Ей рукоплещут лучшие концертные залы мира. Она выступает с великим Мишелем Леграном. Ее музыка - это музыка без границ. Это музыка души, музыка сердца. В ее глазах редко можно увидеть слезы, но зрители на ее концертах порой не могут сдержать эмоций. Ее уникальный голос, равных которому в мире нет, очаровывает и пленяет своими красками, оттенками, мощью и красотой. Она очаровательная женщина. Словом, в Тамаре Гвердцители прекрасно все Мы застали певицу за работой над новой сольной программой "Воздушный поцелуй", которую Тамара Михайловна вскоре представит на суд столичной публики.
- Тамара Михайловна, Ваше творчество всегда отличалось высоким стилем, особенным вкусом. Что нового услышат зрители на Ваших декабрьских концертах?
- В последнее время я много сотрудничаю с популярным композитором Кимом Брейтбургом, и многие его песни будут звучать в моей программе. Он очень талантливый музыкант, тонко чувствующий душу исполнителя. Как он сам мне сказал: "Тамара, мне хочется в песнях показать твою многогранность, отразить разные характеры и настроение". Также я исполню композицию "Дождь" в стиле современного джаза. Будет много интересного. Конечно же, прозвучат песни, любимые, ожидаемые зрителем. Несколько композиций я спою дуэтом с турецким певцом Серхатом. Это продюсер известного средиземноморского музыкального фестиваля "Мегахит". Наш творческий тандем сложился после совместной работы в жюри витебского фестиваля "Славянский базар". Композиции, которые мы исполним, - очень красивые, мелодичные, глубокие, с восточным оттенком. В них слышна музыка Турции в синтезе с современным звучанием.
- В прессе ходят упорные слухи, что Вы едете на "Евровидение-2008"
- Признаюсь, я получила приглашение участвовать в этом конкурсе сразу от трех стран - России, Грузии и Франции. Очень приятно, что эти государства удостоили меня такой чести. Но я подумала и отказалась. Это не мое.
- В Вашем репертуаре есть песни на русском, грузинском, французском
- Еще на итальянском, испанском, английском, древнееврейском и украинском. Я пою на тех языках, на которых мне легко петь. Но грузинский и русский - самые любимые.
- А сами себя ощущаете человеком какой страны?
- Наверное, я и есть человек этих трех стран - России, Грузии и Франции. Хотя признаюсь, что больше всего на свете люблю Париж.
- Чем он Вам близок?
- Франция - удивительная страна. Такое ощущение, что, находясь там, попадаешь в прошлое. Кругом какие-то шляпки, вуальки, жемчуга, керосиновые лампы, абажуры - с ума можно сойти. И вдруг посреди всего этого одна мадам лет восьмидесяти берет аккордеон и начинает играть, а мой спутник говорит, показывая на меня: "Эта женщина - из России, она работает во Франции и потрясающе поет песни Эдит Пиаф". Тогда аккордеонистка начинает наигрывать знакомую мелодию и машет мне рукой: "Давай к нам!" И вот она играет, а я пою, и меня не отпускает этот рынок... Франция очень повлияла на мой вкус, на отношение к жизни. Ведь в этой стране нет резких перемен: когда бы я туда ни приехала - те же багеты, те же мадам в парикмахерских и кафе. Там нет понятия "старая женщина" - только мадемуазель и мадам. Я мечтаю снимать там квартирку где-нибудь на чердаке и приезжать просто так, без дел, без концертов, чтобы до глубокой старости оставаться мадам. С Парижем меня связывает вдохновение и творчество.
- В том числе совместное творчество со знаменитым Мишелем Леграном
- О, я его обожала с восьми лет! Никогда не думала, что наша встреча вообще возможна. Моему агенту как-то приснилось, что он обязательно должен связаться с Леграном, и что-то из этого может получиться. Спустя три дня после отправки диска с моими песнями секретарь Леграна прислал приглашение и назначил встречу. Так началась история нашего прекрасного тандема. Легран написал для меня несколько песен, позволил также исполнять его произведения. Наши совместные концерты с аншлагом прошли в знаменитой парижской "Олимпии", в нью-йоркском Карнеги-холле, в Ассембли-холле, а в прошлом году эту программу увидела Москва.
- Правда ли, что после французских гастролей Вы долго не могли вернуться в Грузию?
- Да. Было очень трудное время, моя семья оказалась заперта в Тбилиси, а я в это время была в Париже. Когда прилетела в Москву, делала все возможное, чтобы вызволить маму и сына оттуда. А ведь сообщения с Грузией не было никакого. И вот мама и Сандро - в Москве. Мы временно поселились в гостинице "Пекин" и каждый день ждали. Ждали, когда кончится война, а она все не кончалась. Каждый день смотрели сообщения по телевизору, и кровь останавливалась в жилах. Потом вынуждены были переехать в гостиницу "Москва"; как настоящий цыганский табор - с плитками, горшками, кастрюлями Когда спустя время я приехала в Грузию, то просто физически не могла там петь. Стояла как окаменевшая у рояля, не могла взять ни одной ноты. После таких потрясений я не сразу решилась выступать с концертами. Были только благотворительные выступления - в Кутаиси на восстановление храма, в Тбилиси для обездоленных детей.
- Наверняка на Вашем творчестве отразилось и последнее ухудшение грузино-российских отношений
- Как артистку и певицу меня напрямую это не коснулось. Хотя не скажу, что и полностью обошло стороной. Представьте себе: концертный зал Кремля, я на сцене вместе с Мишелем Леграном, восторженные зрители, цветы, овации. Но в зале нет близких мне людей - моего отца и брата, которым не выдали визы в Россию. Это крайне тяжело, когда политика борется против обычных людей, которые никому ничего плохого не сделали. Надеюсь, эти события закончатся.
- Вы смогли бы заниматься не музыкой, а чем-то другим?
- Наверное, нет. Знаете, когда я поступила в музыкальную школу, то вначале думала, что буду пианисткой. Потом консерватория, отделение фортепиано. И вдруг в 1981 году меня неожиданно отправили в Днепропетровск на конкурс исполнителей советской песни, где я получила звание лауреата. Я была самой молодой из участников. Награду мне вручала сама Александра Николаевна Пахмутова. Я от волнения ничего не соображала, только протянула руки и взяла диплом. Позже судьба нас свела в работе, я до сих пор исполняю ее "Нежность". Нет сомнений, мое призвание - сцена. Я не представляю жизнь без музыки и вряд ли смогла бы заниматься чем-то другим.
- Вы суеверный человек?
- В разумных пределах. Например, у меня есть примета: я всегда выхожу на сцену из-за левой кулисы. Еще я не люблю видеть первые три ряда зрителей. Это не каприз, это особенность моей профессии. Профессии, оголяющей душу. А когда перед концертом меня за руку подержит мама, я словно возвращаюсь на много лет назад, когда пела в детском хоре "Мзиури"
- Тамара Михайловна, не могу не задать этот вопрос именно Вам. Что в Вашем понимании - настоящая женщина?
- Быть женщиной очень непросто. Как написала великая Марина Цветаева: "Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле!" Мне кажется, главное женское качество - это доброта. Добрая женщина всегда красива, даже если ее черты лица далеки от идеала. Добрая женщина все строит на любви и понимании.
- А сильной женщина быть должна? Во всяком случае, Вы такое впечатление производите.
- Мне кажется, что ни одна женщина, и я в том числе, на самом деле не сильная. В чем заключается женская сила? В том, чтобы за внешним благородством скрыть женские хитрости? Современная женщина, наверное, этим сильна. Мне иногда тоже хочется что-то натворить, но честь и воспитание не позволяют
- Вы как настоящая женщина, помимо внутренних качеств, наверняка следите и за внешней формой?
- Это какая-то катастрофа - все хотят быть худыми! Я никогда не была худышкой и вряд ли ей стану. Для меня главное - жить в гармонии с собой и своим организмом. Не надо впадать в крайности. Строгие диеты могут серьезно подорвать здоровье. Просто не нужно есть все подряд. В моем рационе много фруктов, овощных салатов. Раньше обожала кофе, но со временем стала относиться к нему спокойней.
- Интересно, а что готовит Тамара Гвердцители дома?
- Готовить я люблю, особенно удаются, как Вы можете догадаться, грузинские блюда. Например, сациви. Люблю придумывать разные салаты, где совмещаю самые несовместимые ингредиенты.
- А как поддерживаете вокальную форму?
- В течение многих лет я ежедневно выполняю один и тот же комплекс, в котором есть элементы гимнастики Стрельниковой, йога и дыхательные упражнения от моего консерваторского профессора по вокалу.
- Напоследок - Ваши пожелания читателям.
- Я хочу пожелать всем людям оставаться добрыми. Чтобы на лицах чаще светили улыбки, а в дом чаще приходили добрые гости. Буду всех вас рада видеть 10-12 декабря в Театре эстрады на моих сольных концертах. До встречи!
Иван ИЛЬИЧЕВ
http://www.profilaktika.ru/