А вот бывший глава ЦБ Виктор Геращенко не явился в суд для дачи свидетельских показаний по уголовному делу замначальника московского управления ЦБ Александра Алексеева. О причинах своего отсутствия он не сообщил. Возможно, у юристов ЦБ появились опасения, что обвинители захотят привлечь к суду и самого Геращенко.
Экс-председателя ЦБ напрасно ждали сегодня в Замоскворецком межмуниципальном суде - туда он был вызван в качестве свидетеля для дачи показаний по уголовному делу замначальника ГТУ ЦБ по Москве Александра Алексеева. Не сообщив о причине своего отсутствия, на слушания не приехал и его бывший первый заместитель Сергей Алексашенко, который также проходит по делу Алексеева в качестве свидетеля.
Свидетельские показания суду в понедельник дала только первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова, которая встала на сторону защиты. По словам Парамоновой, она не видит никаких нарушений в действиях Алексеева при выдаче в 1998-1999 годах кредитов банку "СБС-Агро". В своих показаниях первый зампред повторила аргументацию самого Александра Алексеева, который заявил суду, что в 2001 году Московский арбитражный суд утвердил мировое соглашение между "СБС-Агро" и его кредиторами, согласно которому срок возврата кредитов отсрочен для "СБС-Агро" на 25 лет. Таким образом, заявила Парамонова, "ни Банк России, ни государство не понесли ущерба".
Кроме того, Татьяна Парамонова напомнила суду, что согласно закону о ЦБ "государство не несет ответственности за обязательства ЦБР, и наоборот". Она подтвердила свидетельские показания других работников Центробанка, которые заявили в суде, что по данному закону все они за исключением председателя банка не являются госслужащими.
К слову о долгах первый зампред отметила, что не только "СБС-Агро" является должником Центробанка. "Государство у нас тоже должник и очень большой", - сказала Парамонова.
Примечательно, что не только свидетельствования Парамоновой, но и все остальные показания, данные по делу Алексеева до настоящего времени, пока идут только на пользу обвиняемому.
По словам одного из защитников подсудимого Алексея Москалева, все вызванные прокуратурой в суд свидетели "оказались по другую сторону баррикад, выступив на стороне подсудимого".
В ближайшее время суд планирует допросить шесть свидетелей, двое из которых - Геращенко и Алексашенко являются так называемыми свидетелями со стороны обвинения. Среди четверых свидетелей, которые вызваны в суд по ходатайству защиты, директор сводного экономического департамента Центробанка Надежда Иванова, которая оформляла так называемые лимитные извещения - разрешения на выдачу кредитов, а также бывший вице-премьер правительства России, экс-министр сельского хозяйства Владимир Щербак.
Защита уверена в том, что показания Геращенко не нарушат благоприятную для подсудимого тенденцию. По словам Москалева, бывший председатель ЦБ в свое время направил шесть писем в адрес Генерального прокурора Владимира Устинова с просьбой прекратить в отношении Алексеева уголовное дело, утверждая, что оно возникло "по надуманным основаниям", и отказался заявить ЦБ гражданским истцом по делу, указав, что государству не был причинен ущерб.
Как уже писала "Газета.Ru", дело Александра Алексеева связано с бурными событиями в российской банковской системе, которые развернулись после августовского кризиса 1998 года. Тогда, как известно, Центробанк помог удержаться на плаву крупнейшим или, как тогда любили говорить, "системообразующим" банкам. Среди них был и возглавляемый Александром Смоленским "СБС-Агро".
В ноябре 1998 года СБС получил от ЦБ стабилизационный кредит в 5,86 млрд руб., причем гарантами по кредиту выступили 40 субъектов федерации. Региональные власти были заинтересованы, чтобы сельхозпредприятия смогли разморозить свои счета в СБС и нормально подготовиться к весеннему севу.
Кредит, как известно, так и не вернули, и Генпрокуратура сочла, что при выдаче кредита имели место признаки мошенничества. В 2000 году было начато расследование. Виктор Геращенко, будучи еще председателем ЦБ, успел в нем поучаствовать - 10 января 2001 года следователи уже допрашивали его в качестве свидетеля по делу о кредите "СБС-Агро".
Обвинение в конце концов предъявили тому, кто просто поставил свою подпись под документами о выдаче кредита - замначальника МГТУ ЦБ Александру Алексееву.
8 апреля 2002 года наконец начался суд. Перспективы обвинения изначально выглядели не слишком радужно. Как утверждает защита, сама обвинительная статья выбрана неправильно. Алексеева пытаются осудить по стандартной для российских чиновников 286-й статье УК - "Превышение должностных полномочий". Тут адвокатам пришел на помощь не определенный пока правовой статус ЦБ. Они утверждают, что поскольку сотрудники Банка России не являются государственными служащими, то и обвинять их нужно по какой-нибудь другой статье. И не Алексеева, который просто выполнил приказ начальства, а кого-нибудь повыше.
К тому же ЦБ неожиданно получил поддержку от Счетной палаты, которая представила отчет, свидетельствовавший, что никаких злоупотреблений при использовании кредита не было.
Теперь слово за Виктором Геращенко, который, впрочем, в суд идти не торопится. Свою точку зрения на это дело он повторил недавно в интервью "Известиям": "Я Устинову (генеральный прокурор. - "Газета.Ru") говорил: "Чего вы по мелочи придираетесь - подайте в суд на правление". Все правление - преступники: выдали деньги лично Александру Смоленскому".
Возможно, юристы Центробанка опасаются, что Генпрокуратура поймает Виктора Геращенко на слове. И его сегодняшнее отсутствие в суде объясняется этой причиной. Впрочем, не исключено, что Геращенко не пришёл в суд по своей собственной воле - просто потому, что считает дело сфабрикованным.
Следующее заседание суда состоится завтра, 7 мая. "Газета.Ru" сообщит о его итогах.
06 МАЯ 2002
http://www.gazeta.ru/2002/05/06/tatjanaparam.shtml