Эксклюзив
29 июня 2009
24778

Татьяна Веремеева: Информационно-коммуникационное обеспечение политики реформирования ОАО `РЖД`

В современных условиях хозяйствования железнодорожный транспорт является основой транспортной инфраструктуры Российской Федерации, он играет исключительную роль в создании условий для модернизации и перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики. Опережающее расширение и модернизация железнодорожной сети, совершенствование технологий перевозок являются основой конкурентоспособности и социально-экономического развития страны, способствует поддерживанию высокого уровня обороноспособности, безопасности и целостности государства, а также созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

"Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны и мирового хозяйства в целом, что обуславливает значимую роль транспорта и в качестве эффективного политического средства национального влияния и контроля" (1), таким образом можно отметить, что развитие железнодорожного транспорта оказывает существенное влияние на политическое, социальное, экономическое и культурное развитие России.

Железные дороги России являются второй по величине транспортной системой мира (7 %), уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США (рис. 1.1.).(2)

Рис 1. см. в приложении
В обеспечении пассажирских и грузовых перевозок доля железнодорожного транспорта составляет более 40% от всего транспорта России, поэтому от его работы напрямую зависит государственная безопасности страны, защита национального суверенитета, укрепление единства экономического и политического пространства, социально-экономическое и культурное развитие регионов, обеспечение потребности граждан в перемещении и перевозках и многое другое.

В XXI веке информационных технологий в развитых странах при решении межгосударственных отношений, а также вопросов государственного устройства все чаще вместо силовых методов используются компромиссные, и диалоговые формы взаимодействия и партнерские отношения. Эффективные связи и отношения между людьми, государством и гражданским обществом являются залогом успешного развития всех экономических, социальных и духовно-нравственных процессов.

Решающую роль во всех процессах прогрессивного развития общества также играет общественное сознание, которое в большей степени формируется через свободные СМИ и СМК (система массовых коммуникаций). Коммуникация - это информационный процесс, при котором происходит взаимодействие, общение между людьми с целью передача информации, знаний, мнений. Коммуникацию можно рассматривать так же и как социальную функцию политики, которая осуществляется для "поддержания контактов между властью и населением, содействия процессам формирования политической консолидации, предотвращения социальной напряженности, социальных взрывов и обеспечения эффективного развития общества" (3)

Для поиска компромисса и налаживания баланса интересов всех социальных групп и участников рынка необходимо применение новых форм влияния и взаимодействия, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), разработку под конкретную задачу индивидуальных PR-проектов, маркетинговых программ, рекламных компаний. Информационно-коммуникативные технологии "существенно изменяют содержание различных видов деятельности, прежде всего административной, повышает эффективность управления, выводит на новый более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия политических решений, взаимодействие гражданского общества и государства"(4).

Итак, можно отметить, что современная экономика способна эффективно развиваться лишь в условиях свободного потока знаний, информации, создания рынка идей и инноваций. Динамичное развитие информационных процессов в России требует новых управленческих, социальных и информационно- коммуникативных подходов в деятельности предприятий и подразделений всей транспортной системы.

При решении непростых производственных задач на транспорте необходимо учитывать, что важным ресурсом эффективного развития и прогресса современного общества стала информация, так как она является совокупностью знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах, событиях. С помощью информации происходит адаптация и социализация индивидуума в социуме, поэтому лишь при наличии развитых и эффективно функционирующих информационных каналов, технологий и процессов устанавливаются взаимовыгодные отношения между властью и обществом.

Взаимовлияние и взаимозависимость общества и власти осуществляется в большей степени через СМИ и СМК, которые и обеспечивают "эффективное социально-политическое и экономическое управление в целом и оптимизацию взаимодействия органов управления и самоуправления в интересах личности, общества и государства".(5)


Органы государственной власти формируют стратегию и тактику социальной политики, разрабатывают законодательную и правовую базу и через исполнительные органы реализуют социальные программы, мероприятия и решения. Основной задачей при этом является консолидация общества, налаживания между государством, бизнесов и различными группами общества социального партнерства и взаимопонимания.
    
Социальные функции политики порождаются потребностями общества, проявляются в деятельности всех институтов государства, политической системы и гражданского общества. Основная роль в реализации социальных функций политики принадлежит государству в лице органов государственной власти, а также обществу, т.е. общественным объединениям. Необходимо иметь в виду, что наряду с решением важных экономических задач железнодорожный транспорт обязан обеспечить эффективное выполнение общегосударственных и социальных функций.

К государственным функциям, выполняемым железнодорожным транспортом можно отнести:

-    межотраслевое регулирование и субсидирование отдельных отраслей экономики;

-    осуществление специальных и воинских перевозок;

-    содержание мобилизационных объектов и резервов, выполнение мероприятий, связанных с прикрытием железных дорог и обеспечением их устойчивой работы в чрезвычайных ситуациях;

-    содержание сезонных и географических резервов пропускных способностей и подвижного состава, для поддержки отечественной промышленности.
К социальным функциям, выполняемым железнодорожным транспортом можно отнести:

-    обеспечение для всех граждан РФ равных возможностей в грузовых и пассажирских перевозках;

-    субсидирование необходимого объема и качества социально значимых пассажирских перевозок за счет общего финансового результата деятельности железнодорожного транспорта.

Эффективное исполнение экономических, социальных и государственных функций в деятельности железнодорожного транспорта является сложной управленческой задачей, для решения которой требуются согласованные действия Правительства Российской Федерации, федеральных, региональных и местных органов власти, а также менеджмента всех хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта, использование современных управленческих информационно-коммуникативных технологий.

При реализации поставленных задач на железнодорожном транспорте используются также новые принципы и методы хозяйствования, обеспечивающие сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования. В целях гарантированного решения государственных задач сохраняется государственный контроль и регулирование над инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, но одновременно формируются рыночные механизмы развития конкурентного рынка грузовых и пассажирских перевозок.

Так "с целью разделения на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления" (6) Правительство Российской Федерации было принято решение о необходимости создания в 2001 году открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"). Учредителем и собственником акций ОАО "РЖД" является Российская Федерация, а компании ОАО "РЖД" переданы от Министерства путей сообщения функции управления, осуществления и оптимизации хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. Для эффективного развития отрасли и модернизации производственной базы железных дорог привлекаются инвестиции, средства государства и частного капитала, активно используются инновации, новейшие технологии и научные разработки.

Реформирование ОАО "РЖД" осуществляется в три этапа, привлекаются инвестиции государства, частный капитал, активно используются инновации, новейшие технологии и научные разработки. В ходе первого этапа была сформирована нормативно-правовая база акционирования системы железнодорожного транспорта и создана компания ОАО "РЖД". Основной задачей информационного обеспечения первого этапа было информирование общества о целях создания Компании, формирование ее нового образа как субъекта рыночных отношений. К сожалению, на этом этапе недостаточно уделялось внимание освещению вопросов бизнес-деятельности ОАО "РЖД", борьбе за потребителя и повышение качества услуг для населения.

На втором этапе стояла задача реорганизации системы управления и собственности самой компании ОАО "РЖД", ее становление самостоятельной коммерческой, и в тоже время социально ориентированной бизнес структурой. Взаимоотношения Компании со своими ключевыми целевыми аудиториями становились более сложными, что в свою очередь требовало проведение постоянной разъяснительной информационной политики относительно развития бизнеса ОАО "РЖД". На втором этапе посредством СМИ, проведением специальных акций и кампаний активно освещалась деятельность руководства Компании, ее тарифная и инвестиционная политика, проблемы бизнес-деятельности, формировался новый логотип и бренд ОАО "РЖД".

Целью третьего этапа является превращение ОАО "РЖД" в холдинговую компанию, полноценного самостоятельного участника транспортного рынка, для получения максимума прибыли и сокращению издержек, при этом, выполняя все социальные обязательства перед государством - основным акционером ОАО "РЖД". На данном этапе реформирования информационно-коммуникативная деятельность является инструментом повышения эффективности экономической, финансовой и социальной деятельности Компании, меняется стратегия разъяснения содержания реформы на стратегию пропаганды ее позитивных результатов и значимости для страны реформы ОАО "РЖД", так как ее основные цели соотнесены с целями развития транспортной системы России на ближайшие десятилетия.

Обозначим основные цели и задачи деятельности ОАО "РЖД", соотнесенные с целями развития железнодорожного транспорта, обозначенные в Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года (7):


-    создание современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

-    повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

-    повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

-    повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

-    улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Основные стратегические цели ОАО "РЖД" изложены также в ее Уставе: "Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли" (8).


Особенностью состояния ОАО "РЖД" является двойственность задач, с одной стороны, Компания как коммерческая структура стремится к максимизации прибыли и сокращению издержек. С другой стороны ОАО "РЖД", являясь элементом социально-экономической политики государства, осуществляет оказание социально-значимых услуг, обеспечивает решение государственных транспортных задач, что влечет значительные издержки и сокращение прибыли. Задача объединения коммерческой и политической функции создает двойственное положение Компании, что вызывает противоречия ее интересов и неизбежно находит отражение в системе взаимодействия ее с внешними аудиториями. Более того, проводимая реформа ОАО "РЖД" неизбежно сказывается на финансово-хозяйственной и социальной деятельности многих участников рынка, производственных структур и различных аудиторий.

В сложившихся условиях информационно-коммуникативное сопровождение всех производственных процессов в ОАО "РЖД" является отдельной политической задачей. Руководству Компании необходимо проводить продуманную и взвешенную информационную политику, а также выстраивать эффективную систему внутренних и внешних коммуникаций с целью снижения рисков и сглаживания существующих противоречий. Для решения этих задач в ОАО "РЖД" на первом этапе реформирования в 2001 году был создан отдел по связям с общественностью, который за 5 лет преобразовался в Департамент корпоративных коммуникаций (ЦОС), который выполняет функцию координатора и модератора информационно-коммуникативной политики Компании.

Информационно-коммуникативная система ОАО "РЖД" должна ориентироваться на реализацию основных стратегических задач, а также на нейтрализацию политических, социальных, имиджевых рисков, возникающих в процессе деятельности Компании. Эффективно действующая система информационных коммуникаций позволяет распределить усилия между отдельными функциональными структурами и подразделениями ОАО "РЖД", сохраняя единство принципов информационной политики и контроль над результатами коммуникативной деятельности Компании.

Необходимо отметить, что сложившиеся в России за последнее десятилетие политические и социально-экономические отношения сформировали огромное количество участников рынка с различными нуждами и потребностями, что в свою очередь требует проведения сегментации рынка потребителей и услуг для выявления и учета их интересов. Деятельность ОАО "РЖД" оказывает значительное влияние на финансово-хозяйственное и социальное состояние многих участников рынка, производственных структур и различных аудиторий. Учитывая эти обстоятельства для эффективной реализации внешней и внутренней информационно-коммуникативной политики специалистами Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" все участники взаимодействия с ними были разделены на целевые аудитории (блоки) в соответствии с их специфическими интересами:

- органы государственной власти (пропаганда социально-политического и экономического значения ОАО "РЖД " для России);

- профессиональные аудитории (финансово-хозяйственная деятельность и бизнес-стратегия развития Компании);

- широкие слои населения (социальная тематика и пропаганда положительных результатов реформирования ОАО "РЖД").

Компания с каждой группой выстраивает индивидуальные взаимоотношения и решает определенные задачи с учетом взаимных интересов. Так как 100 % акций ОАО "РЖД" принадлежат РФ, то есть владельцем компании является государство, в ее деятельности органы государственной власти в первую очередь интересуют выполнение государственной транспортной политики, обеспечение социальных обязательств перед гражданами страны. Общество в целом и каждого гражданина в отдельности в деятельности ОАО "РЖД" больше интересует набор, доступность и качество предоставляемых услуг, сохранение системы социальных льгот. Бизнес сообщество и профессиональные структуры в наибольшей степени интересует финансово-хозяйственная деятельность компании, возможности выстраивания взаимовыгодных партнерских отношений и извлечения из них прибыли

Эти обстоятельства создают особый политический аспект в деятельности Компании, который выдвигает специфические требования к коммуникативной деятельности ОАО "РЖД":

- прогнозирование и предупреждение социальных рисков, вязанных с деятельностью ОАО "РЖД", которая является для государства основообразующей компанией;
    
- пропаганда социальной значимости и позитивных достижений Компании в области выполнения социальных задач;
    
- демонстрация роли ОАО "РЖД" в социально-политической системе РФ и пропаганда значимости Компании для имиджа страны в системе внешнеполитических отношений;

- демонстрация позитивных финансово-хозяйственных результатов деятельности с целью освещения инвестиционной привлекательности Компании.
Таким образом, ОАО "РЖД" в своей деятельности объединяет политические и коммерческие функции в соответствии с этим все стратегические задачи можно разделить на следующие блоки:

-    политический;

-    структурно-управленческий;

-    маркетинговый;

-    репутационный;

-    социальный;

-    ресурсообеспечивающий.

В каждом стратегическом блоке решаются многие тактические и оперативные задачи такие как:

- прогнозирование и предупреждение социальных, политических, репутационных, имиджевых рисков ОАО "РЖД", как основного участника политических и экономических процессов РФ;

- пропаганда позитивных и социально значимых результатов реформирования и деятельности Компании для повышения ее инвестиционной привлекательности;

- демонстрация роли и пропаганда значимости деятельности ОАО "РЖД" в социально-политической системе РФ;

- разъяснение руководством основных позиций Компании в транспортной системе страны, в соответствии с этим целей и задач деятельности ОАО "РЖД".

На третьем этапе реформирования, начавшемся в 2006 году, специалистами Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" была проведена более подробная классификация целевых аудиторий взаимодействия с Компанией:

- политические элиты (зарубежные, федеральная и региональная политические элиты);

- деловые аудитории (инвесторы, участники транспортного рынка, в том числе конкуренты, партнеры, клиенты);

- "пассажирские аудитории (широкие слои населения- пассажиры; представители групп социального риска - пенсионеры, малоимущие, студенты, инвалиды и т.п.; молодежь, творческая интеллигенция);

- зарубежные аудитории (партнеры, клиенты, инвесторы);

- служебные аудитории ( СМИ, экспертное сообщество);

- внутренние аудитории (представители топ-менеджеров ОАО "РЖД", руководство филиалов и дочерних компании, рядовые сотрудники ОАО "РЖД", корпоративные СМИ).

На данном этапе реформирования основными стратегическими целями информационно-коммуникативной деятельности Компании являются:

- разделение социальной финансово-хозяйственной проблематики в рамках информационно-коммуникативной политики ОАО "РЖД";

- переход от стратегии разъяснения развития Компании к пропаганде полученных позитивных результатов реформы ОАО "РЖД";

- дифференциацию содержания, технологий, каналов и инструментов коммуникаций в зависимости от целевых групп;

- оптимизация системы внутренних коммуникаций Компании.

Для эффективного решения поставленных задач используются различные инструменты трансляции и коммуникативные каналы передачи информации: общественно-политические, деловые и отраслевые СМИ, центральное и кабельное телевидение, служебные документы, личные связи и персональные коммуникации, интернет пространство, адресная рассылка, прямая реклама, кросс-продажи, скидки, различные пакет услуг, различные акции и PR кампании, лотереи, конкурсы и пр. Для обеспечения устойчивой работы Компании используется также весь комплекс нормативных, организационных, экономических и технико-технологических мероприятий, а также применяются современные управленческие и информационно-коммуникативные технологии и средства их реализации (средства вычислительной техники и связи, сбора и преобразования информации и т.д.).

Необходимо отметить, что при решении достаточно сложных задач третьего этапа реформирования специалисты Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" в соответствии с различными видами деятельности используют в своей работе различные типы коммуникаций (табл.1.)
 

 

Табл. 1. Виды деятельности и преобладающие типы коммуникаций

 

Вид деятельности PA GR PR BR CR MI
Транспортная политика  + + + +   +
Реформирование железных дорог   + + +    
Привлечение частного капитала     + +    
Пассажирские перевозки   + +      
Грузовые перевозки     + +    
Отношения с профсоюзами     +   +  
Отношение с персоналом         +  
Международная политика + + + +   +

 

PA - политические отношения (Public Affairs)
GR - отношения с органами власти (Government Relations)
PR - отношения с общественностью (Public Relations)
BR - деловые отношения (Business Relations), отношения между хозяйствующими субъектами
CR - корпоративные отношения (Corporate Relations), система внутрикорпоративных отношений
MI -деловая разведка (Market Intelligence)

Из представленной таблицы видно, что для всех секторов взаимодействия наиболее используемым типом коммуникации является PR или отношения с общественностью. Наибольшее же количество разных типов коммуникаций используется при реализации международной и транспортной политики, целями которых является решение целого комплекса сложных и разноплановых задач.

Существующую систему информационных коммуникаций ОАО "РЖД" можно разделить на внешние и внутрикорпоративные. Тактическими задачами внешних коммуникаций являются:

- постоянное информационное сопровождение деятельности первого лица и топ-менеджеров ОАО "РЖД";
    
- постоянное взаимодействие с органами государственной власти, бизнес сообществом и общественностью;

- информирование основных аудиторий о целях и результатах деятельности Компании;
    
- контроль актуального состояния информационного поля и публичной репутации Компании.
    
Задачами внутрикорпоративной деятельности являются:
    
- информационный обмен в системе горизонтальных коммуникаций между подразделениями ОАО "РЖД";
    
- взаимодействие с дочерними и зависимыми предприятиями Компании;
    
- информирование рядовых сотрудников о целях и текущем положении Компании в рамках развития системы мотивации персонала.

Внутрикорпоративные коммуникации можно разделить на горизонтальные (между различными подразделениями самой Компании) и вертикальные (между ОАО "РЖД" и ее дочерними предприятиями). Внутрикорпоративные коммуникации призваны обеспечивать содержательное единство взаимодействия с внешними аудиториями, а так же согласованные действия всех подразделений, предприятий и сотрудников Компании. Они ориентированы, прежде всего, на создание единой информационной среды для сотрудников ОАО "РЖД" и членов их семей в целях формирования корпоративной культуры и поддержки инициатив государства и менеджмента компании.

Важно отметить, что в системе информационных коммуникаций ОАО "РЖД" для анализа информационного пространства и установления постоянного контакта с обществом существует механизм обратно связи, который функционирует как горячая линия, социологические опросы, интернет форумы и конференции, отраслевые мероприятия по изучению общественного мнения по тем или иным вопросам и т.п.

Эффективность информационно-коммуникативной деятельности Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" в большей степени определяется мерой результативного информационного воздействия, поведением и отношением всех целевых аудиторий к Компании, контролем и влиянием на общественное мнение, снижением рисков и конфликтных ситуация, повышение доверия и инвестиционной привлекательности ОАО "РЖД", достаточной прозрачностью и открытостью деятельности Компании.

Для оптимизации информационно-коммуникативной системы ОАО "РЖД" необходимо постоянно расширять и совершенствовать исследовательский инструментарий, активизировать рекламную и PR-деятельность, усовершенствовать систему обратной связи и внутрикорпоративных коммуникаций, разрабатывать и проводить комплекс брендинговых, гуманитарных программ и пр.

На сегодняшний день деятельность Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" достаточно успешна, она соответствует интересам и задачам Компании. Надо отметить, что дефицита в информации об ОАО "РЖД" в информационном пространстве страны нет, она носит достаточно позитивный характер, необходима лишь большая содержательная проработка материалов, а также более активное использование имеющихся современных информационно-коммуникативных технологий и техники.

________________________________________________________________________________

1. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития/ В.И.Якунин. М.:ЗАО "Издательство "Экономика", 2006. - 432с.

2. См.: постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 (в ред. от 31 мая 2006 г. N 338) "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4859

3. Политология: Учебник/ Под общ. ред. В.С.Комаровского.-М.:Изд-во РАГС,2004-520 с.

4. Политология: Учебник/ Под общ. ред. В.С.Комаровского.-М.:Изд-во РАГС,2004-520 с.

5. Коноваленко С.В., Киселев А.Г. "Информационная политика в России" Монография.-М:РАГС,2004.- 528с., илл. С 1

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 г. Москва "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года N 45

8. Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденный Постановлением Правительства РФ N585 от 18.09.2003.

29.06.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован