Вчера на конференции "Газпрома" губернатор Тюменской области Владимир Якушев заявил, что правительство региона готово провести эксперимент по переводу муниципального транспорта с бензина на сжатый природный газ за счет средств областного бюджета. Установкой оборудования на автобусы и созданием сети заправок займется дочка "Газпрома" - "Запсибгазпром". Региональные игроки считают, что в случае полной реализации проекта, "Запсибгазпром" получит значительные преимущества на местном рынке.
Как сообщил на конференции заместитель начальника управления по газификации и использованию газа ОАО "Газпром" Евгений Пронин, компания уже несколько лет лоббирует принятие Государственной думой РФ законопроекта об использовании сжатого природного газа в качестве альтернативного топлива. Но документ не смог пройти согласование в Министерстве финансов РФ, где утверждают, что для использования газа в качестве топлива специального закона не требуется, и предлагают обращаться к региональным властям. Дочки "Газпрома" так и поступили.
Вчера на конференции "Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и парка газобаллонных автомобилей на территории УрФО" ее организаторы - ОАО "Запсибгазпром" (ЗСГП), ОАО "Уралтрансгаз" и ОАО "Томсктрансгаз" (дочерние структуры "Газпрома"), попытались доказать руководителям тюменских компаний, муниципальных транспортных предприятий, чиновникам регионального правительства преимущества сжатого природного газа перед сжиженным и бензином.
--------------------------------------------------------------------------------
Ъ В автомобилях используется два вида газа: продукт нефтепереработки - сжиженный газ (пропано-бутановая смесь, стоит около 8 рублей за кубометр) и сжатый природный (3 рубля за кубометр). В среднем 200 кубометров газа того и другого вида хватает на 800 км. В настоящее время более популярным считается сжиженный газ. Во-первых, оборудование для сжиженного газа стоит в несколько раз дешевле, чем оборудование для сжатого природного (примерно в 2 раза). Во-вторых, сеть заправок с пропано-бутановой смесью более развита.
--------------------------------------------------------------------------------
Выступая вчера на конференции, тюменский губернатор Владимир Якушев сообщил, что правительство намерено в качестве эксперимента в течение 2006 года перевести часть муниципальных автобусов Тюмени (ежедневно в Тюмени выходит на маршрут только 205 автобусов, ежедневная выручка от продажи газа которым может составить более 600 тыс. руб. - "Ъ") на сжатый природный газ. "Если этот вид топлива докажет свою рентабельность, то в бюджете Тюменской области на следующий год (2007 год - "Ъ") будет заложена строка по переводу всего муниципального транспорта на природный газ", - пообещал глава региона. Областное правительство рассчитывает, что экономия бюджетных средств составит не менее 150 млн рублей в год.
Генеральный директор ОАО "Запсибгазпром" (ЗСГП) Владимир Завьялов при этом уточнил, что ожидать положительного эффекта за такой короткий срок вряд ли стоит. По его словам, средняя цена газового оборудования и его установки на легковую машину составляет $1 тыс., на грузовую - $3 тыс., а срок окупаемости 2 года. Предполагается, что на тюменском рынке будет работать "Запсибгазпром".
Участники рынка указывают на то, что решение региональных властей о переводе муниципального транспорта на природный газ поставит "Запсибгазпром" в более выгодные условия по сравнению с продавцами сжиженного газа. Так, директор ЗАО "Газопторг" Виктор Никишин отметил, что на сегодняшний день в Тюмени природным газом автомобили заправляет только одна станция (в то время, как станций сжиженного газа - 10), и та принадлежит "Запсибгазпрому". Поэтому дочка "Газпрома" сразу же монополизирует рынок. А участие в бюджетной программе позволит ей более интенсивно развивать свой бизнес, чем конкурентам. ""Запсибгазпром" при реализации проекта гарантированно получит готовую клиентскую базу в лице муниципальных транспортных предприятий на несколько лет вперед", - отметил директор пассажирского автотранспортного предприятия No1 Александр Пискулин.
В "Запсибгазпроме" признают, что в настоящее время компания вынуждена искать подобные проекты. Источник "Ъ" в компании пояснил, что после реорганизации сбытовой структуры "Газпрома", когда право продавать газ на внутреннем рынке получил "Межрегионгаз", остальные дочерние структуры газового концерна, которые сейчас участвуют в тендерах на строительство газопроводов на общих основаниях, были вынуждены "искать страховку" - альтернативные варианты взаимодействия с головной компанией.
ЛАРИСА РЫЧКОВА, Тюмень
КоммерсантЪ Урал
08.02.2006
http://www.governors.ru/?regmode=fio®ion=72&okrug=0&razdel=smi&statja=7949