Эксклюзив
20 ноября 2008
6658

Тимур Митупов: `Состояние и перспективы развития ситуации на российском мясном рынке в период мирового кризиса`

18-19 ноября 2008 г. в Москве - прошел международный форум "AGRO-DIRECTOR". На форуме руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт" Тимур Гуруевич Митупов выступил с Докладом "Состояние и перспективы развития ситуации на российском мясном рынке в период мирового кризиса".

Мировой кризис начал негативно отражаться на отечественных агропромышленных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования агропромышленного сектора, фактически перекрыл возможность кредитоваться и рефинансировать свои долги. Ставки по банковским кредитам и доходность по облигациям агропромышленных компаний значительно возросли, что повлекло за собой возросшую стоимость обслуживания долга.

Стоит отметить, что условия кредитования и эмиссия рублевых облигаций до конца 2007 года была довольно выгодным инструментом финансирования агрокомпаний. На фоне развития и финансирования в рамках Нацпроекта и активности выхода на фондовый рынок агрокомпании набрали заемных средств. За 9 мес. 2008 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 6,4%, а объем кредитов в АПК увеличился на 20 млрд. руб. и достиг - 325 млрд.руб. Инвестиции в развитие материально-технической базы уже начали давать свои положительные плоды - в основу которого, положен переход к стабилизации и дальнейшему развитию АПК.

По прогнозам Минсельхоза, в 2008г. производство скота и птицы на убой составит более 9 млн. тонн в живом весе, что почти на 7% больше показателей 2007 года. Высокую динамику показывают производители мяса птицы - 16,5%, свинины - 8%. Хороший рост демонстрирует и промышленное производство и переработка.

В ближайшие годы при оптимистичном прогнозе будет наблюдаться динамичное увеличение потребления курятины и свинины, с незначительным снижением потребления мяса говядины из-за его высокой себестоимости и цены.

По прогнозу, к 2015 году потребление мяса достигнет 10 млн. тонн, в т.ч. говядины 2,2 млн т, свинины - 3,5 млн т, а куриного мяса - 4,6 млн т. На данный момент, потребление составляет около 60 кг. на душу населения, в сравнение с западными странами 95 кг.

По данным Мясного союза, потребление говядины и свинины в 2007 году в России достигло - 5,1 млн тонн или $16,4 млрд, из которых 1,5 млн тонн пришлось на импорт. Весь рынок птичьего мяса - 3,18 млн тонн или- $7,3 млрд, по данным Росптицесоюза. Из них на импорт пришлось 1,3 млн тонн.

Данные Росстата, свидетельствуют о значительном снижении импортной зависимости по птице и свинине. Так, по птице в 2002 году - импортная зависимость-52%, а по итогам 2008 года около- 36%. В 2008 году предполагается увеличение производства на 15,8% или 300 тыс. тн. до 2,2 млн тонн отечественного мяса птицы, а потребление мяса на душу населения вырастет до 23,2 кг.В целом с 1997 г. среднегодовой прирост в птицеводстве составляет около 20%. В период с 2009 по 2012 год планируется поэтапное наращивание производства мяса птицы в РФ - до 3,3 млн тонн, а удельный вес импорта довести до 8%.

В связи с ростом отечественного производства птицы и свинины, в дальнейшем- необходимо пересматривать объемы квот ежегодно и определять их размер, как разницу между прогнозом объема потребления и объема отечественного производства по каждому виду мяса. Наряду с этим, эффективно и гибко применять систему импортных пошлин, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной мясной отрасли.

Между тем, на фоне финансового кризиса, мясной рынок может потерять в весе, если начнутся непопулярные методы "оптимизации бизнеса", которые сегодня применяют некоторые компании. Даже, если пессимистичные прогнозы оправдаются, резкого "схлопывания" рынка все же не произойдет. Рецессия может произойти- после 3-4 месяцев ожидания - это и есть срок, по прошествии которого мясной рынок, в особенности колбасный и полуфабрикатный может начать кардинально меняться. Но это при пессимистичном сценарии. Производители в основном предсказывают, что до конца года ситуация будет в норме. В целом продажи мясопродукции по результатам 2008 года останутся не ниже уровня п.г. - 6,3 млн. тонн.

Рынок мясопереработки может сократится в основном за счет смещения фокуса предпочтений с изделий класса премиум и high-middle в нижний-средний и экономсегменты. Уже сейчас падает реклама на премиум-бренды, и освящается более демократичной мясной продукции. При неблагоприятных прогнозах спад мясного рынка можно ожидать на 20 процентов. Все ждут итогов IV квартала этого года - именно он покажет: либо российская экономика отделается легкими потерями, либо все всерьез и надолго. А пока, мясные компании, замерли в ожидании последствий финансового кризиса.

В условиях кризиса ликвидности и относительного роста спроса на продукцию, который неизбежен при ускоряющихся темпах роста цен, я склоняюсь к мнению, что на мясном рынке наступает процесс консолидации и прихода иностранных игроков. Так, в ноябре 2008 г. крупнейший финский производитель мясных продуктов Atria Group завершит приобретение мясоперерабатывающего завода "КампоМос" за 75 млн евро, а ранее приобрела "Пит-Продукт" и построили под Питером новый мясоперерабатывающий завод. Эти сделки - начало большого передела собственности в мясной индустрии и показывает интерес западных компаний к нашим мясным активам. Сейчас в России функционирует более 300 мясоперерабатывающих заводов. Уже сейчас некоторые мясоперерабатывающие предприятия выставили свои активы на торги и активно ищут потенциальных инвесторов.

Более того, облигационный способ заимствования уже мало кого привлекает: кризис ликвидности, сильно сказался на российском фондовом рынке. На фондовом рынке с конца 2007 г. по н.в. уже около 20 эмитентов не выполнили в срок свои обязательства по облигациям. Паралич рынка рублевых корпоративных бондов, особенно бумаг третьего эшелона, по оценкам, продлится в течение I пол. 2009 г. В этой мрачной статистике дефолтов лидирующие позиции занимают компании ритейла и агропрома.

В декабре 2007 г. компания "Евросервис" задержала погашение своего выпуска. В конце июля 2008 г. "Держава". В августе "Агрохолдинг" и "АЛПИ-Инвест". В октябре "Русские масла" допустил технический дефолт по облигационному займу.
В связи с этим, НМА направила письма 1 вице-премьеру Зубкову и министру сельского хозяйства Гордееву, в которых предложила для поддержки аграрных предприятий в период кризиса выкупить их облигации на сумму до 100 млрд руб. Сейчас создана рабочая группа, которая решает проблемы пищевого сектора по всей вертикали -- от производителя до розницы. Одной из возможных мер помощи пищевому сектору, может стать предложение НМА, в конце октября направленное в Московское правительство. Она предложила временно выкупить имеющиеся на складах продукты длительного хранения, для того чтобы производители могли получить оборотный капитал и компенсировать убытки от увеличения рассрочек платежей торговых сетей.
Сегодня можно быть уверенным, что банки не исключает возможности инвестирования в долговые обязательства мясных компаний. Речь идет, о возможном выкупе облигаций у наиболее крупных компаний отрасли, среди которых петербургские "Meatland" и ГК "Рубеж".

В целом, обилие дефолтов по облигациям формируют не радостные перспективы. В этом плане эти дефолты бросают тень на весь сектор эмитентов 3 эшелона, включая агропромышленные компании. Из мясоперерабатывающих компаний на долговом рынке сейчас обращаются облигации "Дымовского колбасного производства", "Микояновского мясокомбината" и "Группы Черкизово". Совокупный объём этих выпусков составляет соответственно 3,6 млрд. рублей. Доходность рублевых бондов по данным компаниям сейчас расположены выше ставок по облигациям компаний пищевой промышленности. Удорожание стоимости обслуживания долга в значительной степени, способствует росту цен на мясо и мясопродукцию.
В целом за 2008 г. средний рост цен на мясо и птицу составит около 23,8% (за 10 мес. 18,8. Как, следствие этого, за год в стоимости минимального набора продуктов питания -доля мясопродуктов снизилась с 21% до 17%.

В условиях быстрого роста цен на сырье и энергоносители производители не могут восстановить необходимый уровень рентабельности, работая с сетями. Многие птицеводы и мясопереработчики не имеют возможности даже компенсировать инфляционную составляющую роста себестоимости продукции из-за затягивания сетевиками процесса согласования новых цен и необоснованного занижения их уровня. Добавьте к этому, еще и отсрочку выплат за реализованный товар.

Правда, Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей разработали положение "О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети" и передали в ФАС для рассмотрения. Документ предусматривает, что компании розничной торговли-члены ассоциации не будут взимать с производителей небрендированной отечественной сельхозпродукции "входные" бонусы, плату за полку, плату за открытие новых магазинов, а также откажутся от других дополнительных платежей, не относящихся к предмету договора. Кроме того, положение не допускает навязывания невыгодных для производителей условий договоров.

Необходимо установить четкие правила взаимоотношений сетей и сельхозпроизводителей. чтобы обеспечить им рентабельное производство. Это и многое другое сейчас прописывается в законопроекте "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ".

Одна из основных проблем развития отечественного мясного рынка- импортная зависимость. Рост импорта мясопродукции, по-прежнему опережает рост отечественного производства мяса и мясопродукции.

Так, за 9 мес. 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом п.г. Россия увеличила импорт мяса свежего и мороженого на 23,6% - до 1,2млн. тонн на сумму 3,5 млрд. USD, что на 50,7% выше за аналогичный период п.г. Между тем, импорт мяса птицы снизился в объеме на 2,5 % и составил 891 тыс. т, а по стоимости рост составил 2,6% - до 937 млн. USD.

По данным Минсельхоза, доля завезенного мяса на прилавках России составляет 41,1% Минсельхоз делает все от него зависящее в рамках поддержки, протекционизма и наращивания объемов отечественного животноводства и птицеводства. Так, в начале октября 2008 г. Минсельхоз опубликовал Приказ о распределение прямых субсидий производителям в 2008 г., где определило ставки субсидий производителям свинины (10 р.) и птицы (5 р.). Отмечу, субсидии в размере 10 млрд. руб. впервые выделяются не косвенно, а напрямую.

Сам факт прямой дотации агропроизводства все производители оценивают положительно, однако в сравнение с субсидиями в странах-экспортеров США и Бразилии - явно не достаточны. Отметим, что усугублению проблем в животноводстве способствовало - до финансового кризиса - потеря конкурентоспособности в сравнении с импортом. Вполне можно предположить, что в 2009 г. Минсельхоз продолжит повышать размеры субсидий.

В начале октября 2008 г. выступая на пресс-конференции, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев выразил мнение: "К сожалению, я вынужден признать, что сегодня определенные проблемы на финансовом рынке и в банковском секторе уже отражаются на стабильной работе АПК". Некоторые банки меняют условия действующих кредитных договоров, отметил министр.

Это в действительности так, банки в лучшем случае: повышают ставки и увеличивают залоги, меняют условия действующих кредитных договоров, в худшем: прекращают предоставлять овердрафты и факторинг, останавливают рассмотрение всех новых кредитных заявок на финансирование, которое являются частью Госпрограммы развития АПК, требуют досрочного погашения кредитов.

Такие же проблемы по кредитованию складываются и у предприятий животноводства, мясопереработки, трейдеров, импортеров и торговых компаний. Учитывая, возрастающую импортную зависимость от мяса, российские импортеры оказались в критической ситуации. Так августовские заказы импортеров мяса простаивают на таможенных терминалах, из-за нехватки средств у них оплатить внешнеторговые контракты.

Несколько лучше положение у агрохолдингов, которые привлекали долгосрочное финансирование в рамках нацпроекта развития АПК сроком на пять-восемь лет. Между тем, собственных и заемных средств при росте производства и потребления, увеличения в целом емкости мясного рынка - не хватает, а рынок внешних заимствований и облигационных займов надолго закрыт.

Это приведет к вполне ожидаемым и очевидным результатам: развитие АПК сильно затормозится.

Уже сейчас, на мясном рынке прослеживается очень опасная тенденция - "Кризис доверия" среди всей цепочки бизнес-процессов от производителя и импортера до конечного звена продавца мяса и мясопродукции. На данный момент, в начале продавцы рыбопродукции, а затем уже мясные компании начали отпускать продукцию в предоплату, а иностранные экспортеры мяса и рыбы пересматривать свои договорные обязательства в сторону усиления мер по предотвращению не платежей, в т.ч. сокращения сроков оплаты за поставленную продукцию, лимитирование и сокращение объемов поставки, прекращения пролонгаций договоров и соглашений и т.п.
Стоит отметить, что российские ведущие розничные операторы начали получать кредитные ресурсы в рамках поддержки Правительством розничной торговли. Между тем, получив поддержку государства, они не торопятся в свою очередь оплачивать за поставленную продукцию производителям и оптовым предприятиям. В ряде случаев, просрочка платежей у розничных сетей достигает уже от 1 до 2 месяцев. По моему мнению, основная причина просрочки оплаты за поставленную мясную продукцию - содержится в инвестиционных планах сетевых ритейлеров. Есть опасения, что направленные государством средства ритейлерам будут использованы не по назначению. На фоне кризиса ликвидности и дефолтов сетевых ритейлеров происходит падение стоимости активов региональных сетей и снижение цен на торговую недвижимость. Отсюда, можно предположить, что часть выделяемых государством средств направленных в поддержку ритейлерам на оплату поставщикам за продукцию, может быть ими направлена на покупку дешевеющих конкурентов и недвижимости. Многие розничные сети уже заявили свои амбициозные планы по покупке ряда региональных сетей, дистрибуционных центров и т.п.

По моему мнению, не исключено, что, если не остановить надвигающийся экономический "кризис неплатежей", и последующий за ним социальный "кризис доверия" по всей цепочке от производителя до ритейла, в ближайшие два месяца, многие производители, оптовые компании и импортеры основных продовольственных товаров - откажутся от пролонгирования договоров с крупными ритейлерами. Уже сейчас видно, как сократилась ассортиментная матрица, как у крупных розничных операторов "Метро", "Ашан", так и у средних. Более того, те поставщики, кто вовремя не переориентировал реализацию через другие каналы сбыта, оказались в безвыходной ситуации - в большинстве случаев им некуда уходить, поэтому они пока "терпят". Но, к сожалению, по нашим прогнозам, помимо поредевших торговых полок после Нового года, наш покупатель может столкнуться и со значительным повышением цен. Пока производитель, оптовая компания и импортер терпят убытки, компенсирую потери сокращением численности персонала и т.п. Но очень скоро, большинство поставщиков основных продуктов питания начнут закладывать свои убытки в стоимость товаров.

Таким образом, у большинства участников продовольственного рынка складывается мнение, что у сетевых ритейлеров - оплата поставок поставщикам не является одной и основных задач компании. Кризис не платежей, уже вызывает действие эффекта домино: платежи задерживаются в итоге по всей цепочке. В связи с этим: В целях, предотвращения не целевого использования (покупки сетей и т.п.), и как следствие этого - кризиса неплатежей ритейлерами за поставленные товары и дальнейшего роста цен, государству необходимо внедрить действенный механизм по проверке за использованием ритейлерами кредитных ресурсов полученных в рамках поддержки Правительством розничной торговли

В середине ноября 2008 г. премьер Владимир Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях экономики. Поддержка реального сектора сводится к защите рынка от импорта (в 2009 г. сокращения тарифных квот на импорт свинины на 200 т.т., а птицы на 300 тыс. т, вкл. введение ввести запретительной пошлины в размере 90% на импорт внеквотной свинины) и поддержке российского производителя за счет кредитования крупных агрохолдингов и поддержание необходимого объема кредитования в рамках госпрограммы развития АПК на 2008-2012 г.г.

Все же, государству необходимо обратить пристальное внимание на адресную поддержку и равномерный доступ к ликвидности товаропроизводителей и переработчиков, трейдеров основных социальных продуктов питания вкл. мясо-рыбопродукцию, по которым наше сельское хозяйство и рыболовство, к сожалению, по не может удовлетворить в полной мере потребности у населения.

Подводя итоги, можно сказать, что финансовый кризис по некоторым оценкам приведет к положительным явлениям в виде консолидации и укрупнения компаний. К негативным последствиям можно отнести снижение инвестиционной привлекательности и темпов развития отрасли из-за снижения объёма инвестиций. Необходимо со стороны государства - принять эффективные меры по поддержанию не только крупного, но и среднего агропромышленного бизнеса, создать финансовые условия и возможности для агробизнеса-в целях сохранения темпов роста отечественного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности. В первую очередь, это касается публичных компаний, разместившие облигации и акции на фондовых рынках, эффективно осваивающие средства.

Таким образом, подводя итоги отмечу, что состояние мясного сектора продовольственного рынка требует повышенного внимания со стороны государства. Наряду с комплексным решением проблем в аграрном комплексе в целях удовлетворения спроса и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке и продовольственной безопасности страны, необходимо:
- государству проводить адекватную аграрную политику соизмеримую развитым странам, имея в виду уровень поддержки сельхозпроизводства и соответствующих защитных мер (объем поддержки сельхозпроизводителя Евросоюзом в 20-30 раз больше, чем в России).

- эффективное таможенно-тарифное регулирование (включая товарные интервенции, квотирование, пошлины, ценовой комплексный мониторинг не только на продукцию, но и на сопутствующие агропромышленному производству коммерческие расходы, надзор за безопасностью и качеством и т.п.);
- совместно с государством - отраслевыми союзами и организациями выработать оптимальное взаимодействие и механизмы снижения издержек между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя до торговой сферы;
-выработать действенную государственную поддержку не только для сельхозпроизводителей, но и для перерабатывающих предприятий и трейдеров. Экономические и налоговые преференции, должны быть направлены тем предприятиям, которые: создают высокотехнологические производства имеющие международные стандарты качества, выстраивают оптимальные логистические и сбытовые процессы, и, в целом создают вертикально-интегрированные холдинги с замкнутым циклом от производства до реализации переработанной продукции.

РУКОВОДИТЕЛЬ ИНВЕСТИЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ГК "ХЛАДОПРОДУКТ" Митупов Тимур Гуруевич

20.11.2008,
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован