Эксклюзив
26 сентября 2011
12577

Тамара Посадская: Обучение педагогов эффективной коммуникации: возможности и ограничения психолога

Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня все чаще к психологу обращаются с такими запросами, как участие в выработке концепции развития школы, совершенствование организационной структуры внутришкольного управления, участие в создании инновационных образовательных проектов, развитие профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов. Руководители образовательных учреждений, институты повышения квалификации, методисты и сами педагоги все большее значение придают сегодня повышению психологической компетентности.

Педагогическая деятельность строится по законам общения, по законам человеческой коммуникации. Педагогическая коммуникация - одна из составляющих педагогического общения, а коммуникативная компетентность - важнейший фактор его эффективности.
Коммуникация в узком смысле - обмен информацией между коммуникатором и реципиентом. Однако особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации. Педагогическая коммуникация неразрывно связана с педагогической интеракцией (взаимодействием) и социоперцепцией (восприятием и пониманием человека человеком). Наиболее обоснованным представляется подход А. А. Бодалева к психологически оптимальному общению как к общению, в котором осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения 1.

От эффективности педагогической коммуникации зависит решение педагогических задач разной сложности, успешное разрешение различного рода нестандартных педагогических ситуаций, в том числе конфликтных. А в конечном итоге от эффективности коммуникации зависит профессиональная компетентность педагога, его профессиональное мастерство и его индивидуальная профессиональная эффективность. А без этого, наш взгляд, невозможна успешность учебно-воспитательного процесса. Осуществлять эффективную коммуникацию - значит быть коммуникативно компетентным человеком. Согласно требованиям новых стандартов и компетентностному подходу в образовании, коммуникативная компетентность является ключевой.

Анализ реальных ситуаций педагогического общения показывает, что повторяющиеся неблагоприятные состояния вследствие неэффективной коммуникации ведут к формированию негативных убеждений и установок педагогов по отношению к учащимся и этим самым затрудняют дальнейшее конструктивное взаимодействие с ними и негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии.

Требования к коммуникативной компетентности педагога, как участника современного образовательного процесса, вступают в противоречие с наличным уровнем знаний, умений, способностей учителей в общении. Ряд исследований (Коблянская Е. В.; Ковалев Б. П.; Кондратьева С.В., и др.) показывают преимущественно невысокий уровень коммуникативной компетентности учителей. А в представлениях педагогов связь между их коммуникативной компетентностью и успешностью в педагогической деятельности, как правило, отсутствует.

Потребности современной школы таковы, что необходимы существенные изменения в содержании психологической подготовки будущих учителей в вузе, а также в целях, методах и технологиях работы психологической службы школы с учителем для преодоления ограничений коммуникативной компетентности педагогов.

С целью определения актуальности и перспективности обучения педагогов коммуникативным навыкам, а также необходимости школьному психологу инвестировать свои профессиональные усилия в это направление работы, можно использовать модель паруса, предложенную Еленой Сидоренко3. Данная модель позволяет оценить возможности и ограничения такого рода деятельности для конкретного специалиста, в каждой конкретной ситуации, характерной для определенного образовательного учреждения.

Следует сказать, что всегда есть то, что педагоги хотят, а есть то, что им действительно нужно. Это относится и к теме повышения эффективности педагогической коммуникации. Педагог-психолог может хотеть организовывать деятельность по обучению педагогических работников эффективной коммуникации, но при этом он не готов к практической реализации такого рода профессиональной задачи, у него нет или недостаточно возможностей и желания для ее решения.
3

Таким образом, выделяются следующие параметры оценки данной темы: "Они хотят", "Им нужно", "Я хочу", "Я могу". Оценивается каждый параметр по десятибалльной шкале, можно понять какой параметр ведущий, и как он влияет на общую картину. Наглядно модель паруса можно представить, нарисовав четыре вектора, исходящие из одной точки под прямыми углами, где вектор - это параметр оценки.
Полностью расправленный идеальный парус будет в том случае, когда каждый параметр получает максимальную оценку: педагогам нужно повысить эффективность коммуникации, и они этого хотят, а психологи хотят и могут им в этом помочь. В жизни идеальный парус встречается крайне редко.

Важность и нужность работы в этом направлении обсуждалась выше и для большинства специалистов не подлежит сомнению. Поэтому параметр "Им нужно" имеет, как правило, высокую оценку. Параметр "Они хотят" определяется мотивацией педагогов и может иметь различные оценки в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, это низкие оценки.

Многое зависит от параметра "Я хочу", то есть от желания и мотивации самого педагога-психолога. Низкие показатели по названному параметру меняют его значение, актуализируя противоположный - "Я не хочу". Возникает вопрос: почему? Можно предположить, что нежелание связано с отсутствием интереса к этому вопросу или с негативным отношением к этому аспекту работы. Возможно, это также связано со сложностью коммуникации с педагогами по вопросам их профессиональной компетентности, с негативными тенденциями в самой коммуникации педагога и психолога, с недостаточной развитостью коммуникативных навыков и у педагогов-психологов и др. В каждом конкретном случае этот параметр анализируется отдельно.
Параметр "Я могу" напрямую зависит от профессионального мастерства педагога-психолога, от наличия у него профессиональных инструментов для обучения эффективной педагогической коммуникации.

Как показывает практика применения этой модели, результат проведенной оценки носит субъективный характер. У каждого психолога он индивидуален.
От того, как выглядит парус, будет понятно насколько перспективна разработка данного направления деятельности педагога-психолога. Главный признак перспективности - это высота паруса. Чем выше мачта паруса, тем скорее движется судно. То есть, перспективность зависит от желания психолога заниматься этим вопросом и веры его в то, что это очень важно для педагогов и их профессионального роста и развития. Параметр "Они хотят" - дело наживное. Он может развиться в процессе активных действий педагога-психолога. Когда педагоги поймут, что развитие коммуникативной компетенции не только полезно, но и интересно, что она облегчает им решение многих профессиональных задач и помогает конструктивно разрешать многие сложные педагогические ситуации, фактор "Они хотят" наберет силу.

Поскольку важность обучения эффективной коммуникации продиктована запросом общества и спецификой школьной практики, то остается только задуматься с чего начинать движение в этом направлении. Возможно, первым шагом станет анализ собственного опыта, собственных возможностей и ограничений, а затем будут поставлены задачи профессионального развития и совершенствования профессионального мастерства.

Известно, что с неумением бороться легче, чем с нежеланием. Самое сложное в этом - технологии обучения, которые следует актуализировать, заимствовать, разрабатывать и апробировать на практике, постепенно увеличивая вес параметра "Я могу". Факторы "Я хочу" и "Я могу" тесно связаны между собой. Таким образом, парус, вытянутый по вертикали, постепенно раскрывается и по горизонтали и становится устойчивым и профессиональная лодка психолога может плыть в этом направлении уверенно.

Выделим главные моменты:
- Желание школьного психолога обучать педагогов эффективной коммуникации важнее его умения.
- Оценка нужности обучения важнее желаний педагогов, так как они могут еще не осознавать потребности в этом. Психолог - профессионал, а значит лидер. Лидер видит дальше.
- Если психолог делает только то, что умеет делать или то, что от него хотят другие, то это эксплуатация существующей компетентности без инвестиций в ее развитие.
- Общее правило для принятия решения психологом о том, стоит ли вкладывать свои усилия в обучение педагогов эффективной коммуникации таково: "Я хочу это делать" + "Я верю в то, что это нужно другим". Главное - это собственная мотивация к работе. Именно свой драйв нужно выявлять, лелеять и оберегать в себе. Интерес важнее умений и чужих запросов.

Модель паруса позволяет определить и направления развития данной темы и величину необходимого прироста по каждому направлению.

Для работы в направлении обучения коммуникации нужна модель профессионального мастерства психолога, в которой каждый из параметров можно развивать и совершенствовать. Мастерство обучения коммуникации определяется четырьмя основными компетенциями: мастерство в создании концепции обучения, мастерство в создании или эффективном использовании уже имеющихся технологий эффективной коммуникации, мастерство в создании или использовании обучающих (тренерских) технологий и создание имиджа психолога (самопрезентация, позитивное влияние, компетентность, стимулирование интереса к своей личности и др.).

Начиная работать в направлении обучения эффективной коммуникации, педагог-психолог может осуществить самодиагностику по каждому из названных параметров мастерства. После этого стоит наметить желаемый уровень по каждому из параметров и выделить приоритетные направления профессионального развития.

Как видим, и возможности и ограничения содержат в себе огромный ресурс. Возможности позволяют педагогу-психологу актуализировать и успешно применять на практике уже имеющиеся профессиональные компетенции, а ограничения, попадая в фокус внимания, стимулируют его активность и позволяют наращивать профессиональное мастерство. А уже использование профессионального мастерства в сфере обучения эффективной коммуникации на практике - вопрос времени.

Литература

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая Академия, 1995.
2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А.) - М.: Издательство "Академия", 2007.
3. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - СПб: Издательство "Речь"; OOO "Сидоренко и Ко", 2008.
4. Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. - М.: Издательство "Альпина Паблишерз", 2010.
5. Эрик Парслоу, Моника Рей. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. - Спб: Издательство "Питер", 2003.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован