Российские образование, здравоохранение, наука, а также культура, искусство и архивное дело получат дополнительный, принципиально новый источник финансирования - целевой капитал. Это пожертвования денежных средств с целью получения дохода для финансирования деятельности некоммерческих организаций, или эндаумент, как принято называть этот финансовый механизм на его англосаксонской родине.
Вопросы формирования и использования целевого капитала обсуждались на встрече Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с экспертами, учеными, руководителями благотворительных фондов, ректорами вузов и представителями бизнеса. Дискуссия, ставшая подлинной общественной экспертизой законопроекта о целевом капитале, состоялась в Академии народного хозяйства в Москве.
Дмитрий Медведев заявил, что формирование целевого капитала - один из наиболее интересных законотворческих вопросов, который приобрел повышенную общественную актуальность. "О целевом капитале говорилось и в Послании Президента Федеральному Собранию в этом году", - напомнил первый вице-премьер.
Цель эндаумента в целом заключается в обеспечении дополнительных возможностей финансирования для насущных социальных услуг. "Мы с самого начала исходили из того, что круг получателей соответствующих средств должен быть в законе ограничен. Это будут образование, наука, здравоохранение, социальная помощь, культура, искусство и архивное дело", - сказал Дмитрий Медведев.
Далее он предупредил, что "документ непростой, поскольку идет вразрез с отдельными, традиционными для нашей сегодняшней жизни постулатами финансовой активности". "Само по себе явление - не российское и даже не романо-германское, а появившееся в англосаксонском праве, поэтому нелегко адаптируемое к условиям современного российского правового порядка", - сообщил Дмитрий Медведев.
Ожидаемый социальный эффект этого документа должен превысить возможные бюджетные потери, а некоммерческие организации получат долгосрочный источник финансирования их деятельности.
По словам Дмитрия Медведева, в конструкцию законопроекта с самого начала вводились ограничения: и по получателям, и по минимальному размеру целевого капитала, и ряд других. "В то же время естественно и то, что из него вытекает ряд льгот, на которые и ориентирован целевой капитал и которыми могут пользоваться получатели, а также фонды", - указал он.
В ходе обмена мнениями с участниками встречи Дмитрий Медведев заявил, что новую финансовую процедуру будут плотно опекать налоговые службы. "Сто процентов, что возникнут проблемы с налоговой службой. Можете даже не сомневаться, - сказал он. - Этот документ по своей сути настолько новаторский, что предполагает наличие большого количества спорных проблем, и будут попытки им манипулировать".
"Потому что ничего подобного за последние годы с точки зрения возможностей получать дополнительные источники финансирования и с точки зрения возможных льгот не принималось", - подчеркнул первый заместитель главы Правительства.
Для того чтобы создать конструкцию целевого капитала, лучше создать закон, убежден Дмитрий Медведев, допустив, что "в нем, наверное, пока есть какие-то юридико-технические неточности, но мы хотя бы презентуем совершенно новую для нашего законодательства конструкцию". И призвал начинать работать с "этой конструкцией".
"Если мы сейчас пойдем по пути раскассирования этого нормативного материала по разным источникам, мы упремся в проблему, что нам ничего не удастся собрать. Даже консолидация позиций отдельных ведомств по такому закону была довольно проблематичной", - признал он.
На встрече был поднят вопрос, почему целевой капитал формируется только за счет денежных средств. "Мы решили остаться в рамках самой простой конструкции, - сообщил Дмитрий Медведев. - С деньгами проще: за ними легче наблюдать. У денег есть постоянная стоимость. Что касается недвижимости и ценных бумаг, то никто не запрещает возможному жертвователю самому конвертировать свое имущество в деньги".
В дальнейшем ценные бумаги и имущество можно будет тоже подключить к процессу эндаунмента. "Если мы почувствуем в какой-то момент, что одних денег недостаточно, то к этому вопросу можно будет вернуться и включить и ценные бумаги, и имущество. Но хочу обратить внимание, что эти виды имущества подвержены большим колебаниям в стоимости", - заметил первый вице-премьер.
Ожидания от формирования целевого капитала довольно высокие. Серьезные игроки на российском бизнес-небосклоне спрашивали Дмитрия Медведева, когда же это появится. "У меня есть деньги - я хочу пожертвовать родному университету", - привел он их слова. Но до сих пор существовал только один законный путь - через офшорные схемы, чтобы избежать налогообложения. Другая альтернатива - ждать.
Это и предлагает бизнесменам Дмитрий Медведев: закон скоро должен заработать. На первых порах - на основании существовавших в США в 30-е годы ХХ века юридических норм. "У нас и правопонимание, и правосознание находятся на уровне Соединенных Штатов Америки 1932 года, - пояснил Дмитрий Медведев. - У нас законодательство достаточно бурно прогрессирует, а правосознание остается на уровне депрессивных периодов других государств".
"Мы стараемся подготовить закон простой и в достаточной мере жесткий. Почему? Мы просто не хотим скомпрометировать идею, - сказал далее Дмитрий Медведев. - Мы можем, наверное, подготовить более либеральный по набору полномочий документ, попытаться урегулировать в нем массу самых различных ситуаций, добавить опции, которые в нем сегодня отсутствуют, - в результате получим очень сложную бумагу, на основании которой будут тиражироваться злоупотребления".
Дмитрий Медведев предлагает "вначале поработать в такой идеологеме закона". "И если мы будем чувствовать, что все это набрало обороты и работает, создает должный уровень взаимопонимания между некоммерческими организациями, получателями средств и налоговыми властями, можно пойти и на какие-нибудь другие шаги", - допустил он.
Один из ключевых вопросов формирования целевого капитала - с какой суммы начинать? Как отметил Дмитрий Медведев, "страна у нас небогатая, несмотря на то что есть достаточное количество людей, готовых отдавать свои деньги". По его словам, "у нас вытравлена привычка к благотворительности, в нашем обществе стыдно давать деньги". И далее: "Это вопрос нравственный, который упирается в общую культуру и в развитие нашей страны".
Говоря о возможности инвестировать бюджетные средства в целевой капитал, Дмитрий Медведев заметил: "В идеальной модели это было бы хорошо. И дай бог, если мы к этому придем. Но сейчас нет лучшего способа дискредитировать эту идею, как разрешить инвестировать в эндаумент средства государственного бюджета".
"Мы с вами понимаем, к чему это приведет, - продолжил он. - Во-первых, этот целевой капитал не будет работать. Управленческая организация будет отбиваться от беспрерывных проверок по поводу того, куда эти деньги размещены, соответствует ли это размещение представлениям проверяющих организаций. И, во-вторых, мы все-таки ориентировались на то, чтобы взять частные средства. Это - главная задача".
Первый вице-премьер считает, что нет ничего страшного в том, чтобы целевой капитал был "имени кого-то". По словам Дмитрия Медведева, представители бизнеса хотят жертвовать средства для конкретных учебных заведений или учреждений культуры.
"Такие честолюбивые планы мы должны приветствовать и привечать", - подчеркнул он. Большинство бизнесменов говорят: нам не нужно никакого возврата, но мы хотели бы видеть, что это расходуется так, как мы планировали, и что нас помнят.
"Скажу откровенно: новый законопроект очень и очень многообещающий. За последние годы ничего подобного не рождалось", - резюмировал Дмитрий Медведев.
http://www.rost.ru
12 октября 2006 года