Приведу несколько характерных цитат из опубликованного вчера на портале VIPERSON материала уважаемого академика – дальневосточника Александра Михайловича Мурашева, под довольно многозначительным заглавием: «Бедные»…
«Нищета, побирушество - самый низший уровень социального падения… Однако изобретательность населения при свободно формирующейся многоукладности жизни порой превосходит фантазии: полезными для общества оказываются самые неожиданные его ячейки. "Да есть ли вообще "дно" у такого рационального многообразия?... я обратил внимание на бедно одетого человека, собирающего бутылки…"Куда податься такому человеку, где заработать себе на пропитание?" - подумал я, в душе одобряя его выбор… Я заговорил с ним… Даже не ожидал, что так повезет,- просто ответил он…Я - работаю.
В этом "я - работаю" было столько убедительности и правоты, что засмущаться пришлось мне. Встречный инвалид (в этом я уже не сомневался) предстал вдруг в ином свете. Мне стало ясно, что его работа - ничуть не хуже любой другой…» (А.М.).
Цитата, безусловно, слишком длинная, но, по - другому дальнейшее развитие данной сложной темы, почему – то, совершенно не получается.
Однако, как это и не печально осознавать, но именно здесь, в этом, переведенном Александром Мурашевым из натуральной драмы в возвышенный пафос сюжете, с вкраплением в его основную канвы эмоциональных факторов, уже априори совершенно невозможно раскрыть и понять всю глубину и всю суть содержания, равно как и свойства данной трагедии, и вполне возможно, что даже и вовсе не локального, а скорее всего ближе к глобальному, характера.
О классовых и правовых аспектах, в ее осмыслении, мы, безусловно, порассуждаем немного пониже, а начать свои рассуждения, и обратить внимание уважаемых читателей, хотелось бы, на примерно то же самое, о чем пишет Александр Михайлович, но только в философски – публицистической интерпретации современного популярного писателя - Захара Прилепина.
Он, погружая всех нас в некое «царство» моральных (не сказать, что неких уродов, а как бы это придумать покультурнее.., ну пусть будет…) «уклонистов», тоже совершенно не лишает многих из них целенаправленного стремления к чему – то возвышенному в их представлении и действиях: чувства самоуважения, интеллекта, фантазии и т.п. Но, у него получается так, что чем больше его герои «стараются» проявить эти самые своих «устремления», находясь внутри совершенно замкнутой морально деформированной среды (системы), тем больше они скатываются на самое ее «дно»…
В рассуждениях по нашей тематике можно вполне задаться вопросом: а насколько общество, которое «рисует» Прилепин приближено к нашей современности и насколько его представления, изложенные в формате уважаемого Александра Мурашева, от него отдалены…
Вопрос, вполне возможно может быть и довольно близок к риторическому, но, все же, к проявлению характерных элементов морального уродства вполне подходят факторы запредельного расслоения нашего общества на сверхбогатых и сверхбедных.
И здесь все так «крепко» взаимоувязано - взаимопереплетено и получается так, что без богатых не может быть бедных (и наоборот), что многие бедные, в своем состоянии доходят до полного морального уродства, от недостатка (или же полного отсутствия даже более – менее необходимой) среды их обитания, равно точно так же как и большинство богатых, от переизбытка для нормально развивающегося человека пределов среды его обитания, и это «состояние» всех их, определенным, хотя и довольно очень парадоксальным, образом «уравнивает», во всем же остальном срабатывает только один – единственный непреложный принцип: «Чем больше богатых, тем больше бедных – чем меньше богатых, тем меньше бедных…».
И далее, по мнению автора, в этой нашей ситуации бороться с «богатством» у нас никто не собирался, да и не собирается - и даже все совсем наоборот: всевозможные «амнистии», «преференции», налоговые и прочие дела – кто скажет, что это «борьба»…
Но с «бедностью» и сопряженной с ней инвалидностью постоянно идет так называемый не простой, а «незримый» бой…
Они как – то совершенно своеобразно, вроде того и как бы есть, а вроде и нет, «вписываются» в Статью 2 Конституции РФ, по части: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», Стать 3 ч. 2.: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
И это все к тому, что данная категория лиц (граждан): крайне бедные, наверное, в большей степени, инвалиды в значительной степени имеют серьезные ситуационные ограничения в праве избирать и быть избранными в органы власти (а избранных сколько, просто насмешка - «копейки»), профсоюзы этими делами тоже не хотят себя активно «утруждать», социальные службы, чего греха таить, любят «помогать» больше на бумаге, «ходить» по «бомжатникам» они, как и «работодатели», совершенно и не ходят и не будут и т.д., и т. п.…
Однако проявлению определенного цинизма, в этом вопросе, у нас совершенно нет никакого предела: лишь бы только от инвалидов «попахивало большими деньгами», как, к примеру (и прошу понять меня правильно, в том числе и в моем глубоком уважении к этой замечательной категории) в Параолимпийском движении…
Получается так, что «если захотят», то где - то все смогут, в частности для инвалидов, сделать: и все условия создать и всем необходимым обеспечить, а где – то, где действительно и серьезно нужно заниматься этими вопросами, то – нет, руки, понимаешь, никак не доходят…
Е. Газеев