На первых порах нас поселили в гостиницу, затем мы жили на квартире в старом городе, работать ездили на АВТОВАЗ попутным транспортом, там были одни котлованы и «скелеты» зданий и сооружений. На наших глазах рос город, и мы участвовали в его строительстве. Люба поработала даже табельщицей на строительстве домов механосборочного производства, куда она была принята, так как в школе мест не было. Мы были оба спортсмены и поэтому постоянно участвовали в тренировочных сборах и выступали на соревнованиях разных уровней.
Гостиницей, в которой мы жили – был дом, разделённый пополам: одна часть для женщин, другая для мужчин, поэтому мы ходили на свидания! Потом на лыжне мы случайно встретили земляка из Златоуста, и он поселил нас в свою квартиру, а сам ушел в армию. После окончания строительства первого дома в Автозаводском районе нас поселили в так называемую малосемейную трёхкомнатную квартиру. В двух комнатах жило по четверо мужчин, а в третьей, на 8,5 квадратных метра, жили мы: мама, трехлетний сын Олег и мы двое. И буквально через 6 месяцев нас переселили в двухкомнатную квартиру на 2 семьи, где мы прожили два года, затем мы переехали в трёхкомнатную квартиру на Московском проспекте возле Дома связи.
По возвращении из Италии мы занимались строительством города, завода, объектов соцкультбыта. А затем монтажом оборудования. Я помню, как к нам приехали английские специалисты из фирмы «Стиллвелд» по отладке линий по сборке капота, багажника и дверей. Мы специалистов фирмы достойно встретили. На другой день хорошо опохмелили! И вот Джон пишет домой, что русские это хорошие ребята, но они напоили нас в первый день, и у меня сильно на другой день утром болела голова, я даже думал, что умру. Однако они и на следующее утро заставили пить и я, конечно, вынужден был выпить, потому что они говорили, что так будет лучше. Но после этой дозы я подумал, что лучше бы я умер вчера! После монтажа, отладки и запуска оборудования наши английские друзья уезжали домой с великим сожалением. Они говорили, что у вас хорошо! Можно пойти, куда хочешь. Нигде нет заборов и лес тоже рядом, заходи и гуляй! Правда, иногда, когда они гуляли с девушками, молодые местные ребята начинали вести себя не очень корректно! Параллельно, сами понимаете, оборудование было запущено по всей технологической цепочке! И вот, 19 апреля 1970 года, ночью началась сборка первых автомобилей! Это была великая победа! Ведь на нашем заводе было установлено новейшее оборудование из всех стран мира с применением новейших технологий!
Немного отвлечёмся. За прошедшие годы я побывал во многих странах, как по работе, так и для отдыха. Это: Америка, Англия, Франция, Голландия, Япония, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния, ну и, конечно, в бывших странах СНГ и других. Притом неоднократно! Ниже я опишу свои командировки и визиты в страны.
Первый раз меня послали в командировку в Армению, город Кировокан. Там находился институт полимерных материалов. Моя задача была в том, чтобы в короткие сроки наработать 50 бочек и доставить их в Тольятти. Этот клей использовался для нанесения на внутреннюю панель капота багажника и усилителей дверей.
И вот, когда через 10 дней мы с представителем фирмы везли груз в аэропорт Тбилиси, то по дороге на границе нас остановил грузин и почему-то долго не пропускал нашу машину. Тогда я выглянул в окно и спросил: «В чём дело?». Он спросил меня: «А ты кто такой?». Я ответил, что я с АВТОВАЗа, тогда он подошел ко мне, пожал руку и сказал, что они очень ждут в продажу наших машин. И дал команду, чтобы мы проехали, и пожелал счастливого пути! В аэропорту также что-то долго не приходил представитель Фирмы. Тогда я пошел и увидел такую картину: мой коллега подаёт в окно чековую книжку, а она вылетает назад. Тогда я подошёл и спросил: «В чём дело?». Представитель Аэропорта спросил, кто я такой? Я гордо заявил, что я инженер АВТОВАЗа! Тогда грузин спросил, а есть ли у меня деньги? Я сказал, что да. Он протянул руку, и я отдал всё, что у меня осталось от командировочных, а билет был уже куплен. Грузин сказал, что всё нормально и дал команду грузчикам, а мне сказал, чтобы я везде говорил, что груз для АВТОВАЗа! Мы, сказал он, ждем вашу машину в продаже!
Так и впредь, работая на заводе, всегда здороваясь, гордо заявлял, что с Вами разговаривает (первые годы) инженер АВТОВАЗа. Позже (через годы), инструктор Автозаводского райкома партии, начальник отдела подготовки производства, заведующий орготделом Автозаводского райкома партии, заместитель начальника Сборочно-кузовного цеха, заместитель секретаря парткома ВАЗа, начальник управления оборудования ОАО АВТОВАЗа и так все 40 лет пролетели незаметно! Но мы работали фактически круглые сутки, так как, находясь вне завода, мы обдумывали, с чего начнём завтра! Правда и своим здоровьем занимались! Когда я пришёл на завод, там были одни котлованы, а в городе траншеи и вдоль них скелеты будущих домов! Помню, что через неделю, после приема на работу, меня вызвал директор СКП Ёлкин Юрий Алексеевич и спросил о том, как я обустроился? А я же приехал с женой! Я ответил, что нормально! И пояснил, что работаю на строительстве жилья! А иногда меня вызывают в дирекцию, чтобы разбираться с документацией, которая приходит от фирмы Фиат. Он выслушал меня внимательно и сказал, что через неделю нужно будет подготовить команду лыжников на первенство города Тольятти. Он знал о моих успехах в институте и просил не подкачать! Сказано-сделано, и мы выиграли эстафету 4 по 10 километров, главную в соревнованиях города. Так опять началась моя спортивная жизнь, а завод и город росли не по дням, а по часам! Когда построили первый дом на углу улиц Свердлова и Революционной, то нас поселили в трехкомнатную квартиру в комнату 8,5 кв. метров, тогда у нас уже родился Олег. Я уже писал о том времени, но хочется ещё раз вспомнить, как это было. Так как Люба тоже работала на стройке, школ тогда ещё не было, то мы вызвали тёщу. И вот нас 4 человека жили в маленькой комнатке с коляской, а в двух других комнатах по 18 метров жили по четыре инженера Ваза. Ну и один санузел на всех! Так мы кантовались около года, а затем нас переселили в двухкомнатную квартиру в дом, который построили на улице Революционной, там, где была остановка междугородних автобусов. Через три года нам дали уже трёхкомнатную квартиру в доме на Московском проспекте, возле телефонной станции. Конечно, мы получали жильё за то, что семья у нас была спортивная! Люба была мастером спорта по лыжным гонкам и преуспевала в соревнованиях! Я, кроме спорта, активно участвовал во всех делах жизни завода! Когда надо было по заданию Полякова Виктора Николаевича, нашего Генерального директора, изготовить стенд-планировку завода из пенопласта, то мы трудились день и ночь, и я возглавлял стенд по СКП. Мы справились с задачей и нас премировали по 180 рублей на человека, а зарплата была 105 рублей в месяц.
И.Дульцев, главы из книги "МОИ ВОСПОМИНАНИЯ"