10 апреля 2001
2242

Три способа восстановить артезианский колодец

В Центре стратегических разработок, возглавляемом Германом Грефом, состоялся семинар "О статусе образовательных организаций".

Введение нового статуса взамен государственных учреждений, предусмотренное Планом действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, в последнее время стало предметом бурных дискуссий в образовательном сообществе.

Причем до сих пор учителям и преподавателям вузов приходилось обсуждать исключительно собственные догадки "по поводу", поскольку ни одного официального документа, представленного разработчиками, никто в глаза не видел. Неизвестность пугает больше всего. Неудивительно, что по России пошла молва о приватизации всех школ и вузов.

Открывая семинар, министр образования Владимир Филиппов постарался развеять подобные опасения. По его мнению, слухи о приватизации - это результат неточной формулировки в Плане действий и ее неправильной интерпретации. Чтобы впредь избежать ошибочных толкований, правительство внесло "редакционную правку".

Отныне речь идет не о замене одного статуса на другой, а об "обеспечении хозяйственной самостоятельности и увеличении разнообразия организационно-правовых форм организаций отраслей социальной сферы" (пункт 13 Приложения к Плану действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р).

Борис Рудник, проректор Высшей школы экономики, разделил проблемы, связанные со статусом учебных заведений, на текущие и перспективные.

К первым относятся противоречия между образовательным, гражданским и бюджетным законодательством.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственные и муниципальные некоммерческие организации могут создаваться только в одной организационно-правовой форме - в форме учреждения. Ее отличительная черта - крайне ограниченная хозяйственная самостоятельность. Для многих учебных заведений эта особенность учреждения является существенным тормозом на пути развития.

Пытаясь учесть реальные потребности сферы образования, законодатель в Законе РФ "Об образовании", не выходя за рамки указанной формы, предусмотрел для образовательного учреждения значительно большую степень свободы.

Пунктом 3 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что закон может определять особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений.

Однако сегодня, по мнению Бориса Рудника, речь идет уже не об особенностях, а о принципиальных различиях между ГК РФ и Законом "Об образовании" (см. таблицу), что приводит к неопределенности правового положения образовательного учреждения.
Эта неопределенность еще более усугубилась с вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), положения которого, регламентирующие финансовую деятельность бюджетного учреждения, противоречат соответствующим нормам Закона "Об образовании".

Одним словом, Гражданский и Бюджетный кодексы по уровню хозяйственной самостоятельности приравняли школы и вузы к отделениям милиции и пожарным командам.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, привел примеры наступления органов федерального казначейства и прокуратуры на академические и экономические свободы учебных заведений. Так, в Горном Алтае прокуратура открыла дело на ректора вуза, который "осмелился" брать с платных студентов больше, чем получал от государства на содержание одного бюджетного места.

Заведено уголовное дело на директора сельского ПТУ, который истратил последние "зарплатные" деньги на восстановление пересохшего артезианского колодца - иначе весь образовательный процесс в его учебном заведении потерял бы смысл.

Перспективные проблемы связаны с внедрением подушевого нормативного финансирования, что, как известно, является одним из главных направлений реформы образования. Намечен переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений государства и высших учебных заведений, предполагающую финансирование вузов одной строкой "Исполнение государственных именных финансовых обязательств".

Очевидно, что такой переход невозможен в условиях предусмотренного для учреждений сметного порядка бюджетного финансирования.

На семинаре были представлены три разных подхода к решению проблемы.
Минэкономразвития России предлагает ввести в законодательство еще одну, новую организационно-правовую форму государственной (муниципальной) некоммерческой организации.

Новую форму предполагается вводить не взамен, а наряду с существующими государственными учреждениями, тем самым увеличивая пресловутое "разнообразие". Однако в отличие от учреждения она будет обладать значительно большей хозяйственной самостоятельностью, в частности в расходовании денежных средств, как полученных от учредителя, так и заработанных. В качестве основы правового имущественного режима новой организационно-правовой формы государственной (муниципальной) некоммерческой организации предполагается взять право хозяйственного ведения. В то же время сторонники этого подхода предлагают ограничить образовательную организацию в распоряжении закрепленным за ней недвижимым имуществом по сравнению с обычным правом хозяйственного ведения. Если унитарное предприятие вправе (с согласия собственника) распоряжаться таким имуществом самыми различными способами, в том числе продавать его, то для некоммерческой образовательной организации предполагается оставить только право сдачи имущества в аренду.

Еще одним отличием новой формы станет коллегиальный орган управления. С одной стороны, он должен ограничить прямое вмешательство учредителя в деятельность некоммерческой организации, а с другой - направить эту деятельность на достижение целей, ради которых организация создается.

Финансируется организация государством на договорной основе. В связи с этим возникает вопрос: могут ли школа или вуз стать банкротами, если не получат госзаказ, со всеми вытекающими последствиями? По мнению Павла Чинилина, зам. начальника Департамента социальной сферы Минэкономразвития, нужно говорить не о процедуре банкротства, а о прекращении деятельности организации. В законодательном порядке необходимо предусмотреть, что в случае ликвидации образовательной организации на имеющееся у нее недвижимое имущество не может быть обращено взыскание кредиторов.

Таким образом, если ученики не придут в учебное заведение, его имущество не пойдет с молотка. Оно будет передано другим образовательным организациям.
Насильно преобразовывать школы и вузы никто не собирается, подчеркивает Павел Юрьевич. Новый статус приобретут только те, кто к нему готов.

Реализация этого подхода потребует внесения изменений и дополнений в ряд федеральных законов, в том числе в ГК РФ и БК РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", а также разработки специального закона, конкретизирующего общие положения названных законодательных актов.

Более радикальный вариант предлагают Институт экономики переходного периода и Минфин. Следуя их логике, учебные заведения нужно разделить на две категории в зависимости от объема доходов, получаемых ими от платных услуг. Те учреждения, которые в большей степени зависят от бюджетных средств, сохранят свой прежний статус. Более того, этот статус необходимо ужесточить. Все доходы, получаемые от платных услуг, должны расходоваться строго по смете. А чтобы окончательно не лишить учебные заведения стимула к зарабатыванию средств, предлагается создать некий премиальный фонд, куда будет отчисляться небольшая доля доходов.

Те же учреждения, которые живут в основном за счет внебюджетных источников, должны преобразоваться в частные некоммерческие организации. Они перейдут со сметного финансирования на договорное и на равных с частными будут бороться за получение госзаказа. Принципиальное условие, которое выдвигают сторонники этого подхода, - освобождение государства от субсидиарной ответственности. Логика такова: хочешь быть самостоятельным и независимым - сам отвечай по своим обязательствам.

Фактически это переход к частной системе образования. Правда, авторы этого проекта заявляют, что о приватизации речи не идет. Государственное и муниципальное имущество предлагается не приватизировать, а передать в аренду или в безвозмездное пользование. А государство и органы самоуправления можно наделить правом соучредительства таких организаций.

Для смягчения последствий реформы предлагается установить переходный период в 10 лет. В течение этого времени реорганизуемым учреждениям будет возмещаться разница между средним объемом сметного финансирования и теми средствами, которые они получат от государства по договору.

Наконец, третий вариант решения проблемы отстаивает Комитет по образованию и науке Государственной Думы вместе с отраслевым профсоюзом.

Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя комитета, подверг проект Минфина резкой критике: государство уже сегодня плохо финансирует бюджетные учреждения, а на частные у него тем более денег не найдется.

Предложение Минэкономразвития, по мнению депутата, более приемлемо. Однако замена статуса учреждения на организацию потребует внесения массы поправок в законодательство. Изменять придется не только Гражданский и Бюджетный кодексы, как надеются в Минэкономразвитии, а добрых полтора десятка законов. И прежде всего - статью 43 Конституции РФ, устанавливающую гарантии получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
При этом во избежание рассогласованности, утраты налоговых льгот и социальных гарантий вносить эти изменения необходимо одновременно.

"Надо обладать комплексом Наполеона, чтобы думать, что это возможно", - утверждает Олег Смолин.

Кроме того, по мнению Олега Николаевича, вопросы хозяйственной автономии и финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений уже в достаточной мере отрегулированы законодательством.

Пункт 3 статьи 120 ГК устанавливает, что "Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами". Именно такие особенности статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений установлены действующими законами.

Абзац второй статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" в свою очередь гласит: "Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу". Эти нормы представляют собой достаточные юридические основания для опротестования образовательными учреждениями действий федерального казначейства и его региональных органов в суде. Однако финансовые и налоговые органы руководствуются собственными инструкциями, игнорируя нормы федеральных законов в области образования.

Наиболее короткий и эффективный путь решения проблемы, по мнению Олега Николаевича, - не установление какого-то нового статуса для школ и вузов, а внесение поправок в Бюджетный и Гражданский кодексы.

Например, статья 120 ГК могла бы быть дополнена пунктом 4 следующего содержания:
"Особенности статуса образовательных учреждений и их функционирования определяются федеральными законами в области образования".

Аналогично соответствующие нормы Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" предлагается перенести в его основной текст.

При поддержке правительства и членов Совета Федерации этот вопрос можно было бы решить в трехмесячный срок.

Оппонентом Олега Смолина выступил Борис Рудник. По его мнению, данный подход хотя и потребует минимальных поправок законодательства, но не принесет желаемого эффекта в силу неопределенности понятия "статус" учреждения. Что же касается бюджетного законодательства, то вопрос не в том, в каком законе присутствует указанная норма, а в том, что сам БК РФ не предусматривает никаких отличий в механизме финансирования бюджетных учреждений.

Сегодня дело доходит до курьезов. Яркий пример привел директор 1060-й московской школы Анатолий Пинский: "Если мне по смете предписано купить 15 шариковых авторучек и 20 ластиков, то купить вместо них карандаши невозможно. У финансовых органов сразу появятся претензии".

"Пора прекращать этот цирк с ластиками и ручками", - подвел итог трехчасовой дискуссии Владимир Филиппов. Министр предложил всем трем сторонам снова собраться через некоторое время. Уже не в столице, а где-нибудь в Подмосковье - засесть дня на два и, не поднимая головы от документов, искать решение проблемы.


www.hse.ru

Учительская газета N 14, 10 апреля 2001 г.

Наталья Бунякина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован