05 апреля 2007
8867

Тульчинский Г.Л.: Социальный аудит и гуманитарная экспертиза:проблема институционализации

Эффективность социального управления, в том числе и национальными проектами, решающим образом зависит от общественной поддержки. Любое нововведение предполагает не только учет общественного мнения, но и формирование социальной базы поддержки, не только внятную разъяснительную работу, но и втягивание различных социальных сил и групп в процесс принятия решений и их реализации.
Сказанное относится не только к деятельности органов власти, но разработке и реализации проектов и программ в сфере деловой активности, бизнес-проектов различного масштаба. Как известно, главной проблемой современного отечественного бизнеса является его легитимизация - как правовая, так и - что не менее важно - моральная. И именно в сфере деловой активности наработан наиболее детализированный опыт организации и оценки эффективности социальных коммуникаций и социального партнерства.
Прежде всего, речь идет о методах социального аудита - рационально упорядоченной технологии социальной экспертизы (оценки) "корпоративной социальной ответственности" (КСО) социальных инвестиций (СИ) бизнеса. Сформировавшийся за рубежом в результате мощных экологических движений, закрепления достигнутых результатов прав трудящихся и т.п., социальный аудит стал эффективным внерыночным фактором конкуренции. КСО конкретизирована в нормативах, критериях и стандартах, разработаны формы отчетности. Основой оценки качества менеджмента стала "методология всеобщего менеджмента качества" (Total Quality Management, TQM). Именно в этом ключе разработаны разнообразные международные стандарты, из которых наиболее известны система менеджмента качества ИСО 9001:2000 и система экологического менеджмента ИСО 14001:2004.
Разработаны и активно используются международные стандарты КСО. Существует около 30 стандартов нефинансовой отчетности, без соблюдения которых доступ к глобальному и многим национальным рынкам капитала весьма проблематичен. Их используют более 4000 организаций. Наиболее распространенными являются АА1000, GRI, Global Compact. которые имеют близкие цели и во многом дополняют друг друга. Показатели и критерии отчетности по этим стандартам "разведены" по "стейкхолдерам": "зеленые" движения выступили экспертами по экологии, профсоюзы - по оплате и условиям труда; общества потребителей и поставщиков - по контрактной дисциплине; религиозные организации - по защите свободы совести. Эти показатели и оценки обобщаются в широко публикуемых рейтингах.
К настоящему времени половина компаний Global Fortune 500 практикует социальную и экологическую отчетность. Соцотчетность все чаще приравнивается к финансовой, приобретая статус обязательной. Дело идет к пересмотру законодательства. С 2006 года в Соединенном Королевстве и во Франции социальный аудит с публикацией социальных отчетов стал обязательным для крупных компаний, в правительствах введены должности министров по КСО. За последние 3 года социальный аудит и соцотчетность по международным стандартам начинает входить в практику некоторых европейских и американских государственных и муниципальных структур (министерств, мэрий), общественных организаций.
В современной России сама идея социального аудита воспринимается неоднозначно: мол, зачем еще какой-то социальный отчет - отчитываться будем, когда власть придет со своей системой оценки. Такая позиция недальновидна: КСО и социальный аудит могут стать главным критерием формирования общественного мнения о бизнесе, включая отношения бизнеса и власти. Социальный аудит - технология многовекторного диалога с социальной средой, способствующего консолидации общества, устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Фактически речь идет о своеобразном аналоге коллективного договора с контактными группами и группами влияния во внешней среде проектов и организаций. Развитие соцотчетности в РФ соответствует общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Процесс составления соцотчетности способствует общественному доверию, положительно влияет на деловую репутацию. Появление с 2004 года соцотчетов компаний, работающих в России, - реальная попытка общественного диалога на тему КСО, шаг к сбалансированным отношениям между бизнесом, властью и гражданским обществом.
Беря на себя конкретные обязательства по сбережению и развитию человеческого капитала, защите окружающей среды, развитию региональной инфраструктуры, а также отчитываясь по выполнению этих обязательств перед организованными выразителями соответствующих интересов (профсоюзами, защитными движениями, конфессиональными и другими НКО), менеджмент и административное руководство, фактически структурируют элементы гражданского общества и способствуют закреплению их статуса и действенности.
Не менее остро стоит в современной России и проблема комплексной гуманитарной экспертизы различных проектов и программ. Российская действительность убедительно показывает, что недостаточно продуманные экономические, правовые, организационные решения способны обернуться острыми социальными, этническими, конфессиональными конфликтами, ростом экстремизма. Плоды ускоренной приватизации в России яркий тому пример.
Зачастую решения принимаются в узких корпоративных интересах, без учета долговременных перспектив и последствий. Однако эффективность решений, проектов и программ не ограничивается экономичностью и результативностью как характеристиками использования средств для достижения поставленных целей. Сами цели, т.е. представления о желаемых результатах, могут не соответствовать реальным социальным запросам, не решать по существу важные и актуальные проблемы, а даже усугублять их.
Важные и ответственные решения предполагают учет многих привходящих обстоятельств и факторов, что невозможно без привлечения знаний и опыта специалистов-экспертов. Хорошо известно привлечение специалистов для вынесения судебных решений, на стадии следствия. В обиход уже прочно вошла практика экспертиз экологических, психологических, даже психолингвистических. Между тем, не менее, если не более важной является оценка гуманитарных последствий принимаемых решений, предлагаемых проектов и программ в самых различных сферах общественной жизни.
Экономика, также как и политика и образование - не самодостаточны, а имеют своей конечной целью человека. Человеческая личность - цель, средство и результат любых общественных процессов и преобразований. Поэтому учет возможных последствий для перспектив личностного развития - принципиально важен.
Специфика гуманитарной экспертизы вытекает из особенностей гуманитарного знания. При оценке эффективности социальных проектов в контексте их целесообразности в плане оценки перспектив личностного развития, гуманитарная экспертиза ориентирована, прежде всего, на выявление возможного нарушения баланса социальной безопасности и свободы.
Социальная безопасность связана с реализацией отмеченных ранее уровней инфраструктуры личности: обеспечение жизни, здоровья, сохранения и развития культуры и соответствующей идентичности, развития экономической и политической систем. Однако эти уровни рассмотрения и соответствующие критерии носят относительный характер по сравнению с обеспечением возможности самоопределения - свободного ответственного выбора.
Гуманитарная экспертиза оценивает любую деятельность с точки зрения ее последствий для человека - как целого (социум) и как индивида. Другими словами, специфика такой экспертизы связана с выявлением влияния психологических особенностей людей на социальные события и влияния социальных событий на психологические особенности людей. Именно этот аспект, фактически выделяется в различных работах, посвященных различным видам ГЭ: этической приемлемости, психолого-педагогической обоснованности. Именно он лежит в основе широких дискуссий о клонировании, абортах, эвтаназии, использовании стволовых клеток, биометрии. Главный нерв такой экспертизы - соотношение социально-культурного (нормативно-ценностного) и личностного уровней.
Институционализация КСО, социального аудита и гуманитарной экспертизы в современной России сталкивается с существенными трудностями. Прежде всего, испытывается явный недостаток компетентных экспертов, сертифицированных для работы с международными стандартами и способных к объективной неангажированной оценке. Например, кто может выступать в качестве специалиста по гуманитарной экспертизе? Особенности такой экспертизы предъявляют к профессионализму специалиста довольно высокие требования, включая подтверждение высокой квалификации эксперта научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере, опыт участия и компетентность в проведении междисциплинарных исследований. Существенную роль играет особенность "экспертного мышления" - не каждый, даже высококвалифицированный специалист способен к обобщениям, конкретизациям и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании, к ответственным заключениям, на которые должен быть способен эксперт. От эксперта требуется также способность делать выводы в более широком, чем традиционно, контексте. Поэтому такой эксперт должен пройти специальную подготовку для участия в гуманитарной экспертизе, подтверждаемую соответствующим сертификатом. Более того, свою квалификацию такой эксперт должен подтверждать прохождением аттестации, проводимой не реже раза в 3- 5 лет.
Решающим образом успех дела зависит от активизации рынка заказов на социальный аудит и гуманитарную экспертизу. Вместе с тем, не менее очевиден и явный запрос на качественную гуманитарную экспертизу и объективный социальный аудит. Во-первых, это крупные отечественные компании, заинтересованные в размещении своих акций на международных биржах и в привлечении зарубежных инвесторов. Верифицированный на соответствие международным стандартам соцотчет - способ повышения капитализации компании.
Региональным и местным органам власти социальный аудит и гуманитарная экспертиза позволяют интегрировать бизнес в решение социальных проблем региона. Кроме того, во всем мире индексы социальной ответственности серьезно влияют на инвестиционную привлекательность региона и уровень жизни населения.
Особенно очевидна и заинтересованность органов власти в социальном аудите и гуманитарной экспертизе при реализации национальных проектов (от выработки критериев при сборе заявок до оценки результатов реализации).
Так, наиболее очевидна необходимость гуманитарной экспертизы в сфере образования. В условиях административной реформы особую актуальность приобретает такая экспертиза преобразований в вооруженных силах, правоохранительных органах, состояние и перспективы пенитенциарной системы. Непродуманное создание заповедников, игнорирующее жизненный уклад местного населения, чревато браконьерством. Отмена социальных льгот в условиях неоднозначных перспектив экономического развития ставит под удар жизненные интересы ветеранов, инвалидов и других групп нуждающихся в социальной поддержке людей. Широкое поле гуманитарной экспертизы предоставляет деятельность СМИ: характер подачи новостей, оправданность эротических сцен и демонстрации насилия, объем и агрессивность рекламы и т.п. Не менее актуальна гуманитарная экспертиза деловой активности, отраслевых и региональных программ. Важна гуманитарная экспертиза и конкретных бизнес-проектов, особенно в контексте повышения его социальной ответственности по отношению к потребителям и партнерам, населению в целом и собственному персоналу. Создание и деятельность совместных предприятий порождает серьезные проблемы кросс-культурной коммуникации.
В качестве потенциальных заказчиков на гуманитарную экспертизу могут выступать: федеральные и региональные законодательные органы; федеральные и региональные органы исполнительной власти; судебные органы; муниципальные органы; правоохранительные органы; армия; общественные организации: партии, движения, НКО, особенно - профсоюзы; бизнес-структуры и бизнес-объединения; частные лица и группы граждан. Однако, особенно на первых порах важны усилия по формированию такого рынка, формированию и даже просвещению потенциальных заказчиков. Этому могут способствовать участие в формировании бизнес-рейтингов, организация конкурсов, премий.
Не менее очевидна и заинтересованность в институционализации социального аудита и гуманитарной экспертизы собственно экспертного сообщества: от возможности применения компетентности и квалификации до закрепления социального статуса и влияния.
Важнейшей задачей является эффективная работа со СМИ (серии публикаций, специальные рубрики, ток-шоу), способствующая информационному продвижению социального аудита и гуманитарной экспертизы в общественном сознании и формированию соответствующего общественного мнения.
Развитие социального аудита и гуманитарной экспертизы в РФ зависит от их упорядоченности гарантий, которые могут быть прописаны в специальных кодексах и нормативах (конфиденциальность, авторское право и интеллектуальную собственность).
Факторами, повышающими актуальность введения этих социальных институтов, выстраивания их эффективной технологии в современных российских условиях, а значит - и условиями успеха дела, являются:
социальная ориентация экономических и административных реформ;
заинтересованность всех слоев общества в повышении качества жизни;
стремление к консолидации общества;
необходимость преодоления и профилактики межкультурной и социальной напряженности;
формирование социально ответственного бизнеса;
оптимизация социальных бизнес-инвестиций;
формирование общественного мнения, признающего правовую и нравственную легитимность новых собственников;
осознание важности преодоления патернализма и иждивенчества, формирования личной ответственности за свой выбор.
В этой ситуации чрезвычайно важна самоорганизация специалистов по социальному аудиту и гуманитарной экспертизе. Это может быть - по аналогии с адвокатурой - некая национальная гильдия специалистов, которая могла бы взять на себя функции подготовки, сертификации и аттестации специалистов. Дело только за самоорганизацией профессиональной среды и эффективной реализацией имеющихся предпосылок.
Продвижение практики социального аудита на основе международных стандартов в России существенно затруднено и в силу дисперсности общества: вести социальный диалог фактически не с кем. Нет не то что гражданского общества - отсутствует элементарная самоорганизация социальных групп для защиты своих интересов. Тем важнее развивать коммуникативный подход к КСО, который способствует артикуляции интересов различных социальных групп и их продвижению и защите, закладывает основы гражданского общества. В этой связи полезно вспомнить о содержании и природе PR как строительстве социальных отношений между потребителями, партнерами, инвесторами, экспертами, органами власти, СМИ, организованной общественностью, неорганизованной общественностью (населением) и трудовыми коллективами. Речь идет не о "пиаровской" манипуляции и даже не о информационном менеджменте в целях достижения известности, или publicity. Это именно социально ответственное партнерство, позиционирование бизнеса не только и не столько в рыночной среде, сколько в обществе целом: PR как Public Relations и Public Responsibility. Полноценные PR - реальные технологии коммуникации, формирующие гражданское общество, т.е. общество, способное к самоорганизации. Это реальная самозащита общества: как relations - информация и разъяснение, учет интересов и выстраивание их общности, и как responsibility - общности социально ответственных партнеров.
Формирование, развитие и продвижение таких социальных технологий - процесс долговременный, решающим образом зависящий от формирования общественного мнения, инициирования принятия соответствующих нормативных актов, разработки необходимых индикаторов, подготовки специалистов-экспертов. Однако для внедрения и продвижения социальной экспертизы в современном российском обществе созрели все необходимые и достаточные условия.

Тульчинский Г.Л.

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован