30 июня 2008
2185

Трудно быть епископом

В Москве завершает работу Архиерейский собор

Права человека в качестве ширмы для греха, политические спекуляции на еще не заживших исторических трагедиях, попытки искусственных объединений в церкви - эти темы продолжающегося в Москве Архиерейского собора Русской православной церкви сделали его одним из самых напряженных по актуальности обсуждаемых проблем. К тому же вчера, наконец, "извержением из сана" разрешилась история с епископом Диомидом и его сторонниками.

Обстоятельно разобравшись в деле (Синодальная богословская комиссия провела богословско-канонический анализ, Духовный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сделал послание, епископ Сергиево-Посадский Феогност обратился с увещевательным письмом), Собор усмотрел вину епископа в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви.

Ввиду серьезности проступков епископа Диомида и группы следующих ему клириков Собор постановил: "Епископ Диомид извергается из священного сана..." Игумен Илия (Емпулев) лишен священного сана, протоиерей Владимир Мордвов, иерей Иоанн Балицкий, иеромонах Антоний (Шляхов) запрещены в священнослужении "впредь до раскаяния".

От епископа Диомида тоже ждут покаяния. Собор призвал его "к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное" на ближайшем заседании Священного Синода. Если это покаяние состоится, Священный Синод примет решение о его дальнейшем служении.

Приняв столь решительное определение, Собор продолжил свою работу. Были опубликованы не менее важные определения "О единстве Церкви", "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности", проект "Положения о Церковном суде...".

О своих впечатлениях о работе Собора и его решениях "РГ" рассказывает известный богослов, диакон Андрей Кураев:

Российская газета: Отец Андрей, как вы восприняли определение Собора о епископе Диомиде?

Диакон Андрей Кураев: Это очень серьезная мера. Хочется надеяться, что для епископа Диомида она станет педагогическим увещеванием. И он как человек верующий, церковный и просто хороший поймет, что выбор идет между политической игрой и нормальной жизнью родной ему Церкви, и примет правильное решение.

РГ: Как вы восприняли церковную концепцию прав и свобод человека?

Кураев: В "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" я подробно не вчитывался. Но на первый взгляд мне кажется, что в документе есть какая-то асимметрия. Права человека в "Основах..." представлены как нечто по сути своей нехристианское. Между тем это не так. Это понятие утверждалось кровью первых христианских мучеников и уходит своими корнями в Послания апостола Павла. Это парадокс столетия, когда многие христианские по происхождению ценности стали подниматься на щит и утверждаться врагами Церкви - масонами или антицерковно настроенными просветителями. А "Основы...", принятые Собором, написаны так, будто "права человека" - это что-то внешнее для Церкви. А кроме того не понятно, к кому обращено все сказанное. Если к церковным людям, то это одно. Но если к светскому обществу, то надо понимать, что многие положения не покажутся ему чем-то само собой разумеющимся.

Елена Яковлева

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4695 от 28 июня 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован