29 апреля в Окружной думе прошли депутатские слушания. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Думы Таймырского АО, поводом для обсуждения послужила новая редакция федерального закона о местном самоуправлении. Хотя данный законопроект рассмотрен Государственной Думой только в первом чтении, заинтересованность в ходе предстоящей муниципальной реформы уже сегодня проявили представители всех уровней и ветвей власти Таймыра. Ведь преобразования в этой области, по мнению специалистов, - это самый масштабный реформаторский проект за последнее десятилетие. Суть же его, как говорит идеолог и главный разработчик проекта Дмитрий Козак, заключается в том, что изменение законодательства даст органам местного самоуправления самое главное - механизм обеспечения их полномочий и финансовых ресурсов, чего не было в действующем законе. Поэтому на сегодняшний день, согласно официальным данным, местное самоуправление отсутствует на 70% территорий РФ.
В начале дискуссии председатель постоянной комиссии Думы по региональной политике и местному самоуправлению Александр Чернявский, по инициативе которого состоялись слушания, сделал небольшой экскурс в историю становления и развитии местного самоуправления в России. Он также обосновал необходимость предстоящей реформы и высказал свою точку зрения на предложенный к обсуждению законопроект.
Затем с докладом по данному вопросу выступил начальник отдела по работе с общественными организациями и органами местного самоуправления правового управления Думы Алексей Тришкин. Он подчеркнул, что, несмотря на огромный поток поправок к проекту, существующий вариант, навряд ли, претерпит серьёзные изменения. По его словам, об этом достаточно красноречиво говорит тот факт, что из 7 тысяч поступивших поправок (второе чтение в связи с этим пришлось перенести с апреля на июнь 2003 года) на сегодняшний день рабочая группа рассмотрела больше половины, а рекомендовала профильной комиссии Госдумы для принятия всего 3 поправки. Поэтому таймырские законодатели и сочли целесообразным начать подготовку к грядущим преобразованиям, заранее выделив и осмыслив основные проблемы, с которыми придётся столкнуться в ходе реализации муниципальной реформы на территории округа. А их немало.
Так, участники слушаний отметили отсутствие в тексте закона чёткого и конкретного перечня полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления. Они также обратили внимание на то, что не прописан механизм распределения финансово-экономических ресурсов при создании новых муниципальных образований, что на практике может привести к дискредитации территориальной основы местного самоуправления, предусмотренной проектом. Кроме этого, документ не определяет специфики районов Крайнего Севера, учитывающей сложившиеся традиции самоуправления коренных малочисленных народов и особенности расселения на этих территориях.
В целом же, по мнению большинства присутствующих, новый закон, несмотря на заявленную децентрализацию власти, напротив, перераспределяет значительную часть полномочий субъектов в пользу центра. Поэтому неудивительно, что в регионах он не встретил однозначной поддержки. И на данный момент вопросов к нему больше, чем ответов. Нелёгкая судьба реформы практически очевидна. Начало её запланировано на 2005 год, но уже к 1 февраля 2004 года часть подготовительных мероприятий - определение границ муниципальных образований, бюджетные вопросы и другие - должна быть уже завершена.
В итоге обсуждения собравшиеся согласились с предложением депутатов создать рабочую группу с привлечением специалистов администрации и органов местного самоуправления округа для разработки необходимых нормативных правовых актов в области местного самоуправления, не просто отвечающих нормам федерального законодательства, но и учитывающих региональную специфику Таймыра.
www.regnum.ru
30.04.2003