Эксклюзив
16 апреля 2015
2637

Теребихин В.М.: О проблеме духовно-нравственного развития

На официальном сайте Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) опубликован научный доклад эксперта Общественной палаты Республики Коми Теребихина В.М., в котором анализируются актуальные проблемы духовно-нравственного развития современного российского общества и предложен комплекс идей к проектированию политики духовно-нравственного преображения России и ее регионов. Учитывая актуальность проблем духовно-нравственного развития (духовно-нравственные факторы оказывают существенное влияние на развитие страны, лежат в основе причин кризисов, в том числе и экономических, всех трагедий, катастроф в том числе, и массовой гибели пассажиров «Булгарии» на Волге), а также то, что некоторые предложения автора по проектированию политики духовно-нравственного развития могут быть представлены в проект формируемой народной программы Общероссийского народного фронта, мы публикуем доклад (в сокращенном и упрощенном варианте для обсуждения общественности.

Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность

В.В. Путин о причинах трагедии теплохода «Булгария»

Если мы хотим видеть Россию великой державой, имея в виду не только уровень благосостояния и удовлетворения материальных потребностей личности, но ее духовное величие, то нам надо в первую очередь подумать о духовно-нравственном возрождении общества, поисках нравственных ориентиров для России

В.И. Добреньков – доктор философских наук, декан социологического факультета МГУ

Актуальность исследования заявленной в данном докладе проблемы, определяется тем, что «духовно-нравственное состояние общества имеет многокомпонентный статус» (А.В. Юревич). Духовный потенциал страны является одним из сущностных так называемых «несиловых» потенциалов российской государственности, важнейшим фактором осуществления инновационной модернизации государства. Кроме того, духовно-нравственные процессы являются индикатором состояния общества, следствием происходящих в обществе процессов и основой того, что ожидает общество в будущем;

Помимо этого, актуальность проектирования и осуществления политики духовно-нравственного развития определяется и необходимостью преодоления сложившейся системы противоречий: между кризисным состоянием духовно-нравственных процессов в российском обществе и отсутствием эффективной государственной политики в сфере духовного преображения России, а также, между системной комплексностью проблем духовно-нравственного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в сфере духовно-нравственного развития социума.

Результаты исследования духовно-нравственного здоровья нации, осуществленного автором доклада, изучение содержания монографических исследований, докторских и кандидатских диссертаций, материалов научных конференций, посвященных научной рефлексии проблем развития духовной сферы, позволяют сделать вывод, что интегральной и интегративной характеристикой современной духовной ситуации в России, духовно-нравственного состояния нации, является духовный кризис.

Учитывая, что данная категория, несмотря на ее активное использование, не имеет общепризнанного статуса в обществоведческом дискурсе, а существующие дефиниции не в полной мере соответствуют целям нашего доклада, мы предприняли попытку концептуализировать (эксплицировать) этот антропофеномен следующим образом:

Духовный антропокризис как многоаспектный, многокомпонентный, интегральный антропофеномен – «форма отражения современной духовно-нравственной ситуации и интегральная оценка духовного состояния России - составная часть системного антропологического кризиса, интегративная целостность (системоинтегрированность) двух относительно самостоятельных, но, взаимозависимых и взаимообусловленных кризисов: духовно-нравственного и духовно-аксиологического (духовно-ментального, духовно-экзистенциального).

Духовно-нравственный кризис - есть составная часть системного духовного кризиса, интегративная целостность относительно самостоятельных, но, взаимосвязанных кризисов: кризиса «нормативного духовно-нравственного поведения» населения, в том числе многих элитных групп, кризиса системы воспроизводства морали, а также, кризиса (дисфункциональности) традиционных институтов – субъектов, обеспечивать создание условий для духовно-нравственного развития населения, духовной консолидации и «духовной навигации» общества: традиционной семьи (семейных отношений), массового образования (прежде всего, его аксиолого-воспитательных, антропологически-экзистенциальных функций), масс-медиа («нравственный кризис информационного пространства России» (А. Щипков), кризиса политики в сфере воспитания, обеспечения идеологической, воспитательной функции государства, кризиса системы межпоколенческих отношений и др.

Духовно-аксиолого-экзистенциальный кризис - составная часть общего духовного кризиса российского социума, интегративная целостность, симбиоз относительно самостоятельных, но взаимозависимых и взаимообусловленных кризисов: комплекса идентификационных кризисов, экзистенциального кризиса («экзистенциального, аксиологического хаоса» (О.Генисаретский), ментального кризиса, «тяжелого психологического кризиса» (А.Л Журавлев, А.В. Юревич), «рефлексивной катастрофы (В.Е. Лепский), «духовной катастрофы» (И.Л.Полотовская), кризиса доверия, кризиса «миропонимательных» идеологических конструкций и др.

Понятие «духовный антропокризис», как антропореальность, характеризует многовекторный антропопроцесс негативных (в определенной степени - деградационно-патологических) изменений в функционировании духовно-нравственной сферы российского социума процессы.

Духовный антропокризис имеет «системокомплекс» феноменологически номинированных, идентифицированных, ярко выраженных многокачественных форм проявления.

В наиболее «системно-аргументированном изложении» формы проявления духовно-нравственного кризиса, «испарения морали» (Э.Гидденс), духовно-ценностной параномии приведены в монографии ректора Российского государственного социального университета В.И.Жукова «Социальный НАБАТ:наркотики, алкоголизм,бандитизм, аборты, табакокурение», статье «Нравственность в современной России» известных российских психологов А.В. Юревича и Д.В. Ушакова, а также, в проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ, и защите их нравственности», подготовленной Общественным Советом Центрального федерального округа».

Доминирующей тенденцией духовно-нравственного антропокризиса является усиление процессов дегуманизации общественных отношений.

Эмпирически, феноменологически духовно-нравственный кризис выражается в интенсивном росте и повышении уровня всех видов и форм делинквентного поведения населения при снижении его численности.

Пик данной антропотенденции наблюдался в начальный период спонтанной социетальной трансформации (1990-1995 гг.). Так, уровень убийств возрос в 1995 по отношению к 1990 году в 2 раза (к 2009 году – в 1.3 раза). Уровень самоубийств увеличился в 1995 году к 1990 году в 1.6 раза (в 2009 году он вернулся к уровню 1990 года). Смертность от убийств к 2002 году увеличилась в 2.2 раза (и в целом, в 1.3 раза за последние 18 лет).

По оценке руководителя ФСКН В. Иванова, в стране наступил «наркологический апокалипсис». По его данным в последние 20 лет количество поставленных на учет наркозависимых, вовлеченных в наркопотребление, выросло в 10 раз и составило величину в 7-10 раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского сообщества. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 15 лет увеличилось в 4 раза (с 53 тысяч в 1993 и до 232 тысяч в 2008 году). Постоянное население Российской Федерации при этом сократилось за 18 лет на 4,4 процента.

Исследователи (Павлов В.П.) отмечают такие «предельные духовно- антропологические проявления в поведении как «галлюциногенная и наркотическая релаксация», игровое отношение к правонарушению, виртуальная «сетевая» жизнь, а также типичные правонарушения (хулиганство, грабеж, разбой, но совершаемые по таким мотивам, как демонстративное нарушение норм морали с культивированием ценностей определенных субкультур (готы, эмо, толкинисты, кислотники), немотивированная преступность, культовая символика суицида, совершение преступлений в форме развлечений ради острых ощущений, маргинальное отношение к правопорядку как условие принадлежности к определенной группе, увеличение доли виктимологических факторов в причинном комплексе преступности и др.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, Президент России Д.А. Медведев назвал «поистине страшной проблему насилия в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. … Многие факты просто переворачивают душу. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы»1. Добавим к этому, что в стране, по оценкам Общественной палаты РФ, ежегодно выявляется 115-120 тысяч детей оставшихся без попечения родителей.

Формами проявления духовно-нравственного кризиса являются и все последние крупные человеческие трагедии («Кущевская атака», катастрофа самолета в Петрозаводске, «Булгарский титаник»).

В публикациях, посвященных анализу экзистенциальных, духовно-аксиологических проблем современного российского социума, отмечаются такие формы проявления духовного антропокризиса как «ценностная дезориентация», «моральная поливалентность личности «среднего» россиянина (Ю.В.Артюхович), «культурный» и «смысловой вакуум», «утрата социетальных ориентиров», «потеря российским обществом смысловых координат своего бытия» (В.Н.Кузнецов), «эрозия идейно-духовного состояния общества», «утрата смысла жизни страны» (С.С.Сулакшин), «посттрансформационный идеологический, когнитивный вакуум», «рассогласованность ценностных установок и устремлений», «диссолидация общества», «гламуризация публичной сферы и культуры», «массовизация культурной продукции и культурной коммуникации», «шопоголизм, «игромания», «мобиломания» (как психическое расстройство) и др.

Как полагает член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования» Ж.Т.Тощенко, определяющей чертой жизни в России является антиномия (раскол) общественного сознания. Данным исследователем отмечаются такие негативные «явления – новации» в духовной жизни, общественном сознании и социальной практике как: рост ксенофобии, мигрантофобии, «макдонализация сознания», «архаизация социальных практик и др.

Политический психолог А.И. Юрьев отмечает «катастрофическое падение отечественной системы воспитания и образования», «превращение страны в помойку этических, эстетических, философских отходов мира», «синдром тотального общественно-политического пессимизма, «уклонение от ответственности за сторону жизни общества» и ряд других. Исследователь В.Л.Романов выявляет такие «травмогенные изменения в социуме» как вытеснение из общественного сознания настроя на социальную солидарность и формирование индивидуалистических установок, актуализация частного интереса, не сбалансированного с интересами общества, культивирование насилия, «мафиозный корпоративизм» и др.

По данным опубликованным в аналитическом докладе «Двадцать лет реформ глазами россиян» подготовленном институтом социологии РАН, «у многих россиян складывается убеждение в полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, в том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядёт духовное перерождение, а точнее –вырождение России». При этом, по оценке социологов, «падение морали расценивается населением как одна из самых больших потерь, которые понесло российское общество за годы реформ. В «рейтинге потерь» эта позиция занимает второе-третье место, её отметили 32% респондентов. Т. е. падение морали ставится гражданами, участвующими в опросе на одну ступень с такой острейшей проблемой современной России, как отсутствие должного порядка в стране и рост коррупции (также второе-третье место), и лишь немного уступает по значимости лидеру рейтинга потерь - снижению уровня жизни населения (46%). Причём, если острота восприятия низкого уровня жизни сограждан снизилась за последние 10 лет на 8%, то ощущение потери обществом морального стержня ослабло незначительно (на 3%)».

Известный российский социолог В.И. Добреньков оценивая ретроспективную динамику и характер современных духовных процессов сделал вывод, что «уже на протяжении последних 15-ти лет происходит духовная деградация нашего общества, во всем мире происходят серьезные процессы дезориентации личности, утрата целыми народами нравственных ориентиров, и это уже серьезная проблема».

«Эпохой убывающей совести» назван этот период в стратегическом докладе «Преображение и модернизация:духовные начала, цели, риски и шансы», подготовленном институтом стратегических исследований.

В этой связи мы в полной мере разделяем исследователя В.Петрова о том, что «духовно-нравственные вызовы российской цивилизации велики как никогда, а ее духовная сфера во всем ее разнообразии оказалась наиболее незащищенной»

Несмотря на снижение уровня убийств, самоубийств, разводов, числа внебрачных семей (сожительств), смертности от алкогольных отравлений и ряда других индикаторов делинквентного поведения населения в период «постреволюционной релаксации» (С.Сулакшин) 2000-2007 годы и, в кризисные 2008-2010 годы, все основные интегральные (композитные) и частные мониторируемые индикаторы, характеризующие негативные процессы в духовно-нравственном развитии российского общества превышают предельно-допустимые, пороговые, среднемировые и среднеевропейские значения духовной безопасности (в частности, уровень убийств – в 3. 5 раза, самоубийств – в 1.4 раза и т.д.).

В уже цитированном нами проекте «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защите их нравственности», отмечается, что «масштабы этого кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, российское общество вплотную приблизилось к грани физической деградации, фактического вырождения российского народа».

Духовно-нравственный кризис – одна из актуальных проблем и угроз не только духовной безопасности страны, но и в целом, национальной безопасности России, в том числе, и потому, что кризисное состояние духовной сферы оказывает системное негативное влияние на развитие экономической, социальной и политической подсистем общества, затрудняет процессы инновационной модернизации России, поскольку, «конкретное состояние экономической, политической и социальной жизни во многом определяется ее духовно-нравственными составляющими»2

Духовный кризис – один из множества деструктивных факторов (угроз) затрудняющих «запуск» и осуществление процессов инновационной модернизации России.

Углубляющийся духовный кризис свидетельствует также о системных ошибках в государственном управлении, низком уровне научной обоснованности, а, следовательно, и соответствующем качестве и эффективности реализации государственных политик, которые должны создавать условия для духовного развития социума.

В ситуации духовно-нравственного кризиса органы государственной власти пока не осуществляют системных, адекватных духовному кризису мер по демпфированию кризиса, повышению роли и влияния государства на процессы духовно-нравственного развития несмотря на то, что в Послании Президента Российской Федерации 2009 года, посвященного проблемам модернизации России были сделан важный вывод, о том, что нравственные установки предопределяют успешность развития личности и, нации в целом.

В определенной степени, духовная составляющая инновационного развития, модернизации страны в целом, остается за пределами внимания высшего политического класса и общественных сил, претендующих на формирование общественно-политического процесса. По оценке исследователя К.К. Колина «проблемы духовного развития России не нашли отражения в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года … духовная культура России, как фактор ее социально-экономического развития, в этом документе вообще не учитывается».

Известный российский культуролог, академик РАО А.С. Запесоцкий считает, что «в 1990-е годы власть вывела заботу о нравственности в стране за рамки функций государства»

Поскольку выше мы представили свое видение ответа на вопрос Что случилось? и Кто виноват? - сформулируем ряд предложений при ответе на вопрос Что делать?

Как мы полагаем, при проектировании комплекса мер в сфере духовно-нравственного преображения (в контексте модернизации России), необходимо базироваться на следующих основоположениях:

«главная модернизация должна быть в головах, сознании... Главное – это модернизация человека, человеческой личности. Вот куда нужно направлять усилия».
"любая модернизация, любая реформа, перемена должна осуществляться на основе фундаментальных ценностей. А поскольку самой фундаментальной ценностью является нравственность, потому что без нее нет человеческой личности, мы должны так модернизировать страну, чтобы одновременно сохранять и укреплять нравственное измерение личной, семейной и общественной жизни"( Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
«для обеспечения практической реализации объявленной Президентом России новой государственной политики системной модернизации страны необходимо адекватным образом изменить государственную политику в сфере духовной культуры. Здесь требуется комплексный, системный подход, а также настойчивые скоординированные действия не только различных федеральных и региональных органов государственной власти, но также и организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав формирующегося в России гражданского общества» (К.К.Колин)

По нашему мнению, в систему действий органов государственной власти и управления в сфере демпфирования духовного кризиса и создания системы национальной духовной безопасности, духовно-нравственного оздоровления и преображения необходимо включить следующий комплекс первоочередных научно-организационных и государственно-управленческих мер, в том числе:

Осуществить, при активном скоординированном участии научных институтов РАН и научной общественности проектирование концепции «Духовное преображение России в XXI веке» а, также, концепций и целевых программ государственных политик, обеспечивающих создание условий для духовного развития российского социума в том числе: политики духовного развития народа (Сулакшин С.С.), социокультурной политики, государственной образовательной политики, политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, политики в сфере укрепления межпоколенческой толерантности и социальной солидарности, духовно-нравственной гуманистически ориентированной информационной политики, политики в сфере духовной безопасности, в том числе, информационно-психологической (В.Е.Лепский), «консциентальной» (М.Крупнов), идентификационной безопасности, политики безопасности в сфере идейно-мировоззренческого состояния общества, политики формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма, антикриминальной политики, и ряда других гуманитарных, человекоориентированных субполитик. Обеспечить практическую реализацию утвержденных правительством России государственных концепций антинаркотической политики, политики дезалкоголизации населения, антикоррупционной политики и др.

В этой связи заслуживает поддержки деятельность Общественной палаты России и Общественного Совета Центрального федерального округа по разработке «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защите их нравственности» и деятельность комиссии по духовной безопасности Экспертного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Завершение работы по обсуждению, внесению необходимых, по нашему мнению, изменений и дополнений в данную концепцию, ее утверждение и принятие комплекса государственных решений - программ для ее реализации, в том числе, национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России» (ее проектирует рабочая группа Общественной палаты РФ), позволит создать систему государственной политики духовно-нравственного воспитания населения и, прежде всего, молодежи.

Акцентируя внимание на необходимости разработки концепций и доктрин, мы исходим из критерия, сформулированного В.Е. Лепским: «я не могу говорить об объекте, если у меня нет концепции, если нет общего системного взгляда на тот элемент системы, о котором я говорю». Следовательно, если, «нет концепции, нет доктрины, как управленческого документа, нет и соответствующей, научно-обоснованной, планомерной, целенаправленной политики, а есть набор, хотя и важных, но разрозненных мероприятий, акций, проведение «годовщин»: молодежи, семьи, учителя, дней детей, матерей, пожилых людей и т.д. Именно об этом, по нашему мнению, говорил в третьем Послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Д.А. Медведев, формулируя цели и задачи создания и осуществления эффективной государственной политики в области детства.

Широкий комплекс научно обоснованных мер государственного (государственно-общественного) управления в сфере духовного развития представлен в докладе подготовленном экспертным сообществом под эгидой института стратегических исследований и клуба православных предпринимателей «Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы», в трудах Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, и в материалах Всероссийской научной конференции «Нравственное государство как императив государственной эволюции» (май 2011 г.), проведенной по инициативе этого центра (автор представил на данной конференции тезисы доклада «Нравственное государство: концептуальные идеи в проектированию нормативной модели»).

Как справедливо полагает один из ведущих экспертов этого центра, д.и.н. В.Э. Багдасарян: «управление идейно-духовным потенциалом, психологическим тонусом народа имеет для русской цивилизации особое значение… идеология, управление через нее сознанием и психологическим тонусом масс – это тот фактор, который может мобилизовать народ на исторический прорыв».

учитывая аксиолого-духовную причинность мирового и российского экономического кризисов, актуализируется необходимость государственной поддержки реализации концептуальных основ и государственно-управленческих решений, изложенных в не имеющих аналогов пятитомном труде «К умной и нравственной экономике», изданном Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, а также, концепции нравственной, гуманистической экономики сформулированной в работах академика РАН Д.С.Львова, монографии «Гуманистические ориентиры России», подготовленной учеными института экономики РАН и ряда других научных изданий, посвященных духовно- нравственным проблемам экономики, в том числе, изданной под общей редакцией академика РАН О.Т.Богомолова концептуальной монографии: «Неэкономические грани экономики».
Учитывая, что в процессах инновационной модернизации возрастающую роль играют духовно-психологические факторы, для проектирования концепции и политики духовного преображения России значимыми являются теоретические идеи и практические рекомендации концепции «экономики счастья» - новой интегративной отрасли экономической науки, основанной на междисциплинарном синтезе экономики, социологии, гуманистической психологии, аксиологии и др.

В российском научном пространстве одной из обобщающих работ по «хеппиномике» является монография д.э.н. Е.Е.Румянцевой: «Экономика счастья». Для реализации целей духовного развития важны сформулированные этим автором «законы экономики счастья», в том числе, закон о духовно-нравственном развитии человека как первооснове развития общества и экономических отношений.

Исследователем К.К.Фрумкиным сформулирован ряд идей к проектированию государственной «фелицитарной политики» - политики счастья.

Значительный интерес для разработки концепции и политики духовного преображения России и, прежде всего, ее регионов-субъектов, представляют в частности, теоретические основоположения и практические рекомендации изложенные в докторской диссертации В.С. Бочко «Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий». Этим исследователем сформулированы методологические основы интегративной экономики, как «скоординированного и социально ориентированного экономического развития для достижения человеческого счастья», выдвижение человеческого счастья в качестве целевого вектора развития территории». Диссертант доказывает, что «непременным условием существования системы интегративного стратегического развития территорий является духовное обогащение и гармоничное развитие личности, т.е. включение нравственно-культурной составляющей в систему развития территории».

Мы в полной мере согласны с идеей исследователя К.К. Колина о необходимости проведения целого ряда фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование научно-методологической базы эффективной государственной политики в сфере духовной культуры. Эта политика должна, с одной стороны, учитывать комплексный характер данной проблемы, а, с другой стороны, - быть адекватной современным вызовам и угрозам для национальной безопасности.
Полагаем, что для разработки концепции «Духовного преображения России» и формирования научных основ России, как нравственного государства, актуализируется необходимость проведения Всероссийской научной конференции по проблемам духовного развития России в XXI веке.

По нашему мнению, адекватной методологической основой для проектирования и осуществления политики духовно-нравственного развития страны является концепция духовной безопасности, сформулированная авторским коллективом под руководством д.соц.н. А.А. Возьмителя.
Для формирования институциональной системы государственно-общественного механизма политики духовно-нравственного развития предлагается создать общественно – государственный Совет при Президенте Российской Федерации по проблемам духовно-нравственного развития. Создание данного межведомственного института обеспечит координацию деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества в осуществлении политики духовно-нравственного развития страны, и в определенной степени, снимет противоречие между системной комплексностью проблем духовного развития и узковедомственным характером государственного управления процессами в духовно-нравственной сфере.

Подобные структуры необходимо создать на региональном уровне при главах субъектов Российской Федерации, а также на уровне глав муниципальных образований.

По нашему мнению, органам региональной государственной власти и местного самоуправления следует использовать опыт ряда регионов России по проектированию концепций, принятию и практической реализации комплексных целевых региональных программ духовно-нравственного воспитания населения.

В этой связи, по нашему мнению, представляет интерес: концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области», концепция «Стратегии духовно-нравственного развития населения города Хабаровска в 2006-2015 гг.», концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий-Эл, программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики ксенофобии, укрепления толерантности Правительства Санкт-Петербурга на 2006- 2010 гг. и др.

Следует использовать опыт органов государственной власти Белгородской, Новосибирской областей и ряда других регионов по формированию нормативно-правовых основ духовно-нравственного воспитания населения. Так, в Белгородской области принят ряд нормативных актов, касающихся духовно-нравственного воспитания. Среди них: постановление Правительства области от 7 февраля 2007 года об утверждении областной целевой программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы»; распоряжение Губернатора Белгородской области от 30.09.2005 № 791-р "О системе мер по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, обеспечению духовной безопасности молодежи Белгородской области на 2006-2008 годы", постановление Губернатора области от 09.12.2004 № 224 "О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи". В числе этих мер: создание Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; подготовка и повышение квалификации педагогических работников с ориентацией на православное воспитание; введение в штатное расписание государственных должностей должности главного специалиста по духовно-нравственному воспитанию.

В Новосибирской области действует Постановление Губернатора области от 06.12.2004 № 720 "Об утверждении основных задач и мероприятий по нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи Новосибирской области на 2005-2006 годы". При этом мероприятия разбиты на две направления: 1) создание единой воспитательной среды, направленной на формирование нравственных качеств личности; 2) создание условий для формирования нравственных качеств личности.

Заслуживает позитивной оценки солидарная деятельность органов государственной власти и общественности Республики Коми по инициированию подготовки проекта федерального «антипивного» закона.

Вместе с тем, следует отметить, что многие правовые акты и система деятельности органов региональных государственной власти по их реализации (даже эталонных) при отсутствии интегральной федеральной концепции и доктрины духовно-нравственного преображения России, далеко не совершенны, а, следовательно, и недостаточно эффективны.

Мы поддерживаем предложение А.Юревича и Д.Ушакова о том, что «в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних – нравственных – регулятивов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов». Следует отметить, что в российском правовом пространстве наблюдается острый дефицит подобных законодательных актов. Актуализируется проблема формирования системы нравственной, гуманитарной экспертизы принимаемых органами государственной власти нормативных актов, учитывающих их возможные негативные нравственные последствия, «морально-экзистенциального измерения политики» (Б.Коваль). Для реализации этих рекомендаций должен быть разработан и принят соответствующий нормативный акт.

Необходимо отметить, что в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (С.С.Сулакшин) «разработана концепция проекта федерального закона «О сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации». Основная идея законопроекта состоит во введении в правовое и управленческое пространство новой категории - духовные ценности, объединяющей граждан России в единое целое и мотивирующей их на развитие. Целью проекта является формирование государственного реестра духовных ценностей и использование его в соответствии с законодательством в идейно-мировоззренческих, образовательных, научных, воспитательных и культурных сферах. В настоящее время в законодательстве не рассматривается проблема духовных ценностей: не существует нормативно закрепленного определения этого понятия, процедуры выявления и фиксации нематериальных ценностей, не поставлен вопрос об их сохранении, защите и использовании для государственных целей. Предполагается, что данный законопроект восполнит вышеперечисленные пробелы в правовой системе Российской Федерации. Духовные ценности Российской Федерации в законопроекте определены как исторически накопленная цивилизационно-идентичная, цивилизационно-значимая для Российской Федерации, созданная человеком или природой информация, содержащаяся в тексте, звуке, изображении, виде и ином нематериальном образе, неотъемлемо связанном с материальным носителем информации, подлежащая сохранению, защите и использованию в идейно-мировоззренческих, образовательных, научных, воспитательных и культурных целях».

http://www.oprk.ru/news/674/

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован