12 декабря 2008
4014

Точка невозврата еще не пройдена

Нет консенсуса относительно идеологии, целей и самой необходимости изменений в Конституции страны

Об авторе: Сергей Михайлович Шахрай - доктор юридических наук, профессор, соавтор действующей Конституции РФ.

15 лет после принятия Конституции подтвердили: новый Основной закон был необходим как ядро кристаллизации порядка из хаоса, охватившего страну в тот период. Почему документ сохранил устойчивость до нынешнего времени?

Во-первых, в нем заложены идеи, одинаково важные для граждан независимо от их взглядов: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод, выборность органов власти, уважение к культуре и традициям всех национальностей.

Во-вторых, Конституция была написана как небольшой и во многом процедурный документ: там нет ответов на вопросы, объективно возникающие в ходе нового государственно-политического строительства, но описаны процедуры их решения. Например, порядок решения конфликта между парламентом и правительством или между Центром и регионом.

И - самое важное - Основной закон создавался как образ желаемого будущего, а не как отражение ситуации на момент его принятия. Таким образом, Конституция выполнила роль организующего начала: ограничила стихию общественного творчества довольно жестким коридором реальных политических и правовых возможностей и задала векторы перемен.

В социальной сфере впервые в российской истории в Конституции записано, что права и свободы даны нам от рождения, а не дарованы законодателем. Отсюда - вывод о приоритете прав человека над интересами государства. Эта цель пока не достигнута, но за 15 лет проделан значительный путь к ней.

Конституционная модель экономики - сочетание рыночного и государственного регулирования. Ее цель - социальное государство, то есть система распределения общественного богатства, которая обеспечит достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина. Сейчас можно сказать, что для реализации этой модели потенциал Конституции РФ использован примерно на 15-20%.

В сфере государственного устройства новая Конституция закрепляет модель не суперпрезидентской, как это часто принято считать, а президентско-парламентской республики. Она не содержит прямых запретов на некоторые изменения в балансе ветвей власти - например, на переход к правительству парламентского большинства. Чтобы реализовать это на практике, достаточно внести изменения в Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" и регламенты палат Федерального собрания.

Акцент на приоритет прав и свобод человека привел к закреплению в Конституции принципа гражданского контроля над властью, который в развитых странах называется государственным аудитом. Это когда у гражданина есть не только конституционная обязанность платить налоги, но и конституционное право на получение информации о том, куда и как они расходуются. В рамках этой модели создана Счетная палата РФ, ей ассистируют СМИ и общественные организации. Эта модель реализована на 30-40%.

Если проанализировать споры, что шли в 90-х годах на тему "менять или не менять Конституцию", то окажется, что речь шла как раз не о принципиальных позициях, а о вопросах, связанных либо с "техническими поправками" (как это называет президент Дмитрий Медведев), либо с разногласиями по поводу выбора стратегии и тактики реализации поставленных в Конституции общенациональных целей и задач.

Важно, что сама Конституция как общенациональный проект и ее главная цель - построение демократического, социального, правового государства - остались неизменными. Пожалуй, это самый главный результат 15 лет существования Основного закона.

Если говорить о проблемах реализации Конституции, то, как это ни парадоксально, их могут породить те особенности конституционной модели, которые являются ее сильными сторонами. Прежде всего я имею в виду рамочный характер построения Основного закона. Это оставляет самые широкие возможности для политического творчества без изменения конституционных норм.

Как показывает опыт России и многих зарубежных стран, для совершенствования отдельных элементов системы государственного управления не нужно менять Конституцию - достаточно согласия ведущих политических сил, принятия ряда поправок в законы или просто установления соответствующих правовых обычаев и традиций. Кроме того, далеко не исчерпаны возможности таких правовых механизмов совершенствования Конституции, как решения Конституционного суда, принятие законодательства в развитие Конституции и т.д.

Поскольку в реальности продолжают существовать и конкурировать различные представления о "должном" и разные модели желаемого будущего, то и сегодня, спустя 15 лет после начала реформ, "точка невозврата" еще не пройдена. Нет консенсуса относительно идеологии, целей и самой необходимости начатых преобразований. Более того, классические представления о сущности современной демократии, правового государства серьезно деформируются в соприкосновении с российскими реалиями.

Отсюда актуальным остается позиционирование нынешнего положения страны по отношению к утвержденным Конституцией 1993 года "целевым показателям" национального проекта по созданию в России подлинно демократического, правового государства.

12.12.2008
Сергей Шахрай
www.ng.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован