29 октября 2007
2796

Тамара Гвердцители: `Не быть мне бизнес-леди!`

Голос народной артистки Грузии, народной артистки Российской Федерации Тамары Гвердцители не оставляет равнодушным никого. Богатый тембр, высокое вокальное мастерство, подкупающая манера общения с залом, изящная пластика, благородная внешность и аристократизм - вот что покоряет сердца зрителей и поклонников русской Эдит Пиаф.

Татьяна ХАЗАНОВА: Тамара Михайловна, ходят слухи, что вы едете на "Евровидение-2008", это правда?

Тамара ГВЕРДЦИТЕЛИ: Действительно, три страны - Россия, Грузия и Франция - прислали мне приглашения. Но что я буду делать на "Евровидении"? Это, как говорится, совсем другой формат. И я отказала, сразу трем странам. (Смеется.) И, как видите, совершенно не грущу по этому поводу. Просто некогда грустить, ведь нынешней осенью выходит мой новый альбом. Презентация состоится в сентябре. Основные песни написаны Кимом Брейтбургом. На заглавную песню "Воздушный поцелуй" снят клип. Ощущение новизны, новые песни, новый альбом, клип - это всегда здорово, всегда очень важно для формирования внутреннего мира женщины, артиста.

Т. Х.: А с чего началась ваша певческая карьера?

Т. Г.: В девять лет мама услышала, что у меня замечательный, совсем не детский голос, и отвела меня в ансамбль "Мзиури". С десяти лет я стала профессионально работать на сцене в качестве солистки этого очень популярного в то время ансамбля. Но, если быть совсем точной, петь я начала гораздо раньше. Мама рассказывала, что с двух лет я давала домашние концерты: стоя на стуле, с чувством распевала перед гостями романс "Только раз бывает в жизни встреча". Конечно, ни слов, ни смысла я не понимала, но благодаря абсолютному слуху мне легко было воспроизвести любую мелодию.

Т. Х.: Вы с самого раннего детства знали, что станете певицей?

Т. Г.: Не совсем. Когда я поступила в музыкальную школу, то вначале думала, что буду пианисткой. Потом Тбилисская консерватория, отделение фортепиано. И вдруг на третьем курсе (это был 1981 год) меня неожиданно отправили в Днепропетровск на Всероссийский конкурс исполнителей советской песни, где я стала самым молодым лауреатом. От волнения я тогда ничего не соображала, запомнила только, что награду получила из рук самой Александры Николаевны Пахмутовой. Позже судьба не раз сводила нас в работе, ее песня "Нежность" до сих пор в моем репертуаре. Конечно же, мое призвание - сцена. Я не представляю свою жизнь без музыки, так что вряд ли смогла бы заниматься чем-то другим.

Т. Х.: Вы исполняете песни на восьми языках: грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, древнееврейском, украинском. Знаете из них четыре. А какой язык для вас является наиболее сложным?

Т. Г.: Если мне сложно петь песню на каком-либо языке, я просто не буду ее исполнять. А наиболее любимые языки - грузинский и русский.

Т. Х.: Как-то вы признались, что ощущаете себя белой вороной в шоу-бизнесе

Т. Г.: Это было сказано в 1994 году, в то время, когда шоу-бизнес в России еще только зарождался. И все-таки я птица певчая, а пока человек хорошо поет, он не может ощущать себя белой вороной по определению. Чувствую я себя не такой, как все, потому что приходится быть вне законов шоу-бизнеса, а это всегда кого-то раздражает. "Они" ведь ужасно боятся, что праздник состоится без них! У нас в стране - вечная борьба между музыкой и шоу-бизнесом. Естественно, я там, где музыка. А шоу-бизнес - это просто бизнес, для которого у меня нет одной, самой главной составляющей - стервозности. Поэтому я не бизнесвумен и никогда ею не стану. Хотя, конечно, здорово было бы иметь свой театр или музыкальный салон. В такое дело я бы охотно вложила свою энергию, ведь ничего другого у меня нет.

Т. Х.: У вас когда-нибудь возникала мысль заняться продюсированием молодых исполнителей?

Т. Г.: Боюсь, и к этому у меня тоже нет способностей. Вообще, к счастью, понятия музыка и шоу-бизнес (а продюсирование тоже относится к шоу-бизнесу) у меня не пересекаются. Я считаю себя человеком другой культуры. Все же я училась в консерватории, плюс воспитание, огромное чувство ответственности перед концертом - как все пройдет? Волноваться так же еще за кого-то я бы просто не смогла.

Т. Х.: Человеком какой страны вы себя ощущаете?

Т. Г.: Скорее сразу трех стран - России, Грузии и Франции. Но больше всего на свете я люблю Париж. Именно с этим местом меня связывают не только творчество и вдохновение, но также судьбоносные встречи, как, например, с Мишелем Леграном, композитором, пианистом, исполнителем джазовой музыки. Это человек-оркестр, исполнять его музыку, петь с ним дуэтом, что мы делали в Париже, Нью-Йорке, Киеве, Минске, - одно удовольствие. Познакомилась я с ним в 1993 году во время моих парижских гастролей. Леграну выслали мою кассету, он услышал записи и назначил рандеву. Это была большая удача, потому что мне не пришлось расталкивать кого-то локтями, бороться за место под солнцем, поджидать его у гостиницы, чтобы встретиться. Все прошло на высочайшем уровне, элегантно, как его музыка. Мы заключили контракт, состоялся мой первый концерт в парижской "Олимпии", который прошел на бис. Представляя меня трехтысячному залу, Легран сказал: "Париж, запомни это имя!"

Т. Х.: После гастролей во Франции вы долго не могли вернуться в родной Тбилиси.

Т. Г.: Да, из-за войны в Грузии туда не летали самолеты, сообщения не было никакого. Школы и предприятия были закрыты, общество разделилось на две части. Одна за Гамсахурдиа, другая - против. Моя семья оказалась заперта в Тбилиси, а я в это время была в Париже. Потом прилетела в Москву в надежде вызволить хотя бы маму и сына. Взрослым мужчинам в нашей семье - отцу, мужу, брату - как-то нечестно было убегать от войны, а женщины и дети должны были на время уехать из этого ужаса. И мне удалось им помочь. Мама и Сандро приехали в Москву, и мы временно поселились в гостинице "Пекин". Но, как говорят мудрые люди, нет ничего более постоянного, чем перемены. Ребенок из гостиницы ходил в школу. Мы ждали, но война все не кончалась. Потом мы переехали в гостиницу "Москва" - с плитками, горшками, кастрюлями, как самый настоящий цыганский табор.

Т. Х.: Правда ли, что вы, приехав позже в Грузию, не могли там петь чисто физически?

Т. Г.: Да, у меня было такое. Ни одной ноты не могла взять, сидела окаменевшая у рояля. Я даже не осмеливалась выступать с концертами, только спустя некоторое время стала давать благотворительные: в Кутаиси - на восстановление храма, в Тбилиси - для обездоленных детей. Я человек эмоциональный и боль воспринимаю очень остро.

Т. Х.: Поклонники, наверное, вас донимают, признаются в любви?

Т. Г.: А как же! Среди них, кстати, попадаются очень забавные. Один моряк, например, был так настойчив, что моим музыкантам пришлось насильно напоить его чачей. Во время застолья он все восклицал: "Я люблю вашу Грузию, столицу вашу Баку и вино ваше "Сулугуни". Это стало у нас в коллективе крылатой фразой. Другой предлагал подарить грузовой самолет. Хорошо, что моя подруга - она с юмором, из Кутаиси - попросила заменить грузовой на пассажирский Все благополучно закончилось: букетом из ста роз и запиской, что к богиням, мол, нельзя с подобными словами приближаться и лучше вообще ничего не говорить, а просто дарить им цветы и молча уходить. Этот случай запал мне в душу, потому что мужчина повел себя как рыцарь. Или потому что розы были необычайно красивые, насыщенно-бордового цвета. (Смеется.)

Т. Х.: Вы многое в жизни воспринимаете через цвета - и музыку в том числе

Т. Г.: Я ни в коем случае не сравниваю себя со Скрябиным, Римским-Корсаковым, имеющими самый яркий в истории русской музыки "цветной" слух, с другими гениальными людьми. Мне самой странно, что при моем "женском" мышлении иногда прорываются такие вот моменты, не характерные для женщин. Наверное, это происходит от того, что у меня абсолютный слух, и я воспринимаю все очень обостренно и четко.

Т. Х.: А себя вы воспринимаете в каком цвете?

Т. Г.: В одежде я вижу себя в темных цветах. Раньше всегда на сцену выходила в черном: мне почему-то казалось, что черный цвет лучше всего отражает мой образ на эстраде. Но, как всякой женщине, мне хочется меняться. Поверьте, в 18-20 лет я одевалась в яркие тона, носила платформы, мини-юбки. Сейчас я тоже охотно экспериментирую с цветом в сценических костюмах, но все равно возвращаюсь к черному. Этим летом мне нравятся более жизнеутверждающие, зеленые, тона. В моем гардеробе появились зеленые платья.

Т. Х.: Говорят, что вы неравнодушны к ювелирным украшениям. И охотно демонстрируете свое пристрастие к ним

Т. Г.: Красивые вещи очень люблю - это у меня с детства, моя слабость. Обожаю украшения, сделанные под старину, - они имеют для меня некое магическое значение. Без них скучно, неуютно, неудобно. Даже на репетициях. Люблю не столько наличие в них драгоценностей как таковых, но саму идею, авторскую выдумку, облик автора. В украшениях, подаренных мне художниками, есть большой смысл. И это не просто комплект, а художественная нагрузка, часть наряда. А наряд в свою очередь часть концептуального решения того или иного репертуара.

Т. Х.: Вам нравится покупать украшения? Или же вы предпочитаете получать подарки в виде драгоценных комплектов?

Т. Г.: Мне дарят, и я сама покупаю. Потрясающие произведения искусства, которые навечно остаются со мной. У меня до сих пор хранится мое самое первое украшение - серебряное кольцо без камня, с изящной огранкой, работы индийского мастера. Теперь это мой талисман, семейная реликвия.

Т. Х.: Вообще процесс покупок является для вас увлекательным?

Т. Г.: Не могу сказать, что я очень люблю шопинг. Мне просто лень ходить по магазинам и особенно примерять вещи. Обычно я говорю свои размеры, и бутики сами присылают мне то, что я выбрала.

Т. Х.: У кого вы предпочитаете одеваться?

Т. Г.: В основном у французов и не намерена им изменять. Я рада, что оказалась во Франции в таком возрасте, когда еще было не поздно отшлифовать свой вкус, что-то пересмотреть в нем. Французы мне бесконечно близки, может быть, потому, что они оценивают меня как индивидуальность, мой голос, пластику, темперамент. Они считают: никто не может быть темпераментнее маленькой женщины с большим голосом. В этой стране нет резких перемен: когда бы я туда ни приехала - те же багеты, те же мадам в парикмахерских и кафе, а еще там нет понятия "старая женщина" - есть только mademoisele и madame. И я мечтаю снимать здесь хоть маленькую комнатушку на чердаке, чтобы приезжать просто так, без дела, без концертов, чтобы и в 98 лет оставатьсяmadame.

Т. Х.: Если бы в вашем распоряжении была машина времени, в какой эпохе вы хотели бы жить?

Т. Г.: Мне ближе, конечно, дореволюционная Россия, Франция XIX столетия, Грузия XII века.

В моем новом клипе "Воздушный поцелуй" я предстаю в облике писательницы наших дней - стильной, классной. Писательницы, которая через путешествия по времени пишет о женщине, жившей в XVIII веке. Но в целом я чувствую себя абсолютно современным человеком, не склонным идеализировать прошлое, мечтать о светлом будущем. Раз мы живем сегодня, значит, это неслучайно. Разумеется, многое из того, что происходит в современном мире, мне не нравится. Например, я не выношу невоспитанность людей, неинтеллигентность. Очень не нравится сформировавшийся мужской стереотип о том, что все женщины коварны и меркантильны. Не нравятся современные мужчины, потому что они в массе своей - бесхребетные подкаблучники. А нравится мне то, что я могу себе позволить быть такой, какая я есть.

Т. Х.: Многие известные люди имеют какую-нибудь маленькую странность, интересную особенность, могут совершать нестандартные поступки. А вы совершали в жизни что-то необычное?

Т. Г.: Только то, что я посадила дерево в парке Мира в Иерусалиме. Теперь каждый год по приезде в Израиль я его навещаю. Очень красивое дерево; когда к нему прикасаешься, в ладонях появляется совершенно неземное ощущение. Просто вдумайтесь: это дерево посажено мной в Иерусалиме! Оно растет, живет, развивается вместе со мной. Рядом с моим растет дерево Михаила Горбачева. Вообще в этом парке много деревьев, посаженных выдающимися людьми, сделавшими для Израиля что-то полезное.

Т. Х.: У каждой творческой личности есть свои приметы. А вы суеверны?

Т. Г.: Конечно. Но в разумных пределах. Например, я всегда выхожу из левой кулисы. Я даже представить себе не могу, как можно выйти из правой кулисы! Такого-то человека я не должна видеть до концерта и желательно после. Я не хочу видеть первые три ряда. Мне важно, что за люди меня встречают на гастролях в другом городе. И это не капризы. Капризов у меня, кстати, нет. Просто профессия такая - оголяющая душу. Очень люблю, чтобы мама подержала меня за руку перед концертом. Тогда у меня появляется ощущение, что я снова выступаю в детском хоре "Мзиури" и мне снова десять лет.

Т. Х.: И все-таки это хорошо, что вам не десять лет. И это просто замечательно, что вы уже много лет царствуете на эстраде. Меняется ли с годами отношение к исполняемой музыке?

Т. Г.: Конечно. Зрелая женщина иначе мыслит, иначе чувствует, иначе передает эмоции. И теперь, когда я вижу, что люди в зале плачут на моих концертах, я понимаю: наконец-то моя душа созрела духовно и нравственно.

Т. Х.: На ваш взгляд, какими качествами должна обладать настоящая женщина?

Т. Г.: Женщина обязательно должна производить впечатление хрупкой, незащищенной, но при этом - очень организованной, сконцентрированной. Быть женщиной на самом деле очень непросто. Как сказала Марина Цветаева: "Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле!" Но самое главное женское качество - это доброта. Лицо доброй женщины всегда красиво, даже если черты не идеальны. Добрая женщина все строит на любви и понимании. Сегодня доброту часто ставят в один ряд со слабостью. Но, на мой взгляд, это в корне неверно, потому что ее нужно выстрадать, она требует внутренней силы.

Т. Х.: Как истинная грузинская женщина, вы, наверное, неплохо готовите.

Т. Г.: По крайней мере, в семье голодным никто не останется. Готовить люблю грузинские блюда. Сациви, например. Также всевозможные салаты. И обязательно совмещать в них все самое несовместимое.

Т. Х.: За калориями следите?

Т. Г.: Никогда. Люди ведь не следят за калориями, когда занимаются любовью. Все так хотят быть худыми - это какая-то катастрофа Что касается меня, то я никогда не была худышкой и, наверное, ею уже не стану. Глупо было бы по этому поводу лить слезы, ведь, как говорят, мужчины - не собаки, на кости не бросаются. Главное - жить в гармонии с собой и своим организмом, не впадать в крайности. Экстремальные диеты и скачки веса могут серьезно подорвать здоровье. Но и есть все подряд тоже нельзя. Я стараюсь отказываться от мяса - привычной кавказской еды. Стараюсь налегать на фрукты, овощные салатики и рагу. Раньше я очень любила кофе - была просто кофеманкой, со временем страсть к бодрящему напитку немного улеглась.

Т. Х.: С чего начинается ваше утро?

Т. Г.: Раньше - с кофе и новостей. Теперь - только зеленый чай. Новости по утрам я слушать перестала: это просто вредно для здоровья. Прекрасно понимаю тех, кто вообще отказывается от телевизора, от программ, которые с полной уверенностью можно назвать гадкими. Телевидение - замечательный инструмент психологического манипулирования массами, и все, что нам остается, - щелкать пультом, переключая каналы.

Т. Х.:Вы делаете какие-нибудь специальные упражнения, гимнастику для поддержания себя в форме?

Т. Г.: С тренажерными залами никак не получается - нет времени. Но в течение уже многих лет ежедневно выполняю один и тот же комплекс, в котором есть и некоторые элементы гимнастики по Стрельниковой, и йога, и дыхательные упражнения от моего консерваторского профессора по вокалу.

Т. Х.: Придерживаетесь ли вы какой-то специальной диеты в день концерта?

Т. Г.: Нет. Я просто стараюсь есть не очень плотно, иначе будет тяжело. А вот после концерта, конечно, появляется потребность восстановить силы. Я прекрасно знаю о том, что после шести есть не надо, и все равно в салатике, в чашке чаю никогда себе не отказываю.

Татьяна ХАЗАНОВА
www.kiz.ru.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован