Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
22 апреля 2019
968

Торжество православия

Безумная попытка построить безбожный рай на русской земле путём насилия кончилась глобальной национальной катастрофой с многомиллионными человеческими жертвами. Для предотвращения такой всенародной беды Всероссийский Император Александр III (1845 – 1894), будучи глубоко верующим человеком, делал всё возможное, чтобы государственное правление зиждилось на нравственных принципах, заложенных с давних времён в православии. Первые его шаги были направлены на укрепление государственности, при которой каждый гражданин смог заниматься своим любимым делом, не опасаясь того, что его арестуют и выгонят из родного дома, как это случалось сплошь и рядом после захвата власти полуграмотными и неблагочестивыми самозванцами-большевиками, обещавшими народу златые горы и реки полные вина.

По велению Государя наведение общественного порядка начиналось с налаживания православного просвещения и повышения его роли в школах, чтобы школьники с первого класса не только учились грамоте, но и хорошо усваивали Заповеди Божии, призывающие любить ближнего своего как самого себя. Чтобы они знали: не слушать родителей грешно, обижать слабых тоже грешно, не менее грешно совершать какие-то недобрые дела. Повышалась роль и православного наставления в гимназиях и во всей системе высших учебных заведений, что приносило свои плоды: гимназисты и студенты стали прилежнее учиться, и их меньше тянуло на сторону, в тайные сборища отъявленных бунтарей, в горячих головах которых созревали дурные мысли о свержении власти любыми средствами, включая кровопролитный террор. Таких «пламенных борцов за свободу и равенство», радикально настроенных, было не так уж много. Это были в основном избалованные, барские дети, поражённые демоном тщеславия и гордыни и не познавшие, как своими руками добывается хлеб насущный. Несмотря на их ограниченность и ущербность, они всё-таки видели, как наводился общественный порядок, как полицейские, переставшие дремать, находили тех, кто принимал участие в покушении или совершил какое-либо другое преступное злодеяние. Они знали, что преступники не уйдут от ответственности и обязательно получат заслуженное наказание. И ничто и никто не спасёт их – ни красивые, но лукавые лозунги, ни влиятельные родители, не позаботившиеся вовремя об их благородном воспитании. Поэтому все «пламенные борцы», готовые совершать свои кровавые подвиги, поостыли и заметно приутихли.

Связующим и главным звеном между государственной властью и православной церковью в единой триаде Православие – Самодержавие – Народность был обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1905), выдающийся русский учёный-правовед, историк, писатель, член Государственного Совета, профессор Московского университета. В своё время он преподавал законоведение цесаревичу Александру Александровичу, будущему Императору Александру III. Поддерживал дружеские отношения с известным русским писателем Ф.М. Достоевским и публицистом М.Н. Катковым.

На ответственном государственном посту К.П. Победоносцев верой и правдой служил отечеству более 25 лет. Благодаря его стараниям и целенаправленным действиям революционная смута не выливалась в пламя революции, от которого в скором будущем уже без него вспыхнет вся Россия. Поэтому полуобразованные, «пламенные революционеры», не знавшие истории отечественной и мировой и в силу своей глубокой дремучести, не признавали его выдающихся заслуг и всячески пытались опорочить его светлое имя. Не лучшие отзывы о нём массово тиражировались в учебниках и энциклопедических изданиях недавнего «светлого прошлого» – невежественные толкователи истории называли его «вдохновителем крайней реакции». «К его имени, – писал публицист Б.Б. Глинский, – в течение с лишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли, одни видели в нём ангела – спасителя России, другие – её злого гения. Безразлично к нему никто не относился. Он был определённым историческим знаменем, которое рвало бури и непогоды, вокруг которого кипели страсти и борьба».

Поэт Александр Блок, зашторенный русским символизмом, не обременённый знанием отечественной истории и веривший в «светлое будущее», не осознавая его трагических последствий, писал:

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла,

Победоносцев над Россией

Простёр совиные крыла.

Сегодня, спустя столетие всем просвёщённым людям становится очевидным, что Александр Блок, обладавших поэтическим даром, ошибался. Свои ошибки он позднее осознал. На самом деле в сердцах царили сон и мгла не в мирное время царствования Александра III, а после большевицкого переворота семнадцатого года, повлекшего за собой страшные потрясения великой России. И Победоносцев распростирал вовсе не совиные, а орлиные крыла, символ сильной государственной власти, символ духовного начала всех благородных дел.

Совсем по-другому писал известный русский историк А.А. Кизеветтер: «Победоносцев – центральная фигура в правящих кругах эпохи контрреформ. Его личность властная, боевая, воинствующая представляла собой тот узел, в котором сходились все нити государственной политики в царствование Александра III. На посту обер-прокурора Синода он хотел и сумел стать фактически главою правительства, твёрдо и цепко сжимающим в своей руке руль государственного корабля».

Всякого человека ценят не по словам, своим или чужим, которые не всегда правдивы, а по делам его. Одно из главнейших и важнейших дел  К.П. Победоносцева – расширение полномочий Русской православной церкви с целью нравственного оздоровления общества. Он способствовал открытию приходов и церковно-приходских школ, чтобы крестьянские дети смогли бесплатно учиться. При нём духовенство стало получать государственное содержание.

К.П. Победоносцев оказывал исключительное влияние на Александра III и проводившийся им правительственный курс. Этот «русский папа» был самым влиятельным инициатором многих важных государственных дел. Русский писатель и журналист Е.М. Феоктистов, глава управления по делам печати, хорошо знавший его, в своих воспоминаниях писал: «Победоносцев обладал умом недюжинным, живым и отзывчивым, всё его интересовало, ни к чему не относился он безучастно; образование его было многостороннее и основательное, не говоря уже об юридических и церковных вопросах, занимавших его издавна, и в литературе, и в науке, и даже в искусстве обнаруживал он солидные сведения. Он всё мог понять и о многом судил верно». Тайный властитель России никогда не пользовался своим высоким государственным положением для личных целей.

К.П. Победоносцев, как высокообразованный и воспитанный человек, был противником внедрения на русской земле всякого западного вольнодумия, предвидя его трагические последствия. Он выступал против воплощения в жизни «новоиспечённых теорий общественного развития», которые полуграмотные марксисты в силу своего невежества пытались представить последним словом науки.

Выдающийся русский государственный деятель С.Ю. Витте, не всегда соглашавшийся с К.П. Победоносцевым, писал о нём, что это «был редкий государственный человек по своему уму, по своей культуре и по своей личной незаинтересованности в благах мира сего, которые приобрели такое преимущественное влияние на решение дел в последние годы… Несомненно, что он был самый образованный и культурный русский государственный деятель, с которым мне приходилось иметь дело».

В 1883 году К.П. Победоносцев был произведён в действительные тайные советники, а спустя одиннадцать лет пожалован в статс-секретари Его Императорского Величества. Он избирался членом Юридического общества при Императорском Петербургском университете, почётным членом Императорской академии наук и членом особых комитетов и совещаний, многих научных, общественных и религиозных организаций.

Вскоре после вступления Александра III на престол, 5 апреля 1881 года Святейший синод издал своё пастырское послание, за которым последовал известный высочайший манифест 29 апреля. По настоянию К.П. Победоносцева в следующем году Император Александр III подписал «определение» о прекращении действия закона от 16 апреля 1869 года о сокращении численности приходских храмов и причтов. После чего постепенно, шаг за шагом началось повсеместное восстановление прежних приходов и открытие новых. 16 февраля 1885 года вышло повеление императора «О закрытии (Главного) Присутствия по делам православного духовенства и об изменении некоторых постановлений, касающихся устройства церковных приходов и состава причтов», закрепивших курс на расширение штата духовенства.

В период царствования Александра III существенно увеличилось число епархий, монастырей и храмов. Были открыты новые епархии: Екатеринбургская, Владикавказская, Финляндская и Забайкальская. Общее число священников и диаконов достигло почти 60 тысяч. К 1994 году, к концу царствования Александра III увеличилось число монастырей на 143 (75 мужских и 68 женских), а всего их насчитывалось около 800 .  

Исторически значимые события в жизни православной церкви – Собрания епископов в Киеве в 1884 году, в Казани и Иркутске в 1885 году, проведённые по почину К.П. Победоносцева. Вместе с миссионерскими съездами в Москве в 1887 и 1891 годах они возрождали забытые соборы допетровской Руси. Большое значение придавалось празднованию церковно-общественных юбилеев: 1000-летие кончины св. Мефодия (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие кончины Сергия Радонежского (1892), 300-летие присоединения Сибири (1882), 100-летие присоединения Крыма (1883). Собрания архипастырей и празднование юбилеев, как и, в целом, оздоровление церковной жизни способствовали духовно-нравственному возрождению русского общества.

Александр Александрович во время своих многочисленных поездок до и после вступления на престол посещал многие святые обители, где принимал участие в литургии и осматривал исторические памятники. Нередко из собственных средств он жертвовал на монастыри значительные суммы и дарил им драгоценные облачения и утварь. Государь довольно высоко ценил своеобразную красоту старинной русской архитектуры и часто запрашивал на своё рассмотрение проекты новых церковных сооружений. Многие из отечественных храмов обеих столиц и других городов были удостоены присутствием Императора с его супругой и детьми.

Александр III принимал участие в торжественной церемонии освящения православных храмов и закладке первого камня в их основание. Так, в 1881 году молодой Император с супругой и великими князьями Алексеем и Георгием Александровичами участвовал в освящении ярмарочного храма в Нижнем Новгороде. А через два года, в день своей коронации присутствовал при освящёнии Храма Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия.  6 октября 1883 года  в  Петербурге на месте смертельного ранения своего отца Государь заложил первый камень в основание Храма Воскресения Христова, строительство которого завершилось через 24 года.

Во время больших манёвров на Волыни в 1890 году состоялась закладка собора в городе Ровно, и первый камень заложил Александр III, а второй – наследник цесаревич. Незадолго до смерти, 20 августа 1894 года державный хозяин Беловежа, посетив строившийся там по его воле великолепный храм, осмотрел все работы и удостоил милостивого одобрения участников постройки.

При Александре III производилась реставрация древних храмов: Успенского собора во Владимире-на-Клязьме, построенного в 1158 году великим князем Андреем Боголюбским, и Богоявленского храма в городе Острог (ныне в Ровенской области), возведённого в XV веке князем Василием Острожским. В Митаве (ныне город Елгава в Латвии) была заново перестроена Симеоно-Аннинская церковь на средства, лично дарованные Александром III (30 тысяч рублей) и собранные церковью. Возводились новые храмы и соборы во многих городах: Благовещенске (на Амуре), Риге, Херсонесе, Самаре, Варшаве.

С учреждением Комитета Сибирской железной дороги, на строительство вблизи неё церквей и церковно-приходских школ были отпущены особые суммы. Одновременно при канцелярии Комитета был открыт приём добровольных пожертвований для сбора капитала имени Императора Александра III на дело постройки церквей и школ в пределах железной дороги. Почин в этом святом деле совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский (в миру Иоанн Ильич Сергиев), пожертвовавший 22 апреля 1894 года 200 рублей и затем неоднократно вносивший значительные суммы денег. Через несколько лет собранный капитал превысил один миллион рублей, и на эти немалые средства было построено свыше 250 церквей и школ. Общее число всех церквей Российской империи в период 1881 – 1894 годы возросло на 5 тысяч. Если отнести это число ко всем дням царствования Александра III, то получится по одной церкви на каждый день. Всего церквей насчитывалось около 50 тысяч.

Открывались школы в ведении Синода и 4 новые духовные семинарии: Оренбургская, Якутская, Красноярская и Кутаисская.

 В 1893 году Император Александр III утвердил мнение Государственного совета о ежегодном выделении 250 тысяч рублей на обеспечение всего духовенства жалованьем. Улучшилось и материальное положение церковнослужителей военного ведомства.

В царствование Александра III Русская православная церковь вела решительную и открытую борьбу с вредными влияниями иноверцев и инославцев. Благодаря различным мерам в последние годы его правления увеличилось число обращённых инородцев из язычества в православие. Массовому обращению в азиатских владениях России способствовало Всероссийское православное миссионерское общество, организованное в Москве в 1870 году под высочайшим покровительством Императрицы Марии Фёдоровны. Общество ежегодно выделяло на это богоугодное дело довольно крупные суммы.

Особо значимое для западной окраины России и отрадное для русской церкви дело – обращение в православие чехов Волынской губернии, начавшееся в знаменательном для России 1888 году. За относительно непродолжительное время присоединилось к православию более семи тысяч душ. Обращение чехов  совпало с высочайшим посещением Волынской епархии в августе и сентябре 1890 года Императора, прибывшего вместе с августейшей супругой, наследником цесаревичем, великой княжной Ксенией Александровной и великим князем Владимиром Александровичем. Многие селения и железнодорожные станции на пути следования августейших особ приводились в надлежащий порядок и по-праздничному украшались. Местные жители, преимущественно крестьяне приветствовали хлебом-солью державного хозяина Русской земли. В Луцком соборе царское семейство принимало участие в литургии и осматривало христианские древности: иконы, ризы, Евангелие, кресты, облачения, древние требники и другие предметы, собранные православным Свято-Владимирским братством. Вызвав у местного населения живой интерес, высочайшее посещение Волыни вместе с тем имело благодатные последствия для православия и русских людей в этом крае, бывшем некогда под чуждым и враждебным России владычеством. После высочайшего посещения многие из чехов, живших на Волыни, решили приобщиться к православию, которое исповедовал сам русский царь, чтобы вместе с русским народом быть не только под одним скипетром державной власти, но и исповедовать одну с ним веру.

Гораздо сложнее обстояли дела с утверждением православия на балтийской окраине России, где лютеранское духовенство оказывало активное противодействие. Совсем непростой оказалась и миссионерская задача обращения на истинный путь заблудших чад православной церкви – раскольников и сектантов (пашковцев, толстовцев, штундистов, духоборов). Общие меры, используемые для решения этой задачи, отличались просветительством, воздействием на заблудших чад не давлением, а разъяснениями и убеждениями. Борьба с расколом в 13-летний период царствования Александра III была не бесплодна – из раскола перешло в православие около 60 тысяч душ.

На русской земле с каждым годом и каждым днём наступало благодатное время расцвета православия, его торжества. Прошло более тысячи лет, как было установлено празднование Торжества Православия  по другому поводу – окончательной победы Святой Церкви над иконоборчеством в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.

Один из путей нравственного оздоровления русского общества заключался в более широком приобщении его к православию. Другие пути икали неравнодушные активисты-граждане, опираясь на свои знания и обобщающие принципы, не всегда соответствовавшие здравому смыслу и государственным положениям, направленным на улучшение жизни народа. Одним из таких активистов был Тихомиров Лев Александровича (1852 – 1923), русский общественный деятель. Начитавшись западной запрещённой литературы и не до конца осмыслив её содержание, он с ранних лет участвовал в народническом движении, нацеленном на ниспровержение государственного и общественного строя. Был членом исполкома «Народной воли». За противоправные, злонамеренные действия в 1873 году его арестовали и осудили на 4 года.

Л.А. Тихомиров после убийства Александра II отправил Императору Александру III письмо-ультиматум от имени «Народной воли». Однако ещё раньше у него возникли сомнения относительно целесообразности революционной деятельности, о чём он, признавая, писал спустя годы. Тем не менее, в 1882 году он всё же уехал за границу, в Швейцарию и Францию, и издавал вместе с П.Л. Лавровым «Вестник народной воли», приближавший революционную смуту на русской земле. И только через шесть лет он полностью отрёкся от революционных убеждений и об этом изложил в брошюре «Почему я перестал быть революционером?»

Бывший активный народник Л.А. Тихомиров направил на высочайшее имя Императора Александра III письмо с раскаянием, просил простить его прошлые заблуждения. Получив разрешение на возвращение в Россию, он вернулся на родину и, отдав все силы на защиту православно-монархических идеалов, стал одним из виднейших публицистов монархического толка, критиком революционной теории и практики. Как для России, так и для Европы он видел единственное спасение в неограниченной монархии.

Пройдя длинный и тернистый путь от воинственного, радикально настроенного народника, овеянного дурманом «светлого будущего», до убеждённого монархиста, Л.А. Тихомиров считал: чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным «социальным миражам», достаточно завести «умную и сильную полицию». В результате долгих раздумий он пришёл к твёрдому убеждению: государственность – это главный результат длительного эволюционного прогресса человечества, а монархия – высшая форма государственного устройства. Только монархия, по его мнению, в состоянии выстроить гармоничные отношения с православной церковью, обеспечить социальный мир, экономические и социальные права граждан всех сословий.

Под высочайшим покровительством Всероссийского Императора Александра III происходило духовно-нравственное оздоровление русского общества, и великая Россия, набирая силу, оказалась впереди многих западных стран. При нём был отлажен до совершенства государственный механизм правления, основанный на нравственных принципах. И на таких принципах, божественных по своему содержанию, были созданы благоприятные условия, при которых каждый гражданин государства Российского занимался своим любимым делом. Священнослужители наставляли своих чад на путь истинный и учили их отличать добро от зла. Учителя в школах и преподаватели в высших учебных заведениях приобщали обучаемых к знаниям о природе и обществе. Люди, наделенные многогранными дарованиями, люди творческого труда: художники и ваятели, зодчие и композиторы, писатели и поэты – создавали русские шедевры, не уступавшие мировым. Рабочие спокойно работали на заводах и фабриках, и у них не возникало желания выходить на улицу и отстаивать свои законные права. Крестьяне, добывая хлеб насущный, добросовестно трудились и, выходя в поле либо во время жатвы, пели веселые и задорные песни, радуясь своей жизнью.

Такие благодатные условия жизни и труда на русской земле создавались под величайшим началом Императора Александра III и во многом благодаря взаимосогласованным и глубоко продуманным действиям высших сановников, людей высокообразованных и благочестивых, находившихся в ближайшем императорском окружении и служивших верой и правдой отечеству.

Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.    

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

Карпенков С.Х. Экология: учебник  в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

Толмачёв Е.П. Александр III и его время. М. Терра, 2007.

 

Степан Харланович Карпенков

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован