Режиссер: Александр Лейманис
Сценаристы: Михаил Блейман, Анатол Имерманис, Гунар Цирулис
Оператор: Марис Рудзитис
Художник: Виктор Шильдкнехт
Производство: Рижская киностудия
Год выпуска: 1965
Актеры: Гунарс Цилинский (Цилинскис), Инесса Скрубе, Карлис (Карл) Себрис, Эве Киви, Янис Грантиньш, Волдемар Зандбергс, Луй Шмитс, Улдис Пуцитис, Леонс Криванс, Эгон Бесерис, Михаил Кублинскис, Александр Лемберг (II), Улдис Думпис
полный список актёров
Лето, 1940 год. Предчувствуя крах режима Ульманиса, владелец корабля, отплывшего от берегов Латвии, решает бежать из страны. Впоследствии матросы узнают об установлении на родине Советской власти, - и корабль меняет курс...
Плюсовым курсом.
Отшвырнув скамейку, перегородив ею узкий коридор здания суда, он оказался за дверью... Поворот ключа... Несколько маршев лестницы вниз... И вот Дрезинь с Валией бегут среди бела дня по рижской улице, торопясь -смешаться с публикой, выходящей после киносеанса. Еще секунда - они поглощены толпой, и полицейские бестолково тычутся в эту толпу, пытаясь обнаружить опасного коммуниста-подпольщика, сбежавшего так озорно и смело. А Дрезинь лежит в это время в багажнике легковой машины, и ее хозяйка o- капризная и глупая мадемуазель Алиса,- ничего не подозревая о своем политическом "грузе", гонит машину на коммерческое судно своего отца, покидающее Рижский порт...
Фильм "Тобаго" меняет курс" - детектив. Здесь есть все, к чему обязывает жанр: и побеги, и погони, и подкупы, и тайники, и ожидание разоблачения, и красивая, но глупая и злая женщина, и другая женщина, милая и находчивая помощница героя, и захватывающие драки, поставленные изобретательно и красиво (если можно сказать так о драке)... Поскольку дело происходит на корабле, здесь присутствуют и капитан - старый морской волк, верный справедливым морским законам; доносчики и лазутчики, предающие команду хозяину "Тобаго".
Но, кроме всего неизбежного для этого жанра, в работе латышских кинематографистов (сценарий М. Блеймана, Г. Цирулиса, А. Имерманиса; постановка А. Лейманиса) есть то "чуть-чуть", та доля искусства и души, которые превращают произведение легкого детективного жанра в зрелище увлекательное, благородное. Это уже не просто детектив, а детектив романтический и человечный. Чудесное "чуть-чуть" и в авторском понимании того, что погони и драки должны быть сделаны с блеском (иначе это убивает жанр); и в том, что, начиная от капитана, каждый матрос и пассажир корабля должны иметь свою закадровую биографию, свой характер (иначе они были бы не людьми, а сюжетными функциями); и - главное! - в полемически продуманном (полемически по отношению к среднему детективному уровню) образе героя.
Актер Г. Цилинскис - Дрезинь внешне напоминает чем-то покойного Евгения Урбанского... Пожалуй только Цилинскис не столь монументален. Большевик-подпольщик, он умеет с каждым говорить на его языке с азартным интересом "вгрызается" в каждого человека, агитирует за свои убеждения всем существом, всей своей жизнью, то отчаянно, то расчетливо рискуя этой жизнью. И сколько же в этом Дрезине живости, ума, юмора! В нем нет ничего от привычного, уверенного спокойствия киноштампованного партийного руководителя: постоянное интеллектуальное и духовное напряжение, острота реакции и одновременно собранность и целеустремленность.
Два плюса несомненны для меня в фильме: авторское понимание прелести детективного жанра и образ коммуниста Дрезиня.
Счастливого плавания, "Тобаго", в зрительском море!
И. Левшина Советский экран N11, 1966
последнее обновление информации: 07.01.09
www.kino-teatr.ru