Александр Войтов
Московский государственный университет путей сообщения
Voitovag@yandex.ru
Опубликовано в ж. Пед. Измерения № 4 2005 г.
Тестовая индоктринация
Учебное тестирование вышло за пределы школьной системы и стало элементом большой политики. Уже просматривается тенденция превращения его в самый изощренный метод монополистической борьбы не только в сфере образования, но и на мировой арене. Тестовое сопоставление уровней интеллекта школьников разных стран - средство угнетения других стран и подчинения их себе теми, кто проводит тесты. Внутри стран такую политику проводят с помощью ЕГЭ, деятельности Центра тестирования профессионального образования и т.п. В таком случае достаточно стать монополистом на разработку тестовых заданий и вложить в них ту доктрину, которую намерены навязать другим и с помощью которой других можно «поставить на место» или закрыть отказом им в аккредитации, лицензировании их образовательных услуг. Тем самым тесты становятся дополнительным средством монополистического господства. Можно ли противодействовать этому или все усилия бесплодны? Наивность оптимизма несомненна, как и губительность пессимизма. Нужен педагогический, в том числе тестологический профессионализм на уровне потребностей третьего тысячелетия. Только в таком случае тесты будут не палачом, а средством общественного прогресса.
Исторический экскурс
Тесты не понять вне критики негативных аспектов их становления. Необходимо сразу же отринуть широко распространенные мысли о том, что тесты были всегда. Не значение данного английского слова определяет его сегодняшний смысл. Тесты, как особая форма учебного контроля, эпизодически использовали с конца ХIХ века. В начале ХХ века они стали массовым средством, главным образом, в психологии. В целом, та практика тестирования оказалась ошибочной. Психологи дискредитировали тесты. Гуманизм исключает реабилитацию той практики внедрения тестов. В начале второй половины ХХ века началось широкое использование тестов в учебном процессе всех наук в высшей школе. Административные органы высшего образования в целом содействовали данному развитию педагогической мысли, но противоречиво. В результате тесты применяли энтузиасты и особенно не рекламировали эту свою деятельность. Во второй половине ХХ века практика учебного тестирования распространялась постепенно и подспудно энтузиастами. Последний качественный скачок учебного тестирования вызван компьютерной революцией. В результате его стал немыслим отказ от учебного тестирования, но и не исключена очередная его дискредитация.
Тестам нет альтернативы, сколько бы не было фактов ошибочного их применения и дискредитации. Во всем мире происходит распространение тестовых технологий, особенно в связи с Болонским процессом в Европе, информационными технологиями высшей школы, становлением системы дистанционного обучения и т.п. Не следует поддаваться реакционерам, ищущим предлоги для отказа от тестов. Рациональнее искать средства плодотворного их внедрения, решения проблем их внедрения. Не допустим дилетантизм в этом деле. Размах этого движения в стране достаточно серьезен, хотя, к сожалению, ясной его картины нет.
В настоящее время проблема тестирования вышла на первый план в модернизации высшей и вообще всей школы. Наблюдается парадоксальное отношение к тестам: понимание того, что без них невозможна модернизация высшей школы, информатизация обучения и повышение его качества при обычно уживающемся неприятии тестов, дилетантизме, стремлении избежать профессионализма, адекватного потребностям времени. Обычно имеет место эффект – непонимающие проблему субъекты стремятся найти слабые стороны инновации и усиленно их акцентируют. Так было и ранее, и так обстоит дело сейчас. Обсуждая проблемы внедрения тестов, многие педагоги не корректно ставят проблему и тем более не адекватно её объясняют. Для профессионалов тестирования все это выглядит симптомом некомпетентности критиков, непонимания ими проблемы тестирования, косности и т.п. Особенно безапелляционно критикуют тесты философы. Наиболее активный их наскок на тесты наблюдался на IV Российском философском конгрессе 2005 года. На этом съезде, может быть только в моем выступлении на секции, прозвучало несколько слов в поддержку тестирования вообще, в том числе и по философии.
Тестизация обучения
Компьютеризации, тестизации обучения нет альтернативы. Адекватного, массового образования не может быть без компьютеров вообще, информационных технологий, в том числе и в обратной связи учебного процесса. И дело только в том, профессионально или дилетантски применять педагогическое тестирование. Неприятие тестов обычно свидетельствует о полном незнании критиками практики и проблем тестирования, педагогики вообще. Первые две попытки внедрения тестов разбились о непрофессионализм педагогов в деле тестировании. Будет печально, если педагоги наступят на те же грабли. Убежден в том, что тестизация учебного процесса стала необратимой – погибнут те, кто не будут использовать тесты или будут их использовать непрофессионально. Тяжело смотреть на педагогов, у которых трясутся от страха руки при прикосновении к компьютерам, или когда они дилетантски критикуют компьютерное тестирование. Тестирование прогрессирует вне зависимости от его оценок, кем бы то ни было.
Тестофобам нужен педагогический ликбез. Имеется много таких возможностей, в том числе с помощью материалов сайта автора или платного обучения на специальной кафедре РУДН или Центра профессионального тестирования за приличные деньги и т.п. Это позволит им применять тесты в учебном процессе, но не станет основанием критики ими тестов. Последнее правомерно только на основе специального исследовательского поиска по обобщению идей сотен причастных к тестированию специалистов во всех странах и по всем наукам. Без этого нет основания претендовать на обоснованность собственной позиции. Но даже последнее само по себе не гарантирует плодотворности громадных затрат труда на разработку тестов. Последнее позволит исключить только адекватное развитие способности философствования….
Философские аспекты тестирования
Главные проблемы тестовых технологий не могут быть поняты вне философии. Философию можно считать главным фактором решения проблем учебного тестирования. Бесплодны попытки обойтись без философии в данном деле. В связи с этим выделю следующие философские аспекты тестирования.
Отношение философов к тестам – их внутренняя проблема. Среди них имеются и энтузиасты тестового контроля усвоения философии. Но большинство из них - непримиримые оппоненты тестов. Дилетантское применение тестов некоторыми философами усиливает оппозицию тестированию их большинством. Главное же состоит в том, что философия стала камнем преткновения для тестизации учебного процесса по всем, прежде всего гуманитарным наукам. В связи с этим представителям всех наук нужно осмыслить философские аспекты тестовых технологий для понимания первоочередных проблем внедрения тестов в учебный процесс. И уже некоторые тестологи, не будучи профессиональными философами, используют её при объяснении тестологии. При этом не все они адекватно овладели философией. Некоторые из них философией убивают тесты. Не любая философия плодотворна вообще, в том числе и в данном процессе.
Тестофобия философов
Среди философов широко распространена тестофобия - неприятие учебного тестирования. Философы часто нигилистически отзываются о тестах.
Т. Т. Сидельникова (Высшее образование сегодня, 2005, №7 с 52) высказала ряд важных идей по данному вопросу. Она отразила интересный не только для политологов опыт учебного тестирования. Важно её обобщение по поводу «ахилесовой пяты» информатизации гуманитарного образования, как и резюме – тестирование возможно и при изучении политологии. В то же время нельзя не видеть некоторой противоречивости её позиции по данному вопросу. Т.Т. Сидельникова приводит мысль д. ф. н. Т.А. Алексеевой по данному вопросу - «…тесты – реальная угроза для теоретических наук…». Данную мысль считаю символом современных тестофобов, обскурантов, филодоксов. Она свидетельствует не столько о не знании тестологии (философии тестирования), сколько о неспособности философов философствовать вообще. Она свидетельствует о непонимании сути философии и значения философии для теоретизации всех наук, об отказе от философского наследия её основоположников.
Процесс деградации философии идет, но, к сожалению, еще не достиг уровня её падения в развитых стран. В связи с этим мысль философа Т.А. Алексеевой консолидирует оппонентов тестов, некомпетентных в проблемах тестологии и философии. У нас еще много людей, склонных жить чужим умом, в том числе авторитетов философии. В противовес данной мысли следует считать истиной невозможность теоретических наук без тестов. Педагогическому тестированию нет альтернативы, даже если многим (всем) философам данная мысль кажется заблуждением, глупостью и т.п.
Можно привести много других столь же некомпетентных высказываний философов против тестов, в частности д.ф.н., Л.А. Бессоновой (Вузовская философия должна работать на образование человека. Вестник РФО, 2004, №4). Поддерживая основную идею Л А Бессоновой по поводу судьбы философии в связи с возможностью её исчезновения по мере коммерциализации жизни и реформирования сферы образования, нельзя не видеть её антитестовой направленности. Если бы педагоги философии определяли только идеологию тестирования своей науки, то представителям остальных наук рациональнее игнорировать их позицию. Пусть они повышают качество своего обучения любыми методами, их песенка спета - в условиях рынка философские науки деградируют и прекращается повсеместное, принудительное (обязательное) обучение ей в вузах. Соответственно философы теряют бывшее привилегированное положение. Надо противопоставить им альтернативный подход по данному вопросу.
Философам пора усвоить философские основания педагогического тестирования – философию или эпистемологию тестологии, для того чтобы понять невозможность учить философствованию без тестирования. Господствующие философы отстаивают свою позицию не по принципу плюрализма, а монополистическими средствами. Скажем, в «Вестнике РФО» свобода критики, но не защиты тестов. Полвека сохраняется такая свобода в СМИ – всем позволяют бросить камень в тестовые технологии, не имея на то никаких интеллектуальных оснований. И всегда находят аргументы против публикаций в защиту тестов.
Единственным местом, где можно найти информацию об учебном тестировании вообще, является зал новых поступлений РГБ. Можно на пальцах одной руки пересчитать философов, которые систематически посещают его. Давно констатирован философами факт – профессиональные философы менее всего читают труды по философии, особенно по методике обучения философии. А поэтому они не в курсе того, что делают их коллеги по проблемам учебного тестирования. Не говоря уже об исследовании опыта всех наук по данному вопросу.
Применение философами тестов
Философы не единодушны в своем неприятии технических средств обучения, в том числе электронных обучающих программ, тестирования. Большинство методических изданий философов включает тесты. К сожалению, как и представители иных гуманитарных наук, философы не обобщают труды по данному вопросу потому, что не знают их и не способны использовать эвристические способности своей науки для теоретизации тестологии. Изданы специальные книги тестов по философии, например, Баранов Г.В. Тестовые задания по философии. Омск, 2004.; Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением). Уч. Пос. для вузов. – М., 2004.;В.Ф. Самсонов. С философской точки зрения: философия в вопросах и тестах. Уч. Пос., 2-е изд. Челябинск, 2004.
Ведущим направлением внедрения философских тестов является практика обучения в вузах. Там включают философские тестовые задания и происходит становление определенной системы по разработке тестовых заданий, их обсуждения, экспертизы. С ними можно познакомиться в журналах «Педагогическая диагностика» и «Педагогические измерения». Издаются методические пособия, в которых дают образцы таких тестовых заданий. Естественно, в них каждый философ проявляет свою доктрину (парадигму) философствования, которую не все их коллеги могут принять и часто оценивают как глупости (слово Л.А. Бессоновой). Плюрализм тестовых заданий по философии закономерен, и его бессмысленно обсуждать в рамках тестологии.
Грандиозные проекты существуют у ряда философских коллективов. Если судить по материалам конференции по философии искусственного интеллекта МИЭМ, такой поиск идет в МИРЭА и в ПГУПС. В последнем вузе эта работа ведется с 1976 года. Она приняла форму разработки информационно-поисковой системы экспертного типа.
Философия учебного тестирования
В любом деле важны установки, опережающие деяния субъекта и проявляющие его намерения - угробить или усовершенствовать дело. В первом случае ищут повод для критики, в другом случае средства преодоления трудностей. Это применимо и к тестам.
Любой артефакт всегда многофункционален. И его можно использовать во благо или во вред. Опасно для жизни все, если им пользуются не по назначению. Скажем, ножи в жизни общества были не только средством выживания. Аналогично и тесты. С их помощью очень легко угробить современную школу (сейчас уже просматривается такая возможность и реальность). Но они могут стать и средством её расцвета. Все зависит от того, кто будет их использовать - профессионалы-тестологи или некомпетентные дилетанты. При этом профессиональные тестологи также могут быть не адекватны потребностям плодотворного тестирования, если они не способны по-настоящему философствовать. Таковыми можно считать тестологов, не способных строить сориты и кладограммы любых понятий, т.е. не овладевших технологией философствования.
Идеология (философия) тестирования имеет весьма существенное значение. Её надо знать с тем, чтобы не допускать самодеятельности в данном деле. В настоящее время существуют много тестов, весьма вредных для обучения. Среди них много компьютерных их версий при обучении родному и иностранному языкам. Не просто это аргументировать, но не предвзятый специалист поймет тот факт, что не любое тестирование плодотворно.
Тесты имеют строго определенное значение, их возможности ограниченны. Они не отрицают всех традиционных средств контроля уровня обучения. Без них невозможно решить главной проблемы современности всех стран мира - повышения качества обучения. Но имеются и условия их плодотворного внедрения – философия как наука о науке, как фактор теоретизации наук, в том числе разработки общей теории тестирования (тестологии).
Мой опыт философского осмысления тестов
Не являясь философом по образованию, я философ по призванию, и всю жизнь усиленно ею занимаюсь. На этой основе нашел все мне необходимое у её основоположников и издал его книгами, выставив на сайте «Самоучитель философствования». Для меня философия - главный фактор повышения качества обучения всех наук (я представитель общей теории экономики или политэкономии). Поэтому я всегда уделял внимание мыслям философов по проблемам педагогики философствования, в том числе по проблемам тестирования.
Осмысливая суть и функции философии, я не мог не обосновывать эти свои мысли с помощью тестовой технологии, ставшей для меня одним из пробных камней технологии философствования. Философия позволяет теоретически оценить тесты как важнейший элемент современной педагогики и разработать теорию тестологии.
Более 30 лет назад меня заставили пройти обучение на специальном факультете по тестированию при обществе «Знание» в Политехническом музее Москвы. Там я впервые понял главную проблему инноваций – психологический барьер неприятия новых идей. К счастью для меня 3\4 учебного года данного факультета оказалось достаточным для того, чтобы я уверовал в тесты – преодолел психологический барьер их неприятия. После этого я усиленно изучал опыт тестирования, особенно когда стал руководителем методической группы преподавателей по экономическим тестам при Минвузе, апробировал их в практике. На этой основе обобщил опыт применения тестов во всех гуманитарных и т.п. науках, разработал методику и депонировал ее в НИИ ВШ. В 2004 году издал ее переработанную версию книгой за свой счет малым тиражом, а в 2005 году существенно дополненная её версия вышла в коммерческом издательстве. Её содержание – тестология как общая теория учебного тестирования с учетом и философских работ по этому вопросу. Её можно считать первой версией философии (эпистемологии) тестирования (тестологии). Естественно, что начальная версия всегда относительна и требуется сотрудничество многих исследователей для приведения её в соответствие с требованиями философии. Базой такого отношения может быть только компетентность в проблемах тестирования, педагогики вообще и главным образом усвоение технологии философствования, т.е. способности строить сориты и кладограммы любых понятий.
Обход тестированием философского камня преткновения…
Главным препятствием для повсеместного и плодотворного использования тестовых технологий является доктринальность наук, особенно гуманитарных, социально-политических, экономических. Господствующая парадигма философии не понимает данной проблемы науки. Парадигмальность, плюрализм науки считают её достоинством, а не недостатком. Следует строго различать разные аспекты тестирования для уяснения проблем каждой из них.
Тестовые задания
┌──┴──┐
Форма ® содержание
┌───┴──┐
Эрудиции ® интеллекта
┌──┴──┐
Термины ® доктрины
Нас интересует проблема содержания тестовых заданий. И здесь важно уяснить тот факт, что современные тесты проверяют эрудицию, а не интеллект. Интеллектуальные тесты станут нормой только после овладения обществом технологией философствования. Эрудиция сегодня представлена доктринами. Принцип плюрализма отстаивает равноправие противостоящих доктрин. И такие тесты валидны только в пределах каждой доктрины. Использование же тестов одной доктрины для проверки знаний другой доктрины следует считать тестовой индоктринацией. Тем более, если данные такого тестирования становятся основанием аккредитации и лицензирования вузов. Доктринеры, утверждая абсолютную истинность своего учения, с помощью тестов убивают конкурирующую с ней теоретическую науку. Тесты уже стали средством монополизации господствующих доктрин и индоктринации общественного сознания, что создает опасность гибели общества. Эту опасность можно избежать на основе тестологии и педагогики вообще.
На основе такого подхода к тестам можно определить возможность плодотворного их внедрения в условиях доктринального плюрализма – тестирование знание терминологии учебных курсов. Он особенно актуален во всех гуманитарных науках. Терминологическое тестирование не отрицает всех иных направлений поиска и творчества, может стать общим достоянием для всех. Он позволяет обойти главную проблему современной науки - её доктринальность. Он состоит в первоочередном тестировании терминологии науки, которая менее дискуссионна и более устойчива во всех науках.
Классическая педагогика считает усвоение лексики первым шагом в познании наук. Для этого студентов надо обеспечить словарями и добиться тестами их усвоения. Средством осуществления данного принципа дидактики является система управления базами данных «Системное тестирование» (СУБД СТ). В СУБД СТ вводят словарь и она автоматически генерирует 5 типов тестовых заданий на соответствие. В одном случае она дает определение и до 6 категорий, в другом случае наоборот – категорию и до 6 определений, или одну категорию и одно определение или список определений и категорий. Во всех случаях надо указать их соответствие. Существует и свободный ответ, когда надо напечатать категории. Студент легко печатает словарь из СУБД СТ и тренируется на СУБД СТ для усвоения слов (терминов, категорий).
При настройке СУБД СТ администратор (т.е. педагог) устанавливает число заданий, число ответов и т.п. В настоящее время в СУБД СТ имеются базы данных (словари) по 15 гуманитарным дисциплинами, в том числе по философии. Базу данных легко адаптировать каждому педагогу под свое видение предмета. Входя как администратор в СУБД СТ, легко дополнять, изменять, уточнять и т.п. словарь, т.е. адаптировать под видение педагога. В таком случае не нужны большие затраты труда на освоение теории программирования ответов, на разработку тестовых заданий.
Эти тесты могут стать началом широкого и фронтального их использования при обучении всем, главным образом гуманитарным, социально-политическим наукам. Естественно, что нужно сотрудничество энтузиастов такого подхода. Назрела необходимость разработки и более эффективной версии СУБД СТ, что требует финансирования.
Существуют и другие версии обучающих и тестирующих компьютерных систем. Попытка обобщения их принципов дана в книге, выставленной вместе с СУБД СТ для бесплатного пользования на сайте автора. СУБД СТ – первый шаг к компьютеризации контроля эрудиции. Нужно идти далее – тестировать интеллект, т.е. умение философствовать. Гипотеза по данному вопросу дана там же.
Главное значение философии для тестирования
Тестофобы обвиняют тестологов в тестомании. Тестологи могут обвинить тестофобов в софифобии (фобософии). Тестофобия и филодоксия являются двумя сторонами одной медали. Преодоление этого тандема зла возможно только посредством качественного роста значения философии для всех наук.
Главным препятствием внедрению тестов в педагогику является доктринальный характер современной науки, характеризующийся плюрализмом, парадигмальностью. Только теоретизация наук позволит снять эту трудность. Но на пути к ней стоят философы, ставшие филодоксами. Мои философские труды раскрывают философию её основоположников как науку о науке. Сбывается мечта И. Канта о превращении философии в такую же учебную дисциплину, как и геометрия Евклида, которую легко осваивать всем людям со здравым рассудком. Умение философствовать станет важнейшим отличием профессионалов третьего тысячелетия по сравнению с нашим временем.
Для предотвращения дискредитации тестов или разгрома их, нужно осмыслить главную проблему - стратегию философского образования и осуществить философский ликбез. В содержании сайта sorit.ru имеется ответ на эту проблему – как учить философии так, чтобы она стала наиболее предпочитаемой учебной дисциплиной, и все студенты выбирали ее добровольно при обучении. Только тогда технология философствования станет главным средством фундаментализации образовательного процесса и его теоретизации, без чего не может быть фронтальной тестизации учебного процесса на основе универсальных тестовых заданий, исключающих самодеятельность педагогов.
Философия педагогики
Философия – фактор теоретизации всех наук, в том числе и педагогики. Теоретизация педагогики позволяет перейти к новой системе обучения - от знаниевой парадигмы обучения («Знание-сила») к интеллектуальной парадигме обучения («Могущество мышления») и даже к развитию способностей вообще, в том числе и души и тела. Она позволит разработать и такой порядок обучения, когда легко создать потребность в перманентном обучении всех людей в течение всей их жизни («век живи и век учись»), повышения интереса подрастающих поколений к развитию всех их способностей, в том числе и творческих. Стимулом этому станет и адекватная обратная связь, прежде всего, тестами, которая обеспечит их когнитивную мотивацию. Только в таком случае можно избежать неадекватных методов навязывания тестов в качестве средства идеологического контроля кого бы то не было…. Негативные аспекты массового внедрения тестов в качестве средства аттестации, аккредитации, лицензирования учебных заведений можно преодолеть только на основе теоретизации педагогических наук, в том числе и тестологии, с помощью технологии философствования и соответствующего развития педагогической практики.
Следует развести проблему государственной аккредитации вузов и повышение их качества с помощью внешнего тестирования. Необходима система центров независимого тестирования, которая не решает проблему аккредитации вузов, а помогает вузам создать адекватный мотив у студентов к учебе.