Профессор Александр Гусев в интервью радиостанции "Businessfm" www.radio.businessfm.ru/ 19.02.2011 года: Тунис... Египет...Бахрейн...кто следующий...
Толчком к манифестациям в Бахрейне стала отставка Хосни Мубарака, которая показала, что народ все-таки может добиться своего, поэтому политическая обстановка сейчас в Бахрейне в некоторых деталях схожа с египетской. Для того чтобы Х.Мубарак согласился уйти в отставку, египтянам пришлось на три недели поселиться на площади Тахрир, но в конечном итоге результат - отставка главы государства, который несколько задержался у власти - был достигнут.
Тунисская и египетская революции не могли не отразиться на всем мусульманском мире, где ситуация с "вечными" президентами и премьерами является чем-то обыденным. Иран, а вслед за ним и миниатюрное государство Бахрейн испытали на себе ветер перемен, и если Ахмадинеджаду, кажется, удалось сдержать волнения, то бахрейнской монархии "день гнева" может дорого обойтись.
За последние 39 лет, т.е. за всю современную историю суверенного Бахрейна, король Хамад аль-Халифа не нашел ни одного повода отказать в доверии своему племяннику Халифе аль-Халифе, который держит абсолютный мировой рекорд по пребыванию на премьерском посту. Правительство назначается аналогичным образом, места в нем поделены между родственниками короля. Единственным органом, на формирование которого бахрейнцы могут повлиять, является нижняя палата парламента из 40 человек. В настоящее время почти все кресла в ней заняты членами шиитских и суннитских исламистских движений. Верхнюю палату, совет Шуры, король, опять же, назначает по своему разумению. Она имеет идентичную силу влияния в системе законодательной власти Бахрейна, что позволяет королю фактически целиком и полностью контролировать и издание законов, и их исполнение. О какой-либо демократии в таких условиях говорить не приходится. Бахрейнцы наметили начало выступлений на 14 февраля, обозвав западный День влюбленных "Днем гнева". На улицы различных городов и поселений вышли тысячи недовольных бахрейнцев, в основном мусульман-шиитов, которых помимо всего прочего не устраивает тот факт, что правящая верхушка представлена королем-суннитом. В большинстве других исламских стран такая ситуация - норма, так как суннитов там существенно больше, однако в Бахрейне основная часть населения является приверженцами ислама шиитского толка. Ситуация осложняется тем, что власти пытаются насильно увеличить присутствие суннитов в стране за счет иммиграции. Вместе с выступлениями начались и их подавления. Довольно быстро ситуация обострилась и дошла до стычек с полицией, поэтому появились сообщения о жертвах. Один демонстрант погиб в первый день протестов, 14 февраля, еще один был убит в столкновениях с полицией на похоронах первой жертвы манифестаций. Десятки людей были избиты. Официальные лица в среду, 16 февраля, прервали молчание и осудили распоясавшихся полицейских. В частности, заявления о недопустимости применения силы сделали министр внутренних дел Бахрейна шейх Рашед бен Абдалла аль-Халифа и король Хамад аль-Халифа. Они также пообещали, что впредь подобного не повторится. Но обещания были нарушены. В ночь на 17 февраля в Бахрейне произошел один из ключевых эпизодов, связанных с начавшимися волнениями. На лагерь оппозиции, которая заняла центральную площадь Манамы, напали полицейские и с никуда не девшейся жестокостью "зачистили" ее от множества палаток. Погибли по меньшей мере четыре человека, а количество раненых исчисляется сотнями. Среди обитателей палаток были женщины и дети.
Радиостанция "Businessfm" www.radio.businessfm.ru/
19.02.2011 года
viperson.ru