Модернизация образования влечет за собой качественные изменения в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня все чаще к психологу обращаются с такими запросами, как участие в выработке концепции развития школы, совершенствование организационной структуры внутришкольного управления, участие в создании инновационных образовательных проектов, развитие профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов. Руководители образовательных учреждений, институты повышения квалификации, методисты и сами педагоги все большее значение придают сегодня повышению психологической компетентности.
Педагогическая деятельность строится по законам общения, по законам человеческой коммуникации. Педагогическая коммуникация - одна из составляющих педагогического общения, а коммуникативная компетентность - важнейший фактор его эффективности.
Коммуникация в узком смысле - обмен информацией между коммуникатором и реципиентом. Однако особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации. Педагогическая коммуникация неразрывно связана с педагогической интеракцией (взаимодействием) и социоперцепцией (восприятием и пониманием человека человеком). Наиболее обоснованным представляется подход А. А. Бодалева к психологически оптимальному общению как к общению, в котором осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения 1.
От эффективности педагогической коммуникации зависит решение педагогических задач разной сложности, успешное разрешение различного рода нестандартных педагогических ситуаций, в том числе конфликтных. А в конечном итоге от эффективности коммуникации зависит профессиональная компетентность педагога, его профессиональное мастерство и его индивидуальная профессиональная эффективность. А без этого, наш взгляд, невозможна успешность учебно-воспитательного процесса. Осуществлять эффективную коммуникацию - значит быть коммуникативно компетентным человеком. Согласно требованиям новых стандартов и компетентностному подходу в образовании, коммуникативная компетентность является ключевой.
Анализ реальных ситуаций педагогического общения показывает, что повторяющиеся неблагоприятные состояния вследствие неэффективной коммуникации ведут к формированию негативных убеждений и установок педагогов по отношению к учащимся и этим самым затрудняют дальнейшее конструктивное взаимодействие с ними и негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии.
Требования к коммуникативной компетентности педагога, как участника современного образовательного процесса, вступают в противоречие с наличным уровнем знаний, умений, способностей учителей в общении. Ряд исследований (Коблянская Е. В.; Ковалев Б. П.; Кондратьева С.В., и др.) показывают преимущественно невысокий уровень коммуникативной компетентности учителей. А в представлениях педагогов связь между их коммуникативной компетентностью и успешностью в педагогической деятельности, как правило, отсутствует.
Потребности современной школы таковы, что необходимы существенные изменения в содержании психологической подготовки будущих учителей в вузе, а также в целях, методах и технологиях работы психологической службы школы с учителем для преодоления ограничений коммуникативной компетентности педагогов.
С целью определения актуальности и перспективности обучения педагогов коммуникативным навыкам, а также необходимости школьному психологу инвестировать свои профессиональные усилия в это направление работы, можно использовать модель паруса, предложенную Еленой Сидоренко3. Данная модель позволяет оценить возможности и ограничения такого рода деятельности для конкретного специалиста, в каждой конкретной ситуации, характерной для определенного образовательного учреждения.
Следует сказать, что всегда есть то, что педагоги хотят, а есть то, что им действительно нужно. Это относится и к теме повышения эффективности педагогической коммуникации. Педагог-психолог может хотеть организовывать деятельность по обучению педагогических работников эффективной коммуникации, но при этом он не готов к практической реализации такого рода профессиональной задачи, у него нет или недостаточно возможностей и желания для ее решения.
3
Таким образом, выделяются следующие параметры оценки данной темы: "Они хотят", "Им нужно", "Я хочу", "Я могу". Оценивается каждый параметр по десятибалльной шкале, можно понять какой параметр ведущий, и как он влияет на общую картину. Наглядно модель паруса можно представить, нарисовав четыре вектора, исходящие из одной точки под прямыми углами, где вектор - это параметр оценки.
Полностью расправленный идеальный парус будет в том случае, когда каждый параметр получает максимальную оценку: педагогам нужно повысить эффективность коммуникации, и они этого хотят, а психологи хотят и могут им в этом помочь. В жизни идеальный парус встречается крайне редко.
Важность и нужность работы в этом направлении обсуждалась выше и для большинства специалистов не подлежит сомнению. Поэтому параметр "Им нужно" имеет, как правило, высокую оценку. Параметр "Они хотят" определяется мотивацией педагогов и может иметь различные оценки в зависимости от конкретной ситуации. Как правило, это низкие оценки.
Многое зависит от параметра "Я хочу", то есть от желания и мотивации самого педагога-психолога. Низкие показатели по названному параметру меняют его значение, актуализируя противоположный - "Я не хочу". Возникает вопрос: почему? Можно предположить, что нежелание связано с отсутствием интереса к этому вопросу или с негативным отношением к этому аспекту работы. Возможно, это также связано со сложностью коммуникации с педагогами по вопросам их профессиональной компетентности, с негативными тенденциями в самой коммуникации педагога и психолога, с недостаточной развитостью коммуникативных навыков и у педагогов-психологов и др. В каждом конкретном случае этот параметр анализируется отдельно.
Параметр "Я могу" напрямую зависит от профессионального мастерства педагога-психолога, от наличия у него профессиональных инструментов для обучения эффективной педагогической коммуникации.
Как показывает практика применения этой модели, результат проведенной оценки носит субъективный характер. У каждого психолога он индивидуален.
От того, как выглядит парус, будет понятно насколько перспективна разработка данного направления деятельности педагога-психолога. Главный признак перспективности - это высота паруса. Чем выше мачта паруса, тем скорее движется судно. То есть, перспективность зависит от желания психолога заниматься этим вопросом и веры его в то, что это очень важно для педагогов и их профессионального роста и развития. Параметр "Они хотят" - дело наживное. Он может развиться в процессе активных действий педагога-психолога. Когда педагоги поймут, что развитие коммуникативной компетенции не только полезно, но и интересно, что она облегчает им решение многих профессиональных задач и помогает конструктивно разрешать многие сложные педагогические ситуации, фактор "Они хотят" наберет силу.
Поскольку важность обучения эффективной коммуникации продиктована запросом общества и спецификой школьной практики, то остается только задуматься с чего начинать движение в этом направлении. Возможно, первым шагом станет анализ собственного опыта, собственных возможностей и ограничений, а затем будут поставлены задачи профессионального развития и совершенствования профессионального мастерства.
Известно, что с неумением бороться легче, чем с нежеланием. Самое сложное в этом - технологии обучения, которые следует актуализировать, заимствовать, разрабатывать и апробировать на практике, постепенно увеличивая вес параметра "Я могу". Факторы "Я хочу" и "Я могу" тесно связаны между собой. Таким образом, парус, вытянутый по вертикали, постепенно раскрывается и по горизонтали и становится устойчивым и профессиональная лодка психолога может плыть в этом направлении уверенно.
Выделим главные моменты:
- Желание школьного психолога обучать педагогов эффективной коммуникации важнее его умения.
- Оценка нужности обучения важнее желаний педагогов, так как они могут еще не осознавать потребности в этом. Психолог - профессионал, а значит лидер. Лидер видит дальше.
- Если психолог делает только то, что умеет делать или то, что от него хотят другие, то это эксплуатация существующей компетентности без инвестиций в ее развитие.
- Общее правило для принятия решения психологом о том, стоит ли вкладывать свои усилия в обучение педагогов эффективной коммуникации таково: "Я хочу это делать" + "Я верю в то, что это нужно другим". Главное - это собственная мотивация к работе. Именно свой драйв нужно выявлять, лелеять и оберегать в себе. Интерес важнее умений и чужих запросов.
Модель паруса позволяет определить и направления развития данной темы и величину необходимого прироста по каждому направлению.
Для работы в направлении обучения коммуникации нужна модель профессионального мастерства психолога, в которой каждый из параметров можно развивать и совершенствовать. Мастерство обучения коммуникации определяется четырьмя основными компетенциями: мастерство в создании концепции обучения, мастерство в создании или эффективном использовании уже имеющихся технологий эффективной коммуникации, мастерство в создании или использовании обучающих (тренерских) технологий и создание имиджа психолога (самопрезентация, позитивное влияние, компетентность, стимулирование интереса к своей личности и др.).
Начиная работать в направлении обучения эффективной коммуникации, педагог-психолог может осуществить самодиагностику по каждому из названных параметров мастерства. После этого стоит наметить желаемый уровень по каждому из параметров и выделить приоритетные направления профессионального развития.
Как видим, и возможности и ограничения содержат в себе огромный ресурс. Возможности позволяют педагогу-психологу актуализировать и успешно применять на практике уже имеющиеся профессиональные компетенции, а ограничения, попадая в фокус внимания, стимулируют его активность и позволяют наращивать профессиональное мастерство. А уже использование профессионального мастерства в сфере обучения эффективной коммуникации на практике - вопрос времени.
Литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая Академия, 1995.
2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В.А.) - М.: Издательство "Академия", 2007.
3. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - СПб: Издательство "Речь"; OOO "Сидоренко и Ко", 2008.
4. Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. - М.: Издательство "Альпина Паблишерз", 2010.
5. Эрик Парслоу, Моника Рей. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. - Спб: Издательство "Питер", 2003.
Viperson