Центризбирком предлагает ввести новые нормы - в списке партии, которая идет на выборы, обязательно должны быть женщины. Есть ли в политике разделение на слабый и сильный пол? - выясняла Мария Платанюк.
На книжном прилавке - руководство от "Железной Леди". Рядом - книга об Эвите Перон, "100 знаменитых женщин". В "Искусстве управления государством" Маргарет Тэтчер писала и о России. Страна всегда "отличалась уникальной способностью удивлять". Сейчас многих удивил и Центризбирком. Предложивший ввести норму, согласно которой в списке любой партии, идущей на выборы, должны быть женщины - не менее одной трети. "Дамам нужно дать зеленый свет в политике, Мужчины, дескать, широкими плечами отодвигают прекрасный пол". Спикер ЗС Владимирской области с этим не согласен: "Если на выборах соперничаю с женщинами, борьба получается более интересной и динамичной".
Анатолий Бобров, председатель Законодательного Собрания Владимирской области: "Мужчины ничего не захватывали. У женщин есть право быть избранными наравне с мужчинами. Они сами не выражают это право делами. Вот у меня на этих выборах - 7 соперников мужчин и ни одной соперницы женщины, а может быть, она и победила бы".
Бобров уверен: в коридоры власти женщин не нужно тянуть искусственно, а инициатива Центризбиркома такого рода. Депутат Лариса Горячева считает: проблема есть. "Три женщины в ЗС это, поверьте, мало" - говорит женщина-парламентарий. Сильным полом всегда руководит жажда первенства. Критиковать их за это - наверное, не нужно.
Лариса Горячева, председатель комитета ЗС Владимирской области: "Проблема гендерного неравенства существует. У нас могут слукавить и в списках внести женщин в последние ряды. Я бы внесла мужчин по четным номерам, а женщин по нечетным. Это мое личное мнение".
Горячева много лет руководила муромской стацией "скорой помощи". Уверена, женщины особенно эффективно решают социальные вопросы. Более того, соседство с прекрасным полом коллег-мужчин дисциплинирует. И резких высказываний в парламенте меньше. Социолог Светлана Соколова говорит: "Серьезно заниматься политикой женщинам не позволяет российский уровень жизни". Очень низкий. А сама проблема - условна.
Светлана Соколова, доцент кафедры социологии ВлГУ, кандидат философских наук: "На самом деле, не существует проблемы женщины в политике. Мы же не обсуждаем проблему мужчины - где-то. Это надуманно. Есть условия, есть возможность - вперед с песней. Все женщины, которые захотели, реализовали себя".
Одна из депутатов Госдумы в ответ на инициативу Вешнякова заявила, что и квоты в 30 процентов ущемляют права. "Почему не вся партия из женщин? Вопрос демократии". А женщин... Их не только кастрюли интересуют.
Гендерные квоты существуют в парламентах многих стран. Самая большая квота для женщин - в африканской Руанде - 40 процентов, наименьшая - в Бразилии - 20 процентов. У женщин и мужчин зачастую разные точки зрения на проблему, порой разные приоритеты, а потому, наверное, и стиль в политике свой. Споры реальны и прогнозируемы, но, как известно, именно в спорах рождается истина.
vladimir.rfn.ru
13.02.2006
Мария Платанюк, Олег Егоров