Полтора года, минувшие с начала работы Государственной думы четвертого созыва, были отмечены многими новациями. На повестке дня - модернизация системы здравоохранения. Еще не рожденные законы уже обрели множество версий и слухов. Что нас ждет на самом деле? Об этом и других проблемах здравоохранения страны рассказывает председатель комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева.
- Вряд ли кто будет спорить, что модернизация назрела, что ее надо начинать безотлагательно. Нынешняя ситуация не устраивает ни врачей, ни пациентов. Я еще ни от кого не слышала, что все у нас хорошо и ничего менять не надо. Другой вопрос: как проводить модернизацию, какой путь выбрать? Какое здравоохранение мы должны получить?
Вот на эти вопросы и должны ответить законопроекты: об обязательном медицинском страховании, о государственных гарантиях медицинской помощи, о государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях, об автономных учреждениях, - работа над которыми завершается в правительстве. Мы считаем, что дополнительно в этот пакет должны быть включены и проекты законов о регулировании частной медицинской деятельности, о страховании профессиональной ответственности медицинских работников. Мы не намерены наступать на старые грабли, а потому, чтобы исключить даже малейшую возможность повторения проблем, возникших при реализации закона о монетизации льгот, все законопроекты, направленные на совершенствование здравоохранения, должны пройти тщательную научную экспертизу, широкое общественное обсуждение.
Цель этих реформ - обеспечить доступность медицинской помощи и улучшить ее качество. Самое главное "стартовое" требование - устранить дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и тем, что дается реально. Сегодня дефицит средств по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 30-40 % от потребности. Чем он покрывается? Вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Пока мы спорим, фактически на основе сети бюджетных медицинских учреждений сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой нет никакой социальной справедливости. Когда происходит нечто подобное и государственные гарантии оказываются пустой декларацией, подрывается доверие населения к государству, к его институтам социальной защиты.
На наш взгляд, существуют два подхода к решению этой задачи.
Первый. Рассчитать реальные потребности населения в видах и объемах медицинской помощи, сохраняющей жизнь и здоровье человека. Вполне допускаю, что итоговая цифра будет немалой. Что ж, значит, придется искать дополнительные источники финансирования здравоохранения. Это может быть, например, часть акцизов с продаж алкоголя и табака, отчисления от доходов игорного бизнеса и т. д.
Второй подход. Опираться только на внутренние резервы, повышая эффективность всех ресурсов здравоохранения. Однако на этом пути всех проблем с финансированием отрасли не решить. Более того, будет продолжаться углубление пропасти между здравоохранением для бедных и богатых.
К тому же еще и проблема экономических территориальных различий. Разница в финансировании территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи в расчете на одного жителя составляет 15 раз! Не в последнюю очередь это обусловлено природными условиями региона. Очевидно, что в Западной Сибири, богатой природными ресурсами, больше возможностей для развития социальной сферы, чем, например, в Ивановской или Тамбовской областях. Другое дело, что эти возможности надо еще умело использовать.
Сняв эти проблемы, можно принимать закон о здравоохранении в Российской Федерации, регламентирующий деятельность здравоохранения как системы.
Большая проблема - здоровье детей, которое ухудшается год от года. За последние пять лет число детей-инвалидов увеличилось на 155 тысяч, и сейчас в России их более 600 тысяч. А если добавить к этому, что показатели младенческой смертности в России в 2-3 раза выше, чем в европейских странах, что стабильно высок уровень гибели детей в возрасте от десяти до семнадцати лет от суицидов, травм, несчастных случаев?
Мы же продолжаем действовать на уровне деклараций. Пора, наконец, переходить от слов к делу. Считаю, что прежде всего надо решить две задачи: системно проанализировать действующее законодательство, убрав из него все нормы, нарушающие права детей; нормально, цивилизованно профинансировать детское здравоохранение. Сейчас никто толком даже не знает, сколько стоит охрана здоровья детей.
Словом, надо значительно повысить эффективность законотворческой работы. Времени на раскачку у нас нет.
Ивановская Земля, Город: Иваново
Дата: 16 Июня 2005