Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (ЦРИ) был создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1993 г. С самого начала руководителем ЦРИ (до 2003 г. Информационно-консультационный центр) стал доктор философии, кандидат богословия, профессор Александр Леонидович Дворкин, поныне стоящий во главе ЦРИ.
Говоря о времени создании ЦРИ нельзя не вернуться к той исторической ситуации, которую переживала наша многострадальная Россия. Уже на рубеже 80-90-х годов, воспользовавшись политическими преобразованиями в стране и сверхлиберальными нормами действовавшего тогда Закона "О свободе вероисповеданий" (1990), на нашу землю хлынул целый поток заморских сектантских гуру, открывших настоящую охоту за душами россиян, которые по причине предшествовавших семи десятилетий богоборчества, возведенного в ранг государственной политики, в вопросах выбора веры были доверчивы как дети и становились легкой добычей для лидеров тоталитарных сект и секточек всех мастей.
Именно тогда в нашей стране стали происходить невероятные с позиций здравого смысла вещи. Например, в апреле 1990 г. Агентство Печати Новости помогло тоталитарной секте "Церковь объединения" с размахом провести в Москве свой шабаш под видом Международной конференции сектантской Ассоциации средств массовой информации. В ходе этого шоу лидер секты Сан Мён Мун со своей женой официально встречался в Кремле с четой Горбачевых, а в свободное от встреч на высочайшем политическом уровне время посещал древние соборы Московского Кремля и осквернял их тайной сектантской церемонией "осоления" земли (после чего она, по сектантской трактовке, считалась священной собственностью Муна).
Стоит ли на фоне этого удивляться тому, что в 1993 году тем же мунитам удалось провозгласить со сцены прославленного Государственного Кремлевского дворца из уст жены Муна ее саму и ее престарелого супруга "истинными родителями" всего человечества. И проходило это позорное шоу в самом сердце столицы под прикрытием Российской Академии наук и Детского музыкального театра Наталии Сац. Добавим, что к тому времени уже по всей стране самым что ни на есть бульдозерным методом внедрялся в школы пресловутый мунитский курс нравственного воспитания "Мой мир и я". И происходило это при прямой поддержке тогдашнего заместителя министра образования А. Г. Асмолова, в служебный кабинет которого мунитам высокого ранга путь был всегда открыт. Те же муниты сумели провести свои учебные программы для личного состава системы Главного управления исполнения наказания (бывшего тогда в системе МВД) и делали первые успешные шаги по проникновению в высшие учебные заведения системы Министерства обороны и Министерства иностранных дел. А для ректоров всех высших учебных заведений России они даже провели летом 1994 г. специальный недельный семинар в фешенебельном санатории в Крыму.
В ту же пору сайентологическая секта последователей Л. Рона Хаббарда свила себе при посредстве декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского уютное гнездо при входе на этот факультет. А в центральной прессе можно было встретить фотоснимок, запечатлевший дружественное общение российского государственного чиновника высокого ранга (каковым был тогдашний секретарь Совета Безопасности Олег Лобов) с главарем японской террористической секты Аум Синрикё Сёко Асахарой, который до трагических событий в японском метро, унесших жизни многих японцев, часами регулярно вещал на престижном российском радиоканале. Тогда же первые российские юноши и девушки, соблазненные кришнаитскими проповедниками, переодевались в стилизованные под индийские народные одежды и выходили на улицы столицы и других городов с боем в ритуальные барабаны и с криками "Харе Кришна!". При этом они не только меняли привычную одежду на экзотичекую (а юноши еще и брили головы), но и меняли свои русские имена на интиригующе звучные индийские. С новым энтузиазмом замелькали на улицах российских городов и весей иеговистские и мормонские миссионеры.
Одновременно с лжепророками иностранного производства в схватку за души доверчивых россиян вступили и доморощенные гуру. Начала свой безответственный эксперимент, едва не закончившийся массовой трагедией на улицах Киева, бывшая комсомолка и журналистка Марина Цвигун, превратившаяся в Марию Дэви Христос и создавшая свое "Белое братство". Переквалифицировался в "мессию" и вчерашний милиционер Сергей Тороп, создавший под именем Виссариона свою секту " Церковь последнего завета". Это к нему (задолго до нынешних последователей Владимира Пузакова-Мегре, продающих квартиры и по зову гуру переезжающих в "родовые поместья" в виде ветхих избушек в заброшенных деревнях) устремились в Красноярский край переселенцы из обеих столиц и других крупных городов, расставаясь со всей прежней недвижимостью и становясь заложниками своего гуру. Не отставал от Цвигун и Торопа и переставший со времени провозглашения себя пророком посещать психиатрическую лечебницу г-н Береславский, подписывающийся теперь именем архиепископа (митрополита, патриарха) Иоанна и основавший тогда так называемый "Богородичный Центр" (ныне "Православная Церковь Божией Матери Державная") - мимикрирующую под Православие антихристианскую тоталитарную секту. Смесь языческих суеверий, приправленную примитивным "экологическим" соусом, явили миру последователи Порфирия Иванова.
К этому дикому букету тоталитарных сект, отравляющих неподготовленное к религиозной свободе сознание россиян, нужно добавить смрадное болото оккультизма, завоевывающего в России место под солнцем стараниями активистов рериховских обществ, которые не только вели открытую пропаганду "Живой этики" ("Агни-йоги") Николая и Елены Рерихов, но и создавали в качестве организаций прикрытия всевозможные "Лиги защиты культуры", стремясь навязать россиянам культуру кучки книг, содержащих идеи Рерихов, вытеснив ими все богатство тысячелетнего наследия российской культуры. Вслед за рериховцами свои общественные "академии" и "институты" всех рангов стали создавать и другие адепты оккультизма. Названия у новых структур были головокружительно "научными", а на деле скрывали попытки протащить антинаучные и паранаучные построения, встречающие брезгливо-недоуменное отторжение со стороны всех подлинных академических учреждений.
Особо нужно сказать и о складывавшейся в начале 90-х годов бесславной когорте всевозможных пособников и защитников тоталитарных сект. Здесь были и ангажированные сектантскими лидерами чиновники разных рангов, и работники аппарата обеих палат Федерального Собрания РФ (от сотрудников Информационно-аналитического центра Совета Федерации, до депутатов Государственной думы и их помощников), и ряд "профессиональных" диссидентов советских времен, и некоторые бывшие представители православного духовенства, лишенные сана или добровольно сложившие его, а также круг представителей научных кругов, в значительной степени рекрутировавшийся из оказавшейся безработной после исчезновения СССР армии вузовских преподавателей научного атеизма.
Положение последних было в известной мере драматично. Из востребованных партийными структурами и потому находившимися в льготном положении в сравнении со своими коллегами, не являвшимися преподавателями общественных дисциплин, специалистов в области "научного атеизма" (две уникальные в своем роде дисциплины - научный атеизм и научный коммунизм, - единственные представительницы, с позволения сказать, научного знания, в отличие от других наук нуждавшиеся для самоподтверждения в добавлении эпитета "научный", - ведь нет же "научной физики", "научной истории" и т. п.) они (подобно преподавателям истории КПСС или только что упомянутого научного коммунизма) в одночасье превратились в жалких маргиналов на поле образовательных услуг. Многие из вчерашних "научных атеистов" срочно переквалифицировались в преподавателей основ религиоведения или истории религии, а некоторые, из числа наиболее социально активных стали искать себе более оригинальные и заманчивые возможности.
Таким образом в начале 90-х годов немногочисленная, но охваченная азартом выгодного трудоустройства группа вчерашних знатоков научного атеизма, стала обивать пороги самых различных организаций - от православных духовных учебных заведений до тоталитарных сект - в надежде найти там применение своим способностям. Случалось (в своем повествовании я опираюсь на конкретные факты, хорошо известные мне и моим коллегам), когда бывший научный сотрудник бывшего Института научного атеизма при бывшей Академии общественных наук при бывшем ЦК бывшей КПСС сначала, предлагая свои услуги, с апломбом заявил, что он готов преподавать в Московской Духовной академии, а в ответ на недоуменный вопрос собеседника, как это увяжется с его атеистическими убеждениями, гордо заявил, что считает себя профессионалом, а потому не затруднится преподавать в "нужном" русле. Убедившись, что в Церкви такие "профессионалы" не нужны, он незамедлительно изменил вектор своих поисков и в самом скором времени стал публично проявлять себя активным прислужником сразу нескольких тоталитарных сект, включая мунитов, иеговистов и кришнаитов.
Неожиданными гостями являлись к руководству тоталитарных сект и невесть откуда взявшиеся директора быстро плодившихся тогда всевозможных "институтов" и "центров", намеревавшихся изучать библеистику или религии - являлись, разумеется, с единственным предложением взять себя на материальное обеспечение. Вокруг сект с тем же промышлением стали виться и господа из "правозащитной" тусовки. Среди них можно было встретить, например, такую экзотическую фигуру как узник совести советских времен, некогда православный священник, который за нарушения уставных норм и злостное неповиновение священноначалию был вначале запрещен в служении, потом извергнут из сана, а затем, ввиду упорствования в своих бесчинствах, и вовсе лишен церковного общения. Он создает в середине 90-х годов свою собственную "правозащитную" структуру с громким претенциозным названием, при этом повседневным образом якшается с тоталитарными сектами, а в январе 1997 г. мунитская "Церковь объединения" даже выделяет негласно ему специальное содержание на развитие его проекта. Бывший батюшка этим не ограничился, а создал "под себя" новую "церковь", где он, ранее пребывавший в иерейском сане, удостоил себя ни много ни мало сана "протопресвитера" и кощунственно щеголяет прилюдно в наперсном кресте с украшениями...
Когда-нибудь историки опишут 90-е годы XX века как небывалую доселе, грандиозную по масштабам и чудовищную по сути духовную агрессию против России сводного десанта сил махрового мирового оккультизма, подпитанного постмодернистскими изысками "ньюэйджеров". Агрессию антироссийскую и одновременно антиправославную.
В той драматически напряженной ситуации на защиту родных очагов встала Русская Православная Церковь, во весь голос назвавшая все вещи своими именами в поистине историческом Определении Архиерейского Собора 1994 года. Все россияне, все российское общество было во всеуслышание предупреждено об опасности, проистекающей от тоталитарных сект, об антихристианской сущности последних.
Как раз в тот момент в России, казалось захваченной мутной волной псевдорелигиозных шоу на стадионах, раздираемой на клочья сектантскими "миссионерами", появилась организация, цели и задачи которой на фоне всего только что описанного на первый взгляд могли выглядеть недостижимыми. Патриарх благословляет деятельность вновь создаваемого Центра, призванного поставить заслон на пути проникновения в российское общество тлетворного влияния тоталитарных сект.
И эту работу начинает человек, только что вернувшийся в Россию после долгих лет политической эмиграции в юности, успевший получить за эти годы блестящее духовное и светское образование. Выпускник Нью-Йоркского университета и Свято-Владимирской духовной академии (США), учителем и духовным отцом которого был знаменитый протопресвитер Иоанн Мейендорф (а среди учителей и не менее известный протопресвитер Александр Шмеман). Духовная зрелость А. Л. Дворкина формировалась не только годами напряженной учебы и научной работы (одним из этапов последней стала блестящая защита в Фордхемском университете докторской диссертации "Иван Грозный как религиозный тип"). Очень важной стороной его личностного становления стали и многократные паломнические путешествия на Афон и Святую Землю.
Уже вернувшись в Россию, А. Л. Дворкина, которому вскоре предстоит приступить к выполнению Патриаршего благословения на руководство вновь созданным антисектантским Центром, ждут две поистине промыслительные встречи. На его жизненном пути оказываются маститый московский протоиерей Глеб Каледа и греческий протопресвитер Антоний Алевизопулос. Оба благословляют молодого богослова и философа на занятия именно сектоведением.
На раннем этапе своего становления и развития ЦРИ был самым непосредственным связан с двумя Синодальными структурами Русской Православной Церкви - Отделом религиозного образования и катехизации и Издательским Советом. Это были самые непростые и ответственные годы в развертывании деятельности ЦРИ. Вот почему в дни празднования 15-летия ЦРИ было особенно радостно получить теплые слова поздравления в Приветственных адресах от этих двух структур, подписанных соответственно архимандритом Иоанном (Экономцевым) и протоиереем Владимиром Силовьевым. Столь же волнующим было и поздравление от Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, возглавлявшего Синодальный Издательский Совет в то время, когда несколько тоталитарных сект объединились в скандально известном судебном процессе, развязанном ими против А. Л. Дворкина и Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Владыка Тихон по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II употребил свой авторитет иерарха Русской Православной Церкви, чтобы свидетельствовать в суде на стороне ответчика, изобличая ложь и наветы истцов. Как известно, процесс завершился в 1997 г. сокрушительным поражением злобной своры сектантов. (См. об этом подробнее: Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М.: Русская Православная Церковь; Изд-во Московской Патриархии, 2000. 736 с., илл., а также: Пресс-релиз Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского от 21 мая 2007 г. "Десять лет со дня завершения судебного процесса "Секты против Церкви (Процесс Дворкина)" http://iriney.ru/document/069.htm ).
Нужно отметить, что шумно проигранный сектами судебный процесс не остановил лидеров тоталитарных сект, доныне предпринимающих попытки предъявления гражданских исков к сотрудникам ЦРИ и, в первую очередь, непосредственно к его президенту. Среди тоталитарных сект, следовавших примеру сайентологов, которые сознательно избрали тактику изматывания своих критиков длительными судебными процессами, были и лидер неопятидесятников С. Ряховский, и создатель и главарь психокульта "Синтон" Н. Козлов. Все они терпели поражение в судебных процессах, подобно тому, как в судебном заседании было отказано и в удовлетворении иска руководителя Московской Хельсинкской группы Л. Алексеевой к профессору А. Л. Дворкину и российскому телевидению. Помимо безуспешных попыток судебного преследования своих критиков, сектантские лидеры пользуются любой возможностью очернить святое дело сектоборчества и людей, им занимающихся. Есть ряд информационных ресурсов в Интернете, которые зарабатывают свою сомнительную славу именно на этом. Что ж, это неудивительно. Мы не однажды заявляли, что были бы искренне огорчены, если бы просектантские сайты и порталы начали расточать похвалы нашему ЦРИ. Это было бы показателем снижения активности нашей противосектантской деятельности.
Шли годы. ЦРИ рос и обретал все более разнообразные формы и методы деятельности. Сегодня здесь и издание литературы по сектоведению, и содержащий большой информационно-аналитический материал о сектах сайт в Интернете, организация и проведение представительных международных, российских и региональных конференций, тесное взаимодействие с печатными и электронными СМИ, экспертные заключения по запросам различных министерств, ведомств и организаций, проведение цикловых и разовых лекций в разных городах России, консультирование по выходу из сект жертв тоталитарных сект и их родных и близких.
Проявлением зрелости ЦРИ стало его членство в Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS), имеющей статус консультанта Совета Европы, и вхождение президента ЦРИ профессора А. Л. Дворкина в состав совета директоров FECRISа, а также создание в феврале 2006 г. на базе ЦРИ как головной структуры Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), объединяющей ныне не только десятки религиоведческих центров России, но и имеющей свои представительства в Сербии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане. В настоящий момент рассматриваются поступившие предложения об организации еще ряда зарубежных представительств.
Вырос организационно и сам ЦРИ. Он имеет свои отделения в Новосибирске и в Саратове. Разумеется, руководство ЦРИ видит перспективы появления новых филиалов и отделений в различных регионах России.
Как уже сообщалось, руководство ЦРИ в связи с его 15-летием было удостоено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси высоких церковных наград. Свой четвертый церковный орден - орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени - получил президент ЦРИ профессор А. Л. Дворкин. Ранее он был награжден орденами Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени, Святителя Иннокентия Московского III степени и орденом Преподобного Нестора Летописца Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Священник Лев Семенов, ответственный секретарь ЦРИ, награжден медалью Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени. Такой же медали удостоен диакон Михаил Плотников, вице-президент ЦРИ. Патриаршии награды вручил награжденным Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии.
Теплые поздравления по случаю 15-летия ЦРИ в эти дни поступили от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, от Митрополита Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, от Митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, от Архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, от архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректора Российского Православного института св. апостола Иоанна Богослова, настоятеля Патриаршего подворья Высоко- Петровского монастыря, от протоиерея Владимира Силовьева, председателя Издательского совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии, от протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата, от Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, от Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора , от Архиепископа Элистинского и Калмыцкого Зосимы, от Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, от председателя Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Будникова, от руководителя Миссионерского отдела Томской епархии М. В. Степаненко, от руководителя Ставропольского правозащитного центра А. Скрынникова, от декана Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Николая Соколова, от коллектива редакции журнала "Фома", а также ряда других организаций и лиц.
9 октября в Москве состоялись II Иринеевские чтения, посвященные 15-летию Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (см. о них: II Иринеевские чтения, посвященные 15-летию Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского - http://www.iriney.ru/document/088.htm ).
Далее прилагается подборка фотоснимков, отражающих события, проходившие в дни празднования 15-летия ЦРИ.
Священник Лев Семенов,
ответственный секретарь ЦРИ,
кандидат исторических наук, доцент
http://iriney.ru/announc/019.htm
viperson.ru