Эксклюзив
Красинский Владислав Вячеславович
06 декабря 2022
817

Терроризм в условиях влияния ключевых мегатрендов мирового развития

Красинский Владислав Вячеславович,

доктор юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой общей юриспруденции

и правовых основ безопасности № 47 Института

финансовых технологий и экономической безопасности НИЯУ МИФИ

Эффективное противодействие международному терроризму невозможно без учета и прогнозирования происходящих в обществе и террористических структурах коренных изменений. Трансформация социума, экономики, государственного аппарата происходит параллельно с трансформацией самой террористической системы, в которой меняются силы, средства, формы и методы деятельности, совершенствуется маскировка и управление, тактика террористической деятельности, возникают новые взаимосвязи.

Несмотря на то, что в зарубежной и отечественной литературе имеется немало работ, посвященных методологии и методике прогнозных исследований, апробированной методологии и методики перспективного изучения международного терроризма не существует /1/.

Рассматривая трансформацию международного терроризма, следует выделить объективно существующие возможности и границы прогнозирования террористической деятельности. В случае с международными террористическими организациями мы имеем дело с прогнозированием динамики неустойчивых систем, с большим числом неуправляемых факторов, в связи с этим достоверность прогнозов на среднесрочную и тем более на долгосрочную перспективу является невысокой /2/.

Террористическая деятельность сегодня гибко меняется: главари и сетевые координаторы террористических структур адаптируются к тактике правоохранительных органов, внедряют современные средства связи и технологии, диверсифицируют способы финансирования и ресурсного обеспечения, совершенствуют внутреннюю организацию и формы взаимодействия.

Ранее не характерные для нашей страны идеологические течения и формы терроризма (распространение колумбайна, реабилитация нацизма) переносятся на российскую почву. Помимо традиционных структурных звеньев международных террористических организаций и «спящих» ячеек появляются саморадикализовавшиеся террористы-одиночки и «банды-однодневки».

Апробируются распределенные механизмы подготовки, осуществления и материального обеспечения терроризма. Под видом игровых технологий альтернативной реальности террористическая акция дробится на этапы, участники которых используются втемную. Для сбора средств и совершения транзакций на нужды террористических организаций задействуются краудфайндинговые инструменты (GoFundme.com, Youcaring.com, Kickstarter.com) и сервисы децентрализованного управления финансами (DeFi).

Эти и другие новеллы системы террористической деятельности должны быть осмыслены, что требует и корректировки общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Можно говорить о нескольких ключевых мегатрендах (крупномасштабных, долгосрочных процессах, определяющих основные направления развития современного мира и возможное ближайшее будущее человечества), которые повлияют на дальнейшую трансформацию терроризма:

глобализация;

цифровизация и виртуализация общественных отношений;

рост мирового населения и социального расслоения;

инструментализация миграционных потоков;

повышение доступности технологий и критических компонентов для несанкционированного производства и распространения оружия массового уничтожения, рост масштабов химического, биологического и ядерного терроризма;

снижение роли международного права, деградация универсальных международных институтов и системы глобальной безопасности;

утрата общесоциального характера демократических форм и функций поддержки демократии, модернизация демократической формы политического режима.

Протекавшие до пандемии COVID-19 процессы глобализации (ассимиляция национальных экономик в мировую экономическую систему, развитие транспорта, укрепление межгосударственных связей и др.) в определенной степени замедлились. При этом последствия коронавирусной инфекции стали не только катализатором взрывного развития информационных технологий, цифровизации и ускоренного перехода криминальных структур и террористических организаций на передовые технологии и новые сервисы, но и роста бедности и неравенства между странами (по данным ООН, после пандемии глобальный уровень бедности вырос впервые с 1998 г., более 700 млн человек находятся за чертой бедности, в 2020 г. более 120 млн человек голодали).

Ведущим мегатрендом является цифровизация и виртуализация общественных отношений. В 2020 г. 54% мирового населения являлись пользователями Интернета. С 2011 по 2021 гг. трафик в сетях сотовой связи вырос более чем в 300 раз. Цифровизация будет сопровождаться не только появлением новых рынков товаров и услуг, перестройкой экономики, государственного и корпоративного управления. На фоне повышения уровня технической оснащенности террористических структур широкое применение цифровых технологий и высокотехнологичный характер актов терроризма будут распространенным элементом тактики террористической деятельности.

Получит дальнейшее распространение покупка оружия, боеприпасов и компонентов взрывных устройств через интернет, использование электронных средств платежа и краудфайндинговых платформ для финансирования терроризма, применение 3D печати для изготовления средств поражения.

Одним из результатов цифровизации станет формирование глобальных метавселенных (метаверс-платформ) и бизнес экосистем (наборы сервисов, интегрированных вокруг одной крупной компании), которые в свою очередь, станут инструментами манипулирования сознанием, формирования неких «универсальных» демократических ценностей и алгоритмов поведения. Уже сейчас алгоритмы выдачи постов и таргетированная реклама в глобальных соцсетях (Facebook, Instagram)* (запрещены в России) используются для цензурирования, дезинформации, призывов к протестным акциям, разжигания ненависти к русским, финансирования терроризма и экстремизма.

Активными пользователями соцсетей являются 4,14 млрд человек (ежедневно проводят там более 2,5 часов). Более 70% пользователей соцсетей следуют рекомендациям лидеров общественного мнения. Сервисы подстраиваются под пользователя и формируют «информационный пузырь» (человек отрезается от альтернативной информации). Инструментами манипулирования являются видеоконтент (на него приходится 69% трафика соцсетей), алгоритмы выдачи постов и новостей, маркировки, рекомендации, реклама, накрутки просмотров, политика модерации (цензурирование). Крупнейшими интернет-монополистами являются Google (92% мирового рынка интернет-поиска, 28,6% мирового рынка интернет-рекламы, компании Google принадлежит главный мировой видеохостинг Youtube) и Facebook* (59% мирового рынка соцсетей по количеству пользователей, 23,7% мирового рынка интернет-рекламы, компании Facebook* принадлежат WhatsApp и признанный экстремистским Instagram*).

Параллельно происходит дальнейшее нивелирование различий между реальным и виртуальным миром. Наблюдается минимизация реального общения. Виртуальные активы, цифровые и игровые валюты сегодня активно используются для финансирования терроризма и экстремизма/3, 4, 5, 6, 7/. Социальные сети формируют виртуальную реальность, которая влияет на уязвимые категории граждан. Террористические акции в киберпространстве оказывают разрушительное воздействие на объекты критической инфраструктуры и создают условия для техногенных аварий и катастроф в реальном секторе.

Вместе с тем цифровизация общественных отношений предоставляет спецслужбам и правоохранительным органам беспрецедентные возможности по сбору персональных данных и усилению контроля за объектами оперативной заинтересованности (технологии распознавания лиц, голоса, геолокация, сбор информации с использованием нейросетей и больших данных и др.). К этим технологиям и инструментам постепенно получат доступ и террористические структуры (как сейчас произошло с сервисами блокчейн аналитики).

Последовательное комплексное внедрение цифровых технологий в существующую систему профилактики терроризма в сочетании с человекоориентированной кадровой политикой в сфере безопасности обладают значительным потенциалом качественного повышения эффективности антитеррористической деятельности.

В качестве перспективных направлений цифровизации антитеррористической деятельности необходимо обозначить внедрение блокчейн-технологий, использование беспилотных и роботизированных комплексов для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), электронную регистрацию иностранных граждан, формирование баз данных лиц, транспортных средств, биометрических и геномных данных, платежных инструментов, идентификаторов мобильных устройств, электронной почты и мессенджеров разыскиваемых, обвиняемых, осужденных и отбывших наказание за терроризм.

По данным ООН, к 2050 г. ожидается увеличение численности мирового населения на 2 млрд человек (до 9,7 млрд) /8/. С учетом прогнозируемого прироста численности населения в Азии (Индия, Пакистан, КНР) и Африке (Нигерия, Конго, Эфиопия, Танзания, Египет), ускоренной урбанизации (к 2050 г. 68% мирового населения будут жить в городах) и дальнейшего увеличения глубины и масштабов социального расслоения ожидается значительное омоложение социальной базы терроризма и его широкое распространение в детско-подростковой среде.

Проблема терроризма в детской среде рассматривается в нескольких аспектах:

Вербовка детей террористическими и экстремистскими группами;

Подготовка и участие детей в террористической деятельности;

Ресоциализация детей иностранных боевиков-террористов (включает работу с несколькими категориями: дети, которые родились в зонах конфликтов; дети, которые выехали в зоны конфликтов вместе с родителями; дети, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях на стороне террористических организаций).

Приведу пример актуальности данной проблематики. После завершения активной фазы вооруженного конфликта в лагерях перемещенных лиц в сирийском Приевфратье находилось несколько десятков тысяч членов семей джихадистов, ранее проживавших на территориях, контролируемых ИГИЛ* (запрещена в России) /9,10/. По состоянию на 2020 г. в крупнейшем лагере Аль-Хол было 60 тыс человек, во втором по численности лагере Айн-Исса – около 13 тыс. человек. В Сирии по обвинению в терроризме было задержано более 1300 детей, в Ираке – более 1200 /11/. Именно ИГИЛ* /12/ стало привлекать детей для казни заложников.

К числу важнейших мегатрендов следует отнести постоянный рост численности мигрантов и инструментализацию миграционных потоков.

По данным ОЭСР, с 1970 г. по 2021 г.  количество международных мигрантов увеличилось более чем в 3 раза (с 84 до 281 млн чел). В настоящее время на каждые 30 человек в мире приходится один мигрант. Страной происхождения наибольшего числа международных мигрантов является Индия (17,5 млн чел). Среди стран назначения на 1 месте США (50,7 млн международных мигрантов) /13/. Доля международных мигрантов в общей численности населения может быть существенной (13% в США, 55% в Бахрейне, 60% в Кувейте, 74% в Катаре, 88% в ОАЭ) /14/.

С одной стороны, инструментализация миграции может использоваться для размывания этнического состава недружественных государств, формирования обособленных анклавов и очагов напряженности. С другой стороны, предлог инструментализации мигрантов уже применяется отдельными политическими режимами для вытеснения некоренных народов и языковых меньшинств путем дискриминации, т.н. «культуры отмены» и этнических чисток (антииммиграционная реакция после серии терактов 11 сентября 2001 г., мигрантофобия в США в период президентства Д.Трампа, вспышки ксенофобии в Африке, в Германии в 2020 г., русофобия в странах Балтии).

Расширение доступа к технологиям и критическим компонентам  усилят возможности для несанкционированного производства и распространения оружия массового уничтожения, приведут к росту масштабов химического, биологического и ядерного терроризма. В соответствии с Концепцией радиационной, химической и биологической защиты населения (утверждена решением Коллегии МЧС России от 4 декабря 2019 г.) основными угрозами в данной сфере являются /15/:

появление технологий для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств /16/;

широкое использование высокотоксичных химических веществ;

увеличение количества производителей химической продукции;

проектирование и создание биопатогенов;

применение биологических и смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в целях совершения диверсий и терактов /17/;

критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов, особенно в государствах с нестабильной политической ситуацией.

В связи с неоднократными попытками провокаций украинских спецслужб с использованием токсичных химических веществ, биопатогенов, терактами в окружении Курской АЭС, обстрелами и попытками захвата Запорожской АЭС  особую актуальность приобретают вопросы повышения уровня противодиверсионной и антитеррористической защищенности опасных объектов и эффективного противодействия химическому, биологическому и ядерному терроризму, который развернут против России недружественными странами и курируется на государственном уровне.

В условиях обострения борьбы за доступ к ресурсам и рынкам, отказа США и ассоциированных с ними военно-политических блоков от важнейших международных обязательств можно прогнозировать дальнейшее снижение роли международного права, деградацию универсальных международных институтов и системы глобальной безопасности, ориентированных на потребности коллективного Запада (G7, МВФ, Всемирный банк, ВТО). Вместо центральной координирующей роли ООН США и их союзниками продвигается концепция «Порядка, основанного на правилах», созданы партнерства и коалиции, дублирующие компетенцию специализированных учреждений ООН /18/.  Думается, что подобные «клубы по интересам» будут продвигать блоковые подходы в международных отношениях и сфере безопасности (односторонние военные акции, игнорирование судебных и имущественных иммунитетов, экстерриториальность законодательства, требования об экстрадиции). Коллективный Запад продолжит политику по сдерживанию конкурентов с помощью контроля глобальных рынков, технологий, военно-технического потенциала, логистики и информационных потоков /19/. Результатом подобной политики будет формирование новой инфраструктуры международных отношений (БРИКС, ШОС и др. форматы).

Снижение авторитета и координирующей роли универсальных и региональных международных организаций нуждается в обновленной концепции государственного суверенитета, предусматривающей вопросы национальной юрисдикции государств, вопросы юрисдикции наднациональных органов, а также перечень исчерпывающих оснований для международного вмешательства.

Выработка такой концепции возможна лишь с привлечением всех заинтересованных государств. Реализация согласованного подхода к определению правосубъектности государств, национальной и наднациональной юрисдикции, пределов ограничения государственного суверенитета, разработчки исчерпывающих оснований для международного вмешательства во внутренние дела государств позволит избежать «двойных стандартов» и оптимизировать существующие механизмы разрешения межгосударственных и внутренних конфликтов.

Современная система глобальной безопасности и практика межгосударственных отношений должны базироваться на взаимовыгодных отношениях государств и модели многополярного миропорядка.

Одним из мегатрендов является утрата общесоциального характера демократических форм и функций поддержки демократии. Длительное осуществление агрессивной внешней политики, ставка на применение силы при решении внутренних и внешних задач (многочисленные вторжения на территории иностранных государств, убийства государственных и политических деятелей, системная поддержка т.н. «цветных революций» и вооружённых переворотов,  цензурирование и преследование оппозиции как «внутренних террористов», тайные тюрьмы ЦРУ, санкционирование пыток) привели к формированию антидемократических элементов в организации государственной власти, подавлению инакомыслия в самих «странах-экспортерах демократии». Первоначально общесоциальная функция  развития демократии, реализуемая военно-принудительным и террористическим путем, деградировала в узкогрупповую функцию охраны интересов правящей номенклатуры /20/.

Можно констатировать, что либеральные демократии западного типа во многом изжили себя. Демократия не должна рассматриваться как привилегия отдельных государств и их союзов. Демократические стандарты не могут навязываться кому бы то ни было. Предлог защиты демократии и «западной солидарности» не должен использоваться для осуществления антигосударственных переворотов и т.н. «гуманитарных» интервенций. Очевидно, что существующая демократическая форма политического режима нуждается в глубокой модернизации и претерпит серьезные изменения.

В качестве основных направлений противодействия терроризму в условиях влияния мегатрендов можно выделить:

Обеспечение технологического паритета, безопасного информационного пространства и защищенности информационных ресурсов;

Обеспечение устойчивого экономического развития и удовлетворения основных потребностей большинства населения государства;

Обеспечение национального единства, межнационального и межконфессионального согласия через совершенствование межэтнических отношений;

Предупреждение и предотвращение террористических актов и диверсий с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ, токсичных химических веществ, патогенов, в т.ч. с помощью защиты объектов от несанкционированного доступа, развития систем при возникновении угроз радиационного, химического и биологического характера, разработки специальных мер по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности;

Формирование новой инфраструктуры международных отношений, развитие модели многополярного миропорядка;

Модернизация демократического политического режима за счет усиления роли гражданского общества, повышения прозрачности государственного управления, формирования широких гражданских коалиций и социального диалога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Edwin Bakker. Forecasting Terrorism the Need for More Systematic Approach // Journal of Strategic Security. Vol. 5. No 4. 2012. P.69-84.
  2. Красинский В.В., Машко В.В. Проблемные вопросы прогнозирования деятельности международных террористических организаций (на примере деятельности МТО «Исламское государство») // Право и образование. 2016. № 3. DOI 10.18411/g-2017-992
  3. Dr. Dr. Fabian Teichmann, Elena Park. Terrorismusfinanzierung durch Kryptowaehrungen // ZRFC.2018. № 2.
  4. Глотов В.И., Кржечковскис И. Меры по снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма при осуществлении операций с виртуальными валютами, установленные в правовых актах ЕС и государств-членов ЕС // Финансовая безопасность. 2020. № 27. С. 62-70.
  5. Руководство по применению риск-ориентированного подхода. Виртуальные валюты. Париж, ФАТФ, 2015. 86 с.
  6. Central Asian Jihadists use of cryptocurrencies in Bitcoin/https://moderndiplomacy.eu/2020/09/11/central-asian-jihadists-use-of-cryptocurrencies-in-bitcoin/
  7. US Prosecutors Seize Bitcoin Allegedly Tied to Al Qaeda, ISIS, Hamas / https://www.coindesk.com/us-prosecutors-attempt-to-seize-bitcoin-allegedly-tied-to-al-qaeda
  8. Доклад о миграции в мире. Международная организация по миграции (IOM), 2020. 550 с.
  9. Дамаскин О.В., Красинский В.В. Возвращение террористов и их родственников из зон вооруженных конфликтов: гуманитарные, уголовно-правовые, процессуальные и криминологические аспекты // Государство и право. 2022. № 5. С. 77-88. DOI 10.31857/S102694520019744-9.
  10.  Красинский В.В. Ресоциализация (дерадикализация, реабилитация и реинтеграция лиц), возвращенных из зон вооруженных конфликтов // Современное право. 2021. № 8. С. 102-113. DOI 10.25799/NI.2021.60.57.016
  11. Дети, затронутые действиями иностранных боевиков: Справочник. Контртеррористическое управление ООН, 2019. 76 с.
  12. Запрещена в России.
  13. Согласно параграфу 32 Рекомендаций ООН по статистике международной миграции (1998) международным мигрантом считается любое лицо, меняющее страну своего обычного проживания. Долгосрочный мигрант – лицо, которое переезжает в страну, отличную от страны обычного проживания, на период не менее 1 года. Краткосрочные мигранты – люди, переезжающие в страну, не являющуюся местом их обычного проживания, на период не менее 3-х и не более 12 месяцев. Лица, которые переезжают на срок менее 3-х месяцев, считаются «визитерами» и не учитываются в качестве мигрантов.
  14. Inkpen C. 7 Facts about World Migration. Pew Research Center. 2014.
  15. Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения (утверждена решением Коллегии МЧС России от 4 декабря 2019 г.)
  16. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. № 585).
  17.  Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. № 97).
  18. Лавров С. О праве, правах и правилах // Россия в глобальной политике. DOI 10.31278/1810/6439-2021-19-4-8-20
  19. Дробинин А.Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политики России // interaffairs.ru/news/show/36410
  20. Красинский В.В. Трансформация функций и механизма государства в условиях роста террористических угроз // Современное право. 2021. № 10. С. 96-107. DOI 10.25799/NI.2021.87.97.017

Источник опубликования: Красинский В.В. Терроризм в условиях влияния ключевых мегатрендов мирового развития // Современное право. 2022. № 11. С. 133-139.

 

* запрещены в России

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован