Я работаю в области образования. Но - не традиционного академического образования, а бизнес образования. В академическом образовании отработал 15 лет. А, последние 16 лет работаю в бизнес образовании. Одно из отличий в академическом образовании где профессора получают 3 доллара за час, а в бизнес образовании - 50 долларов. Поэтому в бизнес образовании работают лучшие специалисты, самые сильные профессора.
Я специально начал с этого эпатажного заявления, чтобы показать, что для бизнес образования призывы к государству типа - "добрые дяди, дайте нам денег" - не актуальны. Нам никогда не давали ни гроша бюджетного финансирования. Впрочем, мы никогда его и не просили. Бизнес школа учит как эффективно работать на рынке, т.е. как этичными методами "делать деньги", получать прибыль. И, если бизнес школа не умеет "делать деньги", не может сама себя прокормить, то какое право она имеет кого-то учить бизнесу? Я уверен, что, если бизнес школа просит денег у государства, то ее надо просто закрыть. Будем считать, что на этом мое эпатажное введение в тему закончилось. А, теперь о сути: по поводу существующей в стране системы ценностей.
В России постепенно происходит смена поколений. Зачастую это и смена системы ценностей. Кто-то из моих коллег сегодня уже говорил о важности формирования новой системы ценностей. Есть старая добрая библейская притча: Моисей водил народ израильский по пустыне 40 лет, ожидая, пока последний раб умрет.
Мы с вами пока прошли примерно половину этого срока с начала удачных и неудачных реформ. За это время поколение не сменилось полностью. Но, хотя старое поколение находится у руля, уже подросло новое поколение. Это всегда означает ту или иную степень коллизий систем ценностей.
Новое поколение - это бизнесмены в возрасте 25-35 лет. Те, кого в бизнес образовании называют новыми "новыми русскими". Они - основные клиенты бизнес школ. Это обычно хорошо образованные, энергичные, креативные ребята, которые идут в менеджмент и в предпринимательство и достигают там успеха. Это, если хотите, те тягловые лошади, которые могут - каждый на месте, на своем предприятии - вытягивают воз реформирования российской экономики.
Но есть и серьезная проблема. Если мы с вами примем как данность, что смена поколений - это смена системы ценностей, то мы увидим, что наша система академического образования - все более становится тормозом для смены системы ценностей. А, следовательно, - тормозом на пути эффективных реформ.
Давайте критически посмотрим на наше образование на уровне средней школы, техникума, вуза. Давайте перестанем, как попугаи, повторять, что "советская высшая школа - лучшая высшая школа в мире". Давайте, наконец, осознаем, что кроме дипломов физмата и физтеха, российские дипломы не признаются нигде в мире. Наконец, давайте вспомним, что образование - это не только профессиональные знания, это всегда еще и социализация. Т.е. - это формирование определенной системы ценностей и взглядов, нарабатывание системы отношений со сверстниками, с которыми предстоит идти по жизни. Это, если хотите, формирование жизненной позиции.
И, если представители вузовского образования все время жалуются на то, что страна их не кормит, стоят с протянутой рукой и простят - "дайте", если они обижаются на предложение научиться зарабатывать самим, то как мы можем ожидать, что они помогут студентам поверить в себя, поверить, что рынок дает возможности для самореализации и т.п. И как такие люди, даже, если они трижды доктора наук и профессора могут хорошо преподавать предметы, связанные с рынком и реформами: экономику, финансы, маркетинг, менеджмент и т.д. Эти люди сами "не вписались в реформы". Разумеется, что это не их вина, а их беда. И тем не менее, как Вы думаете, чему они могут научить? И чему уже учат? Каковы будут оценки реформ и бизнеса, которые эти люди будут стремиться заложить в головах студентов? Мне кажется, что сейчас одна из основных проблем, о которой мы должны говорить - это проблема формирования новой плеяды россиян, новых "новых русских", т.е. менеджеров и предпринимателей. Т.е. тех, кто не стоит с протянутой рукой у порога государственных министерству, а сам себя кормит и еще создает рабочие места.
Таким образом, надо признать, что наше вузовское образование продолжает ковать кадры, по преимуществу, не для рыночной, а для плановой экономики. Я говорю не о только и не столько о профессиональных знаниях, а о системе ценностных ориентиров и жизненной позиции. Оно готовит тех, кто с возмущением требует от государства: "Устройте нас на работу, гарантируйте нам стабильную зарплату". Наше высшее образование, почивая на лаврах достижений времен социализма, в существенной степени готовит кадры, которые не нужны рыночной экономике и не могут найти в ней применения. И, что еще хуже, немедленно после окончания институтов часть выпускников немедленно начинает плакаться: "Нас выпустили, подготовили, дали высшее образование, а теперь мы безработные. Мы такие бедные, мы сидим и ждем на бирже. Это социально несправедливо. Государство нас учило, теперь оно обязано нас кормить".
Та же часть выпускников вузов, которая, меняя профессию, род занятий, демонстрируя активность и предприимчивость, все же хорошо устраивается в новой жизни, по сути действует вопреки тем социальным идеалам и ценностям, которые насаждались в их головах традиционной академической системой.
Предприниматель во всем мире - это тот, кто создает богатства общества, кто создает рабочие места. Это тот, кто решает проблему трудоустройства для менее одаренных и предприимчивых. Это тот, кто дает заработки и убогим, и неспособным жить без хозяина. Это тот, кто кормит неспособных самих себя прокормить. Предприниматель - это та тягловая лошадь, которая тянет вверх воз экономического роста и процветания, а не тот, кто грабит прибавочную стоимость, как утверждал марксизм.
Однако, по нашему ощущению, марксова система ценностей до сих пор доминирует в сознании большинства населения нашей страны, включая сознание подавляющего большинства вузовской профессуры. И, если не закрывать глаза на этот факт, становится понятно, почему у нас в стране считается что , если ты предприниматель, значит - вор. Пока общество не усвоит истину, столетия назад усвоенную во всем цивилизованном мире, что предприниматель - это человек, который создает будущее, человек, который дает обществу рабочие места, наши реформы по определению не могут быть успешными. По статистике в любой стране только 10-15 % населения способны быть менеджерами и предпринимателями. Этих людей надо холить и лелеять. Их надо искать через альтернативную (негосударственную) систему образования. Надо им помогать развивать свой потенциал и способности через бизнес образование.
Традиционная академическая школа этих людей, часто не принимает или калечит, стремясь привить им потребительскую, социалистическую систему ценностей: отучить их самостоятельно думать и принимать решения, заменив это запоминанием огромного количества учебного материала. Именно на примере этих людей особенно четко проявляется конфликт "отцов и детей" нашего времени, конфликт прежней социалистической и рыночной систем ценностей. И как может быть иначе? Вузовские профессора в основном, мягко скажем, зачастую немолоды. Средний возраст профессоров - членов ученых советов обычно зашкаливает далеко за 60. Эти профессора по-своему хорошие люди, они сильны в своих предметах (химии, медицине, строительстве и т.п.), но они не понимают рынка, не принимают и вряд ли смогут принять рынок. Естественно, что система ценностей, которую они закладывают в головах студентов, преподавая свой предмет - это не рыночная система ценностей. Это система ценностей, где рынок - это неприкрытый грабеж, а любой предприниматель - это вор. Ну, а вор, по словам героя известной повести братьев Вайнер - Глеба Жиглова, "должен сидеть в тюрьме"... Очевидно, что данная проблема ни в коем случае не может решаться коммунистическими методами, т.е. любой формой чистки, основанной на критериях принадлежности к той или иной системе взглядов. Однако, сегодняшнее ничегонеделание также представляется нам деструктивным. Мы считаем, что общество нуждается в быстром развитии альтернативной (негосударственной) системе дополнительного образования. Речь идет о бизнес образовании, система ценностей которого однозначно определяется потребностями рыночной экономики. Второй вопрос, на котором я хотел бы остановиться, связан с интернационализацией образования. Сегодня здесь много говорили про Болонскую декларацию, про единое европейское образовательное пространство. Как известно, Россия Болонскую декларацию подписала. Сближение с европейской системой образовательных стандартов, которое нам предстоит, - серьезная проблема. Однако основные трудности движения к Болонье мне видятся в ином свете, чем большинству присутствующих здесь коллег по образовательному цеху. Основная проблема Болоньи - это не продолжительность бакалаврской программы (3 или 4 года), о чем у нас в стране сегодня не говорит разве, что самый ленивый. И не система переводных кредитов, которая будет признаваться во всех странах. Об этом также говорится и пишется достаточно. ("Переводной кредит" - это учебный курс с унифицированным для всех европейских стран наполнением и длительностью).
Поскольку моя бизнес школа - ИБДА АНХ - прошла взаимную валидацию (= официальное признание) программ с тремя европейскими университетами, я могу утверждать, что сопоставление отдельных предметов - это относительно легко решаемая проблема. Основная же проблема в том, что нашим студентам, когда они обучаются по европейским программам, приходится ломать ментальную и ценностную парадигмы в отношении образования. Система ценностей, заложенная в российской высшей школе, как правило, конфликтует с системой ценностей европейских и американских университетов.
Наша система вузовского образования, по большей мере, ориентируется на запоминание и усвоение огромного количества готовых материалов и решений. Европейская и американская системы - на обучение самостоятельному поиску необходимой информации, ее обобщение и анализ и, наконец, на поиск собственных решений. Собственные решения, даже если они достаточно слабые, в процессе обучения предпочитаются самым блестящим решениям, сделанным другими и повторенными студентами.
Общий подход, ориентированный на ту или иную систему ценностей, предопределяет построение учебного процесса. Чтение лекций, рассчитанных на запоминание, требует массы времени. Самостоятельный поиск и обобщение, или проектная работа, требуют минимума занятий в классе и больших самостоятельных усилий. Поэтому когда российские студенты приезжают в европейский университет и обнаруживают, что количество занятий в классе составляет 6-8 часов в неделю, (а к самостоятельным усилиям за пределами аудиторных занятий они не приучены), начинаются жалобы родителям, что "здесь их не учат", что здесь сплошные каникулы. Затем приходит сессия, состоящая из сплошных защит самостоятельных проектов и, привыкшие быть на гребне славы представители студенческой России, начинают набирать "хвосты". Кто-то пытается решить проблему через поиск уже готовых проектов в сети Интернет, что в системе ценностей зарубежных университетов рассматривается как "плагиат". Плагиат же рассматривается как серьезное этическое нарушение, проступок, достаточный для отчисления из университета. Приблизительно так же серьезно карается списывание или подсказка на экзамене.
Наша парадигма образования на сегодня такова: профессор учит, мы послушали, запомнили, повторили, сдали на экзамене. В условиях рынка, наконец, в условиях научно-технической революции с многократным ускорением появления новых знаний, эта парадигма становится вопиюще неэффективной. Нам надо срочно формировать альтернативную систему образования, ориентированную на то, чтобы научить людей учиться самостоятельно, самостоятельно искать и анализировать материал для принятия управленческих решений. Причем - это не может быть толь ко образование в школе или вузе, речь идет о том, что во всем мире называют "life long learning system", т.е. системой непрерывного образования.
Мне кажется, что нашему деловому сообществу нужно серьезно подумать о формировании альтернативной, негосударственной системы предпринимательского и бизнес образования, опять же как это делается во всем мире. Эта система образования должна быть выведена из-под контроля государства (министерств, ведомств, агентств и т.п.). И уже тем более не передаваться под контроль государственных академических вузов. Она должна находиться в ведении самодеятельных общественных организаций и объединений, представляющих интересы бизнеса нашей страны (ассоциации менеджеров, торгово-промышленные палаты, профессиональные ассоциации бизнес школ и т.п.).
Потому что иначе образование, ориентированное на бизнес, попадает в прокрустову систему существующего полу советского высшего образования с его нерыночной системой ценностей. Потому что иначе мы будем, как часто случалось в России во все века, проводить реформы так, чтобы ничего не менять.
Формирование новой генерации российского менеджмента, которое идет на наших глазах, должно быть задачей всего общества. Создание новой образовательной парадигмы, которая бы служила новому поколению российского менеджмента и базировалась на одной с ним системе ценностей, в этой связи представляется нам в качестве важнейшей и весьма неотложной задачи, которая стоит перед обществом. И мне кажется, что российские ассоциации менеджеров, другие союзы менеджеров и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, объединения профессионалов-рыночников (банкиров, финансистов, маркетологов, пиарщиков и прочих) должны всерьез озаботиться этой проблемой.
заседание Круглого Стола "Человеческий ресурс и конкурентоспособность России в XXI веке"
18.06.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=104