19 марта 2004
4124

Третий этап реформирования Российской армии N1-2004

Интервью первого заместителя Начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Ю.Н. Балуевского в рубрике "актуальное интервью"

Генерал-полковник Юрий Николаевич Балуевский родился 9 января 1947 г. в городе Трускавец Львовской области. В Вооруженных Силах с 1966 г. Окончил с отличием Ленинградское высшее общевойсковое командное училище в 1970 г. С 1970 по 1974 г. - служба в Ленинградском и Белорусском военных округах в должностях командира взвода, командира танковой роты. С 1974 по 1985 г. - служба в оперативных отделах штабов армий, штаба Ленинградского военного округа. В 1985 г. назначен в Генеральный штаб ВС СССР на должность старшего офицера-оператора Главного оперативного управления. С 1988 по 1990 г. - слушатель Военной академии Генерального штаба, которую окончил с золотой медалью. С 1993 по 1995 г. - начальник штаба - первый заместитель командующего Группой российских войск в Закавказье. С 1995 по июль 2001 г. - начальник управления, заместитель начальника, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ. 27 июля 2001 г. Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Кавалер орденов "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", "За военные заслуги", "За заслуги перед Отечеством" (с изображением мечей), имеет восемнадцать медалей России и других стран мира, в том числе "За военную доблесть" и "Участник марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово". Женат, имеет сына, дочь и внучку.

- Юрий Николаевич, когда именно, по вашему мнению, началась военная реформа в Российской Армии?
- В процессе современного реформирования Вооруженных Сил можно выделить три этапа: первый - с мая 1992 г. и до 1997 г.; второй - с 1997 г. до заседания Совета Безопасности Российской Федерации в августе 2000 г. и третий - с 2001 г. по настоящее время.
На первом этапе (1992-1997) в основном осуществлялся вывод войск с территорий государств Восточной Европы и республик бывшего СССР на территорию Российской Федерации, создавались группировки войск (сил), уточнялась дислокация и проводилось их обустройство, расформировывались дублирующие структуры.
Особое внимание уделялось восстановлению нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведению ее в соответствие с новым боевым составом и численностью ВС РФ, объемом стоящих перед ними задач.
Кроме этого, решался комплекс миротворческих задач за пределами России.
В рамках второго этапа (1997- 2000) концептуальная база строительства и развития Вооруженных Сил в основном была сформирована, при этом ее отправным моментом стало утверждение Президентом России замысла реформирования ВС РФ до 2005 г.
В это же время Президентом РФ были утверждены "Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года", "Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2005 года", введен в действие целый ряд других нормативных правовых актов, определивших направления строительства и развития ВС РФ.
Параллельно с этим началась практическая реализация мер по оптимизации структуры, состава и численности Вооруженных Сил, сокращению избыточных и дублирующих структур. В августе 2000 г. Совет Безопасности РФ на своем заседании рассмотрел состояние Вооруженных Сил и определил основные направления их строительства и развития на период до 2010 г. Принятые решения легли в основу Плана строительства и развития Вооруженных Сил, утвержденного Президентом Российской Федерации в январе 2001 г. Это ознаменовало начало третьего этапа.
Основное содержание третьего этапа включает в себя преодоление кризисных явлений в войсках (силах), приведение структуры, состава и численности Вооруженных Сил в соответствие с уровнем существующих и прогнозируемых военных угроз Российской Федерации и финансово-экономическими возможностями государства.
Уже с позиций сегодняшнего дня можно констатировать, что результаты деятельности за два последних года, по существу, создали условия для выхода на ряд основных параметров перспективных Вооруженных Сил.

- Какой способ комплектования армии вы считаете наиболее целесообразным для Вооруженных Сил Российской Федерации?
- Ответить можно кратко: существующий. Но такой ответ не надо воспринимать как ответ консервативного военачальника, стремящегося оставить все как есть и сопротивляющегося военной реформе.
В настоящее время смешанный способ комплектования (по призыву и в добровольном порядке по контракту), на мой взгляд, является наиболее целесообразным, так как полностью отвечает экономическим, социально-демографическим и другим возможностям нашего государства.
Однако, каким должно быть соотношение контрактников и призывников на солдатских и сержантских должностях и где наиболее целесообразно использовать контрактников, поскольку их содержание обходится государству не дешево.
Именно поэтому в рамках федеральной целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации 25 августа 2003 г., в первую очередь на контрактный способ комплектования планируется перевести соединения и воинские части постоянной готовности Вооруженных Сил, дислоцирующихся в Северо-Кавказском регионе России и прилегающих к нему районах, с целью исключения из их состава сержантов и солдат, проходящих военную службу по призыву.
Полная реализация программных мероприятий позволит нам в 2008 г. иметь в Вооруженных Силах около 45% контрактников от общей численности сержантов и солдат.
В дальнейшем их количество будет увеличиваться по мере роста экономических возможностей государства.

- Как проходит эксперимент на базе 76-й ВДД? Закончен ли он, и каковы, по вашему мнению, итоги его проведения?
- Эксперимент проходит напряженно. Он дал возможность увидеть реальные аспекты комплектования по контракту, показал, что это не простое дело и требует взвешенного системного подхода и решения проблем всестороннего обеспечения воинской службы.
В ходе эксперимента нам реально приходилось решать проблемы, которые недостаточно представлялись при теоретической проработке.
Одной из них является решение социальных проблем военнослужащих по контракту.
Это и уровень денежного довольствия военнослужащих. Эксперимент начался с 2500 руб. денежного довольствия контрактника.
В последующем решениями министра обороны была введена надбавка за особые условия боевой подготовки, и денежное довольствие было увеличено до 4 тыс. руб., а с 1 марта 2003 г. - до 5300 руб. Однако нам стало понятно, что одной лишь денежной мотивации для эффективной подготовки контрактников недостаточно. Необходимы и более тщательный отбор кандидатов, и уточнение всей системы морально-психологического и политического воспитания военнослужащих-контрактников, а также поиск и практическая реализация других мер применительно к российским условиям.
Мы увидели и несовершенство действующего законодательства, регламентирующего прохождение военной службы по контракту, поэтому подготовили предложения как по совершенствованию законодательной базы прохождения службы по контракту, установлению социальных льгот, так и по определению ответственности за правонарушения и за досрочное расторжение контракта этой категории военнослужащих.
Но главный результат эксперимента в том, что мы получили воинские коллективы, которые состоят не из молодых, неокрепших людей, требующих постоянной опеки со стороны командиров, а из зрелых мужчин, сознательно выбравших военную профессию. В этих коллективах принципиально изменилась система отношений между военнослужащими, а уровень боевого мастерства воинов-контрактников 104-го ПДП 76-й ВДД по итогам боевой подготовки за зимний период обучения проверен и оценен по результатам их действий в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Получены обнадеживающие результаты.
Считаю очень важной работу по информационному освещению результатов эксперимента. Оперативность, гибкое реагирование на происходящие процессы, правдивость и достоверность информации - вот, на мой взгляд, чего порой не хватает. Так, например, после посещения министром обороны вместе с депутатами Государственной Думы 76-й ВДД 28 мая 2003 г., лишь некоторые информационные каналы и аналитические передачи показали реальную обстановку в этой дивизии. Не обошлось и без желающих покопаться в "грязном белье" в поисках фактов, которые мы якобы скрываем от общественности. Смею вас заверить - ничего мы не скрываем и скрывать не собираемся.
Окончательный итог по результатам эксперимента подвел министр обороны С.Б. Иванов в ходе своей работы в дивизии 23 декабря 2003 г.: в Российской Армии создана первая дивизия, полностью укомплектованная военнослужащими по контракту.

- Насколько полно будут удовлетворены финансовые запросы военного ведомства для реализации планов по переводу армии на новый принцип комплектования после утверждения федеральной целевой программы?
- Всего на обеспечение мероприятий федеральной целевой программы согласно финансовой заявке запланировано выделить 79,1 млрд руб. Причем эти средства выделяются на два направления реализации программы:
- первое - на совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей, переводимых на контрактный способ комплектования (14,9 млрд руб.);
- второе - на социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту (64,2 млрд руб.).
При этом по инициативе Минфина России ассигнования на первое направление мы должны изыскать в своих текущих расходах, т. е. из тех денег, которые будут выделены Министерству обороны на другие нужды. Проще говоря, эти средства выделяются не дополнительно, а за наш же счет.
Суть проблемы заключается в том, что на протяжении 10 последних лет средства, выделяемые на нужды Вооруженных Сил, значительно ниже нормативных, что крайне негативно отражается на содержании учебного процесса и повседневной жизнедеятельности войск (сил) и флотов. В этой связи мы вынуждены проводить большую часть занятий не в поле, а в классах или на макетах местности, до минимума сократив эксплуатацию учебной и боевой техники.

- Заложены ли бюджетные средства на получение военнослужащими-контрактниками бесплатного образования?
- В федеральной целевой программе специальной статьей расходы на обучение в гражданских учебных заведениях не предусмотрены.
В Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для граждан, отслуживших три года по контракту на военной службе, предусматривается возможность поступления на внеконкурсной основе в высшее учебное заведение при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.
В системе военного образования, включающей в себя учебные подразделения, учебные воинские части, школы и учебные центры, а также высшие военные учебные заведения, обучение было и остается бесплатным. Любой военнослужащий, при личном желании и с разрешения командования, может получить дополнительную военную специальность, повысить свой образовательный уровень. Овладение военнослужащим смежной специальностью не только желательно, но и просто необходимо для обеспечения взаимозаменяемости в расчетах и экипажах боевых машин, где у каждого военнослужащего своя специальность.

- Каковы перспективы прохождения службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации гражданами СНГ?
- 11 ноября 2003 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий возможность прохождения иностранными гражданами, законно находящимися на территории Российской Федерации, военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
В целях реализации указанного Федерального закона в Министерстве обороны России разработаны указания о комплектовании воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту из числа иностранных граждан.

- А как обстоят дела с прохождением службы в Вооруженных Силах РФ женщинами?
- В нашей стране женщины не призываются на военную службу, а принимаются в добровольном порядке с заключением контракта.
При этом главным условием для назначения женщин на воинские должности является налачие соответствующих военноучетных специальностей. Согласитесь, трудно представить себе женщину в должности номера артиллерийского расчета противотанкового орудия с многокилограммовым снарядом в руках. Совсем другое дело - медицинская сестра в военном госпитале, оператор связи или повар.
Поэтому работу по привлечению женщин для прохождения службы на воинских должностях мы намерены продолжать и в дальнейшем.

- Как в рамках военной реформы решаются вопросы социальной защиты военнослужащих?
- Президент и Правительство Российской Федерации уделяют повышенное внимание социальным проблемам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
На правительственном уровне принят ряд решений по усилению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. В их числе:
- о дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- о повышении привлекательности федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", которой придан статус президентской;
- о дополнительных выплатах военнослужащим полкового звена за командование воинскими подразделениями и др.
С 1 июля 2002 г. денежное содержание военнослужащих повышено до уровня должностных окладов федеральных государственных служащих.
С 1 октября 2003 г. проведена индексация денежного довольствия военнослужащих в 1,11 раза.
Проводится комплекс мероприятий по развертыванию накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих и созданию фонда служебных жилых помещений.
Что же касается вопросов повышения уровня социальной защиты женщин-военнослужащих, то в рамках федеральной целевой программы предусматривается введение целого ряда льгот и социальных гарантий для рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по контракту, в том числе в областях образования, налогообложения и материального обеспечения, с одновременным повышением ответственности за исполнение обязанностей военной службы.

- Что означает для вас понятие "профессиональная армия"? Есть ли она сейчас в России?
- Вопрос риторический. В любом деле нужны профессионалы, и воинский труд не является исключением.
Главное - это не допустить неправильного толкования смысла этих слов применительно к Вооруженным Силам, поскольку многие политики и общественные деятели увязывают профессионализм армии с переходом к контрактному способу комплектования воинских должностей рядового и сержантского состава. В целом, профессионалом называют контрактника, хотя для того чтобы он смог освоить свою специальность до соответствующего уровня, ему потребуется не менее года. Профессиональные навыки совершенствуются в ходе дальнейшей службы, что вполне соответствует и прохождению военной службы по призыву. Важно, чтобы это действительно была служба, а не подметание дорог и строительство "объектов" - дач.
Никто не может упрекнуть нас или сказать, что до 1990 г. наши Вооруженные Силы, укомплектованные военнослужащими по призыву, были непрофессиональными. Более того, повседневная деятельность Вооруженных Сил того времени убедительно свидетельствует об этом.
Несомненно, высокая степень боеготовности Вооруженных Сил напрямую зависит от профессионализма каждого военнослужащего, будь то стрелок или летчик-истребитель. И тому, и другому необходима постоянная боевая подготовка.

- Что означает воинское братство для вас лично?
- Для меня это общность военнослужащих - граждан России, которых объединяет беззаветное служение Отечеству нашему, верность воинскому долгу и присяге.

Интервью провела
Ольга ПОСПЕЛОВА

http://voin-brat.ru/content/view/19/20/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован