современная российская коррупционная среда…
Во первых, зададимся кажущимся довольно банальным вопросом: кто, «лучше» всех остальных может справиться с этой «сверхзадачей»…
И ответ, на него, мы находим не у Платона или Паскаля, как это предлагает нам уважаемый Евгений Николаевич, а у мудрого старика И.А. Крылова:
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ…».
А мораль, сей басни, такова, что если ее глубокий (и, в принципе, философский) смысл напрямую перенести в рассматриваемую нами тему, то получается так, что философ, активно борющийся с российской коррупцией, это, примерно будет то же самое, что «пироги начнет печи сапожник»…
А затем, если в этом самом вопросе, от его диалектических основ мы «перейдем» к конкретной логике, то, в сухом остатке и получим, тот самый, к которому и стремимся, и скорее всего, единственно правильный и научно – обоснованный вариант ответа, что по настоящему – то, с коррупцией, смогут бороться только одни – единственные сами же и коррупционеры…
Встает вопрос - «почему» - ответ довольно прост, потому, что они, как ни кто иной, отлично знают эту «тему» и «знают» абсолютно со всех сторон: хоть с теоретической, хоть с практической…
Другой вопрос, а как они будут «бороться», какими «методами»?
Ответ на него тоже довольно прозаичен: «методами», которыми владеют только они одни, и о которых больше, кроме них, никто толком ничего не знает…
Но, тем не менее, об этих «методах» твердо и уверенно можно сказать только одно, что к философии они не имеют совершенно никакого отношения…
И вот теперь, когда мы, в принципе, уже примерно знаем, кто может «победить» российскую коррупцию, появиться острая необходимость еще раз обратиться к уважаемому автору публикации: «Причины возникновения, условия снижения и меры борьбы с коррупцией» за ответом на один единственный философский вопрос, который все же присутствует в заданной им теме: а как же всё-таки, с философской точки зрения, заставить самих российских коррупционеров «бороться» с коррупцией…
Е. Газеев