08 декабря 2003
3574

Целевая Программа `Молодежь Ханты- Мансийского автономного округа`

Целевая Программа "Молодежь Ханты- Мансийского автономного округа" (в дальнейшем Программа) представляет собой изложение системы основных механизмов реализации государственной молодежной политики в округе на период 2003-2005 годы и является одной из ключевых социальных программ, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления в округе. В ней определено содержание основных направлений и мероприятий по реализации государственной молодежной политики, выделены правовые и организационные условия для координации усилий органов власти в Ханты-Мансийском автономном округе. В Программе учтена необходимость активизации действий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления в округе, согласование государственных и общественных интересов для обеспечения поддержки молодежи на этапе ее социального становления.

Программа реализуется в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа, находящихся в стадии своего социального становления и саморазвития, освоения социальных ролей. Программа ориентирована на учет специфики жизненных ценностей, социальных потребностей и проблем людей в подростковый и юношеский периоды. Особое значение имеют направления Программы, связанные с учащейся и работающей молодежью, молодыми семьями, детскими и молодежными организациями, социальными аутсайдерами. Главным во всей деятельности по реализации Программы в 2003-2005 гг. должно быть обеспечение условий, необходимых для жизненного самоопределения, успешного формирования социально-профессионального и семейно-брачного статусов молодежи.

Создание Программы обусловлено тем, что в реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе на современном этапе выявляются проблемы, решение которых приобретает важное значение в ближайшей перспективе. Это:

недостаточная скоординированность молодежной политики с другими сферами государственной политики, искусственная замкнутость относительно других направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (экономической, социальной, жилищная, образовательная, кадровая, информационная политики и др.),
недостаточная разработанность нормативно-правовой базы по отдельным направлениям реализации молодежной политики,
· отсутствие глубокой научной обоснованности в разработке мероприятий и оценке эффективности программ;

недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения для решения проблем государственной молодежной политики,
недостатки в работе органов, реализующих молодежную политику:
доминирование в практике реализации государственной молодежной политики "мероприятийного" подхода;
недостаточное соответствие потребностям молодежи инфраструктуры учреждений по работе с нею, направлений их деятельности;
отсутствие системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы,
отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологиях работы с молодежью,
Отсюда правомерно главные цели, направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в ХМАО на 2003-2005 гг. связывать с достижением стратегических приоритетов этой политики в современных условиях.

Воспитание патриота-гражданина, заботящегося о защите интересов России, обогащающего отечественную историю и культуру родного Северного края, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в формировании и функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
Становление современных профессионально подготовленных специалистов, руководителей, предпринимателей, получивших востребованное обществом качественное образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства;
Нравственное и физическое развитие человека-семьянина, ведущего здоровый образ жизни, заботящегося о воспитании последующих поколений северян.
Цель Программы Ханты - Мансийского автономного округа "Молодежь Ханты - Мансийского автономного округа на 2003 - 2005 годы" - создание правовых, экономических, политических, социальных условий для:

осознанного выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности,
воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов,
реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи,
успешной деятельности молодежных, детских общественных объединений,
поддержки и стимулирования семей, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.
Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:

формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно - политической жизни страны и государственной деятельности;
создание условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно - технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержки молодежного предпринимательства;
формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан, улучшение демографической ситуации в обществе;
развитие и поддержка региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
Повышение эффективности государственной молодежной политики связано с необходимостью поиска новых средств ее осуществления.

Создание современной инфраструктуры молодежной политики.
Поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, содействие молодым гражданам в самоорганизации и самореализации.
Интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлечения ресурсов.
Утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
Совместное использование материальной базы учреждений образования, здравоохранения, культуры, туризма, физической культуры и спорта.
Выстраивание современного единого коммуникативного и информационного пространства.
Дифференцированный и диверсифицированный подход к молодежи по социальным и возрастным группам.
Установление диалогических отношений властных структур с молодежью.
Обеспечение доступности минимума социальных услуг для молодежи.
Новые требования к государственной молодежной политике в Ханты-Мансийском автономном округе на современном этапе определяются реальным положением и динамикой развития молодежи округа, имеющимися в округе политическими, социальными, экономическими, нормативно-правовыми ресурсами социального становления молодежных групп. Государственная молодежная политика должна быть адекватной современному состоянию региона.

Программа "Молодежь Ханты-мансийского автономного округа на 2003-2005 годы" должна содействовать углублению образовательной, развитию культурно-досуговой, обеспечению социально-трудовой и формированию семейно-брачной жизнедеятельности молодежи. В качестве приоритетных направлений на указанный период выделяются:

повышение уровня гражданско-патриотического сознания и поведения молодежи,
укрепление института молодежной семьи и решение жилищных проблем молодежи и молодых семей,
создание условий для реализации образовательного, творческого, духовно-нравственного потенциала и стимулирования инновационной деятельности молодежи,
организация свободного времени, летнего молодежного, семейного и детского отдыха, физического развития молодежи,
содействие профессиональной занятости и росту деловой активности работающей молодежи,
поддержка деятельности детских, молодежных общественных объединений, развития системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков,
профилактика зависимости от наркотиков и психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде,
правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи.
Исполнителями Программы в автономном округе выступают окружные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания, социальной защиты и творческого развития. Главную координирующую роль на уровне исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления играют органы управления молодежной политикой. Ключевое значение имеет участие самих молодых людей, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в округе.

Ожидаемые конечные результаты по реализации Программы:

в гражданско-патриотическом воспитании - формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к малой Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, уважения к государственности России; противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде; развитие межкультурного и межнационального общения, дружбы, готовности молодежи к защите своего Отечества;
в укреплении института молодежной семьи - стабилизация и улучшение демографической ситуации в регионе, снижение уровня социальной напряженности, рост репродуктивного поведения молодых семей, внедрение рыночных финансово-кредитных механизмов и новых организационных форм строительства жилья применительно к молодым и малообеспеченным семьям, привлечение в строительство жилья внебюджетных источников финансирования и увеличение ввода жилья;
в организации свободного времени, включая летний молодежный, семейный и детский отдых - создание системы организации и осуществления досуговой деятельности, поддержка массового детского и молодежного спорта, решение проблем оздоровления и эффективной организации свободного времени, увеличение числа детей и подростков, охваченных разными формами организованного отдыха, улучшение состояния их здоровья, расширение каналов социализации и усиление социальной адаптации подростков и молодежи, повышение социальной стабильности, обеспечение досуговой занятости, снижение роста подростковой преступности;
в содействии трудовой занятости и росту деловой активности работающей молодежи - вовлечение молодежи в цивилизованное предпринимательство в сфере производства и оказания услуг населению, ослабление криминогенных проявлений в сфере предпринимательства, увеличение доходов молодежи и повышение материального уровня молодых семей, профессиональная подготовка и решение вопросов занятости
в создании условий для реализации образовательного, творческого, духовно-нравственного потенциала, физического развития и стимулирования инновационной деятельности молодежи - функционирование системы содействия молодежи в творческом развитии, поиск, поддержка и социальная защиты талантливой и одаренной молодежи, в том числе, в сфере науки и техники, возрождение и воспроизводствщ на этой основе интеллектуального и духовного потенциала региона;
в профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, зависимости от наркотиков и психоактивных веществ, правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи - формирование социальной среды, способствующей утверждению норм антинаркотического и антиалкогольного общения молодых людей, реализации их социальной активности и позитивной направленности жизнедеятельности, создание системы социально-психологической реабилитации молодых людей и подростков с асоциальными наклонностями, употребляющих наркотики и алкоголь, страдающих токсикоманией;
в поддержке деятельности детских, молодежных общественных объединений, развития системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков - создание условий для социального, гражданского становления подрастающего поколения, реализации его активности в форме общественных объединений, в направлении устанавливаемых государством гуманитарных, социально-экономических, образовательных приоритетов, физического, нравственного и культурного развития российской молодежи, создание системы квалифицированного социального и психологического консалтинга молодых людей и подростков, предоставление помощи молодым гражданам в сложной жизненной ситуации, снижение роста безнадзорности и преступности в среде подростков и несовершеннолетних и др.
В 2003-2005 гг. работа с молодежью должна содействовать углублению ее жизнедеятельности: образовательной, культурно-досуговой, социально-трудовой и семейно-брачной. Важное место по-прежнему занимает работа по профилактике девиантного поведения части молодежи, нейтрализация и активная деятельность по преодолению распространения употребления наркотиков в молодежной среде. Важное место в работе с молодежью должна занять семейная политика. От ее эффективности зависит реализация всех других направлений в работе с молодежью округа.

Большое место должно занимать создание условий для социальной и профессиональной адаптации молодежи, что предполагает содействие трудовой активности и профессиональной занятости молодежи; содействие в организации всех форм практики учащихся и студентов; создание рабочих мест для временной трудозанятости учащейся молодежи; пролонгирование программы "молодежная практика"; инициирование заключения договоров предприятий с учреждениями профессионального образования о сотрудничестве; формирование у молодежи правовой культуры поведения на рынке труда; развитие навыков профессиональной деятельности у будущих специалистов в условиях рыночных отношений.

Огромную роль в молодежной политике играет формирование и развитие культуры досуговых отношений в молодежной среде. Это направление связано, прежде всего, с привлечением квалифицированных специалистов к работе с молодежью в досуговой сфере; расширением и повышением качества работы сети досуговых учреждений; созданием обстановки нетерпимости к употреблению наркотиков в молодежной среде средствами досуговых учреждений; содействием развитию системы дополнительного образования, прежде всего, театрально-художественного, изобразительного; содействием развитию учреждений физкультуры и спорта, особенно спортивно-технических секций и туризма; развитием домашне-хозяйственных форм досуга и др.

Важное значение имеет формирование и развитие семейно-брачных отношений. Это предполагает инициирование в досуговых формах, практикуемых в молодежной среде, содержания, связанного с формированием установки на уважительное отношение к семье и браку; привлечение к формированию и развитию у молодежи позитивных семейно-брачных ориентаций лидеров общественного мнения, священнослужителей, средств массовой информации и др.; совместно с градообразующими и муниципальными органами власти создание материальных и жилищных условий для формирования и укрепления молодых семей; продолжение практики организации работы семейных молодежных клубов.

Одним из важнейших направлений в осуществлении государственной молодежной политики выступает нейтрализация и преодоление последствий негативных форм девиантного поведения в молодежной среде. Это направление реализуется прежде всего в формировании среди молодежи ощущения неотвратимости наказания за правонарушения, преодоление правового нигилизма, для чего необходимо вести в молодежной среде более углубленную работу по преодолению правовой неинформированности, используя для этого все основные виды социализаторов молодежи - от учебных заведений и семьи до региональных и территориальных СМИ.

Особое внимание должно уделяться юношам и подросткам в возрасте от 12-16 лет. В этот возрастной период чаще всего получает распространение бездомность, беспризорничество, подростковая и молодежная преступность. Центром работы по преодолению негативных форм социальных девиаций в молодежной среде должна стать семья, ближайшее окружение молодых людей. Следует добиться перелома в формировании в массовом молодежном сознании негативного отношения к различного вида вредным формам зависимостей, включая не только алкогольную, наркотическую и т.п. зависимость, но и увлечение табакокурением. В этой связи целесообразно развитие служб по социальной реабилитации и психолого-педагогической поддержке подростков и молодежи. Огромную роль здесь может сыграть телевидение, социальная реклама, пример руководителей, лидеров общественного мнения и т.д.

Традиционным направлением в работе с молодежью является социальная помощь и поддержка молодежи. Это направление связано с выявлением молодых людей, нуждающихся в социальной поддержке и вспомоществовании и оказание им посильной помощи. Помимо адресности, такая помощь должна еще учитывать необходимость преодоления у молодых людей установки на социальное иждивенчество. Главное- это создание социальной установки на активное отношение к своей жизни, формирование позитивного социального самочувствия, желания добиваться своих целей, реализации жизненных перспектив даже в условиях с ограниченными возможностями.

Особым разделом в ходе реализации государственной молодежной политики в ХМАО на 2003-2005 гг. должно быть оказание помощи талантливым молодым людям. Эта помощь заключается в содействии не только материальном, но и моральном. Необходимо выделять в массе молодежи одаренных, инициативных людей, помогать им в реализации творческих проектов, нацеливать в образовании и воспитании. Здесь первостепенное значение имеет поддержка наставников, педагогов, специалистов, работающих с особо одаренными молодыми людьми. От их профессиональной подготовки, квалификации во многом зависит успех работы с такой молодежью.

Итак, реализация государственной молодежной политики в ХМАО на 2003-2005 гг. концептуально нацелена на дифференцированный объект государственной молодежной политики, учитывает специфику жизненных ценностей, социальных потребностей и проблем в подростковый и юношеский периоды. Особо важное значение приобретают направления, связанные с учащейся и работающей молодежью, молодыми семьями, детскими и молодежными организациями, социальными аутсайдерами. Главным во всей деятельности по реализации государственной молодежной политики в 2003-2005 гг. должно быть обеспечение условий, необходимых для жизненного самоопределения, успешного формирования социально-профессионального и семейно-брачного статусов молодежи.
http://www.admsurgut.ru/adm/kmp/Images/proghmao.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован