Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что жилищный вопрос остается самым актуальным для наших сограждан. Тем понятней их интерес к реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Итоги подводить пока рано, но полезно взглянуть на то, в каких условиях он выполняется, понять, что мешает его успешной реализации. Для жителей Тюменской области будет интересно выяснить, как наш регион в этом вопросе выглядит по сравнению с другими. Разобраться в этом автору помог семинар "Клуба региональной журналистики", посвященный реализации национального проекта "Доступное жилье".
Задачи ясны, цели поставлены
Прежде всего стоит напомнить, что его главной целью является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. Для достижения поставленной задачи деятельность участников проекта, в том числе всех ветвей власти, должна быть сконцентрирована на модернизации коммунальной инфраструктуры, увеличении объемов строительства жилья и повышении его доступности. Для этого требуется выполнить государственные обязательства перед категориями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также увеличить объемы ипотечного жилищного кредитования.
Выступивший на семинаре руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик темпы роста ввода жилья в России назвал высокими, но недостаточными. Он сообщил, что из 50 миллионов квадратных метров жилья, сданного в эксплуатацию за прошлый год, половина построена в десяти регионах. В их число вошли Московская область (13 процентов), Москва (9, 6), Краснодарский край (5, 3), Санкт-Петербург (4, 7), Республика Татарстан (3, 5), Тюменская (3) и Ростовская (2, 7 процента) области. Субъекты РФ, не вошедшие в число лидеров, по его мнению, пока только раскачиваются.
Наилучшие результаты наблюдаются в регионах, где присутствуют экономические стимулы для развития строительной индустрии, а органы местного самоуправления оказывают ей содействие. Хотя российская строительная отрасль в прошлом году показала рост в 15 процентов, темпы нужно наращивать, иначе поставленная президентом задача по достижению к 2010 году ввода жилья в 100-130 миллионов квадратных метров в год выполнена не будет. Нынешними темпами к этому сроку мы можем выйти только на показатель в 80 миллионов "квадратов". Еще в 2004 году, по оценкам Росстроя РФ, 61 процент населения страны нуждался в жилье либо в улучшении жилищных условий, иначе говоря, потребность составляет 1, 6 миллиарда квадратных метров. Для того чтобы ликвидировать ее за десять лет, нужно строить как минимум 130-140 миллионов квадратных метров жилья в год. При сегодняшних темпах строительства на рынок жилья имеют доступ только 10 процентов жителей страны.
Работа кипит!
Перечислим то, что уже сделано с начала нынешнего года для реализации проекта доступного жилья. Правительство утвердило правила предоставления федеральных субсидий субъектам РФ на проведение мероприятий по переселению жильцов ветхих и аварийных домов. Согласно этому документу, непригодными для проживания считаются жилые помещения с уровнем износа более 70 процентов. Было принято постановление "О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства". Это дает возможность застройщикам рассчитывать на помощь государства при подготовке инженерной инфраструктуры под строящиеся дома. Правительство утвердило правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части стоимости инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве. Эта стратегия реализуется в Тюмени при застройке микрорайона "Комарово". И, наконец, при Федеральной антимонопольной службе РФ создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере строительства и промышленности стройматериалов.
Принимаются решения и на законодательном уровне - Государственная Дума приняла федеральный законопроект, обеспечивающий право пользования жилым помещением несовершеннолетними и бывшими членами семьи собственника жилья. Министерство регионального развития совместно с Министерством финансов добилось увеличения финансирования Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в четыре раза. Кроме того, был разработан и направлен на рассмотрение в Госдуму закон "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", который должен подготовить отрасль к дальнейшему реформированию.
Федеральной службой государственной статистики обнародованы показатели жилищного строительства за первый квартал 2007 года. В России введено в эксплуатацию 101, 5 тыс. ячи квартир общей площадью 9, 5 миллиона квадратных метров, что на 51 процент больше, чем в первом квартале прошлого года. По данным Центрального банка РФ, общий объем ипотечного жилищного кредитования за первый квартал 2007 года по Российской Федерации составил 82, 3 миллиарда руб. лей, или 32, 9 процента от целевого показателя, запланированного в целом на 2007 год. В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 году жилищные условия смогли улучшить 21, 4 тыс. молодых семей. При этом плановый показатель составлял 27, 8 тыс. ячи.
Что делать?
В то же время существует ряд проблем, связанных с имеющимися диспропорциями между потребностями населения в жилье и возможностями его приобретения. Отсутствует система долгосрочного жилищного кредитования, объемы строительства недостаточны и не удовлетворяют платежеспособный спрос населения. Качество жилищных и коммунальных услуг остается низким и усугубляется высоким уровнем износа коммунальной инфраструктуры, низкими темпами обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования и исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению их жильем. Как сообщил председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев, проблема обеспечения семей доступным жильем не решается зачастую из-за отсутствия информации, внятных оснований для планирования и распределения денежных средств. Необходимо уточнить, сколько людей в настоящее время проживает в городах и сельской местности. Отсутствие мониторинга и четкой стратегии может привести к утечке и распылению государственного финансирования. Для дальнейшего разрешения проблем необходимо сделать точечную выборку из 12-15 регионов для проведения в них реального аудита и формирования картины в целом. Участие в подобном проекте для Тюменской области не только возможно, но и очень полезно.
Для увеличения роста строительства необходимо упрощать процедуры выхода на рынок строительным организациям.
В настоящее время ведется работа по упрощению процедуры экспертизы проектов. Теперь обязательная экспертиза для ряда объектов будет вообще отменена, а процесс получения необходимой документации должен сократиться до трех месяцев. Срок выдачи разрешения на строительство при предоставлении всей необходимой документации определен в десять дней, такой же период отводится и для выдачи разрешения на эксплуатацию жилья. Кроме того, на федеральном уровне решается вопрос об отмене лицензирования строительной деятельности.
В завершение семинара Вячеслав Глазычев сказал: "Нац-проекты - это программы частичной выплаты долгов". Отрадно, что государство осознает ответственность перед своими гражданами и начинает расплачиваться по старым счетам. Хочется надеяться, что отсутствие "жилищной задолженности" перед населением сделает Тюменскую область одним из самых благополучных регионов России.
Наталья Габрусь
газета "Тюменская область сегодня"
17 июля 2007 года
http://pnp.admtyumen.ru/smi/17_07_07_zil