Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.Качалова побывал с гастролями в Болгарии и Македонии.
По словам главного режиссера театра, народного артиста России, лауреата Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая, секретаря Союза театральных деятелей РФ Александра Славутского, гастроли драматического театра за рубеж и тем более в две страны на сегодняшний день явление не частое прежде всего из-за экономических проблем. Позволить себе такое может только театр, который поддерживается спонсором. В этом случае им традиционно выступает государство, в лице Правительства Татарстана. Благодаря этому казанский театр может позволить себе ежегодные полномасштабные гастроли, выезды за рубеж.
Для качаловцев это очень важно, так как гастроли - это всегда возникновение нового диалога между артистами и зрителями, что обогащает и питает творческий коллектив.
В Болгарию и Македонию казанский театр повез два сложных спектакля - "Пиковую даму" и "Трехгрошовую оперу". Помимо радости общения, благодарных откликов зрителей и привычного для представителей Татарстана шквала аплодисментов и полного аншлага, качаловцы получили приглашение принять участие в фестивале в городе Охриде (Македония), который традиционно проходит под открытым небом около одного из живописнейших озер страны.
В отличие от обычных зарубежных поездок на этот раз спектакли не сопровождались титрами с переводом - сюжетные фабулы театральной фантазии "Пиковая дама" и мюзикла "Трехгрошовая опера" были расписаны в специальных приложениях к программкам наподобие оперного либретто.
Гастроли театра имени Качалова прошли в рамках заключенного "тройственного" договора с театром имени К.Величкова города Пазарджик (Болгария) и Народным театром города Битола (Македония) о культурном содружестве. В рамках соглашения предполагается также обмен постановочными группами. Так что, вполне возможно, в ближайшем будущем на сцене качаловского театра поставят спектакли худ.руководительНародного театра г.Битола Любчо Георгиевски (Македония) и худ.руководитель театра им.К.Величкова Владлен Александров (г.Пазарджик, Болгария).
По мнению Александра Славутского отличие этих гастролей в том, что здесь не только были показаны одни из лучших спектаклей театра имени Качалова, но и установлены долгосрочные партнерские отношения.
Вместе с казанским театром в Болгарию и Македонию посетил министр культурыРеспублики Татарстан Ильдус Тарханов. Гостей из Татарстана принимали министры культуры двух стран, мэры городов и представители посольства.
Ожидается, что болгарский и македонский театры примут участие в Качаловском фестивале, который пройдет осенью 2005 года. На сегодняшний день идею проведения такого мероприятия уже поддержали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и Правительство республики.
Предполагается, что в фестивале также примут участие ведущие театральные коллективы России и зарубежья. Некоторые критики в последнее время отмечали увеличение количества музыкальныхспектаклей в репертуаре театра. Говоря об этом, Александр Славутский заметил, что настоящий драматический спектакль, даже если в нем мало музыки, всегда "музыкален", а спектакль, где музыка достаточно активно и мощно вписана в постановку, не может называться мюзиклом только по этой причине. К тому же мюзикл на сцене драматического театра имеет свои особенности, музыка здесь является дополнительным средством эмоционального воздействия на зрителя.
"Основная задача российского театра на современном этапе - выстоять. Если раньше он исполнял роль агитатора, которая нередко использовалась в политическихцелях, то теперь дело обстоит несколько иначе. За последнее время театр стал развлекательным учреждением, а спектакли товаром. Не учитывать этого нельзя. Поэтому сегодня мы должны противостоять напору пошлости и насилия, которые агрессивнонаступают практически во всех сферах жизни человека. Театру это вполне под силу", - считает Александр Славутский.
В последнее время, особенно за рубежом поднимают вопрос о переходе театровна самоокупаемость. "Большие театры со стабильным репертуаром не могут окупать свою деятельность полностью, поэтому вопрос государственной поддержки стоит очень остро. Вообще настоящее искусство, как и фундаментальная наука, окупает себя лишь только через определенное время.
Вложение средств в культуру - это вклад в генофонд народа. А что касается цифр, например, сегодня театр имени Качалова окупает свою деятельность на 35-37%, что является очень высоким показателем для России, - заметил Александр Славутский. - Вообще, хорошие доходы от культурных мероприятий доступны только малым группам актеров и антрепризам".
В летний период у качаловцев хлопот не убавилось. Как сообщает ИА "Intertat.Ru", сейчас в театре ведутся работы по завершению строительства склада декораций и репетиционного зала, ожидается продолжение строительства малой сцены, под которую уже заложен фундамент. Этот проект поистине уникален. Новые площади позволят качаловцам проводить камерные спектакли, музыкальные и поэтические вечера, необычные театральныепостановки, то есть по сути театр станет настоящим культурным центром.
Еще одна проблема состоит в том, что качаловский театр на сегодняшний деньне имеет ни одного репетиционного зала. Именно из-за этого задержалась работа над "Вишневым садом" Чехова. Вообще, по словам Александра Славутского, у театра должно быть два-три зала для проведения репетиций, иначе возникает ситуация, когда подготовка и показ постановок осуществляется на одной сцене, что ведет к потере времени на постоянную смену декораций. Однако, не смотря на все трудности, коллектив театра ведет активную репетиционную работу, готовясь к сезону, который планируется открыть во второй половине сентября. По мере готовности будут показаны3 премьеры, среди которых "Вишневый сад" Чехова, детский мюзикл "Буратино" и "Моя профессия - сеньор из общества" Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабузи - неаполитанская комедия, которая ставится москвичом Игорем Войтулевичем. Это не мало для театра им.Качалова, где ставка всегда делается не на количество, а на качество спектаклей.
02.07.2004
www.regions.ru