The Economist сообщает, что в прошлом году немецкая экономика сократилась на 0,3%, и это худший результат в группе богатых стран G7. Deutsche Bank, крупнейший в стране, считает, что объем промышленного производства снизился на 9% с 2018 года и упадет еще на 2,5% в этом году. В залах заседаний говорят о ползучей деиндустриализации, поскольку высокие внутренние издержки, особенно для энергетических компаний, вынуждают их переезжать.
Чтобы заглянуть в будущее, авторы статьи предлагают обратить внимание на бывший промышленный центр Германии, на Рур. Ранее в Руре находилась крупнейшая угольная шахта Европы, сталелитейный завод, а также заводы по производству боеприпасов, которые обеспечивали две мировые войны. Однако регион размером с английское графство опустел. Две трети его работников работали в промышленности в 1960-х годах, но сейчас - менее одной пятой.
Американские города ржавого пояса, такие как Питтсбург, сократились вдвое или более после 1960-х годов; население Рура сократилось всего на 10%. Его рабочая сила выросла. В Нем проживает 5,1 млн человек в кластере из примерно 50 городов и находится крупнейшая агломерация Германии. Рур уже давно очистил свой воздух и реки, превратил шлаковые кучи в поросшие лесом холмы и превратил громоздкие фабрики в причудливые музеи. Огромные инвестиции в высшее образование (в регионе обучается 260 000 студентов университетов) сделали его центром исследований и разработок. Выгодное расположение и развитая транспортная инфраструктура привлекли логистические фирмы, которые сейчас являются ведущими частными работодателями региона. Короче говоря, Рур - гораздо более приятное место для жизни, чем старая электростанция с дымоходами.
Конечно, есть и недостатки. Так, южная половина региона с крупными городами (Дортмунд, Дуйсбург и Эссен) процветала, в то время как северная его часть стала отставать. “Существует огромная сегрегация”, - говорит Томас Бауэр из института экономических исследований в Эссене. “Все, что находится к северу от автобана, по-прежнему развивается медленно”. Город среднего размера Гельзенкирхен, например, страдает от хронической безработицы с момента закрытия последних шахт в 2018 году. Уровень безработицы в 2023 году составил 14,6%, что почти в три раза выше, чем в остальной Германии.
Однако в целом Рур развивается стремительно. В крупнейшем городе германии, Дортмунде, уровень безработицы достиг 20% в 2005 году после закрытия сталелитейного завода Hoesch, на котором когда-то был занят каждый пятый рабочий города. Сейчас на заброшенных заводах работает больше людей, чем до их закрытия.
Артуро де ла Вега из городского департамента планирования смотрит в будущее оптимистично: ”Наш план направлен на рост”, - с энтузиазмом заявляет он. Население Дортмунда, которое, по прогнозам, достигнет 625 000 человек в 2035 году (по сравнению с 601 000 сейчас).
Отмечается, что финансирование является ключевым фактором, поскольку поддержание Рура требует серьезной государственной поддержки в течение длительного периода времени.
Новый толчок предполагает, что Рур станет свое рода "полигоном" для амбициозных планов Германии по замене углеводородов чистым водородом. Кристоф Ноерес из Thyssenkrupp Nucera, недавнего дочернего предприятия сталелитейного гиганта из Дуйсбурга, который разрабатывает электролизеры для производства водорода, считает, что инновационный потенциал региона крайне высок. “Конечно, некоторые операции могут быть перенесены за пределы Германии”, - говорит он. “Но мы привыкли к преобразованиям и инновациям. Это заложено в нашем днк”.
Источник: https://www.economist.com/europe/2024/02/15/as-german-industry-declines-the-ruhr-gives-hope?utm_campaign=a.the-economist-today&utm_medium=email.internal-newsletter.np&utm_source=salesforce-marketing-cloud&utm_term=2/21/2024&utm_id=1854873