У Екатерины Васильевой удивительная, уникальная внешность: иронически-иконописная. Удлиненное большеглазое лицо, худая "остроугольная" фигура, пластика резкая и женственная одновременно. Голос, от природы низкий, с годами стал еще ниже и приобрел хрипотцу.
Не придумать внешность лучше для актрисы, чья главная тема - ощущение непростоты и драматизма как главных свойств жизни. Напряженное, или отрешенное, или серьезно-внимательное выражение кажется для ее лица куда естественнее улыбки. Улыбка - всегда беглая, смех - всегда отрывистый, а когда она вдруг смеется долго, в обертонах ее голоса слышится всхлип.
Даже в комедийных и водевильных ее героинях (Е. В. их переиграла множество - со всем блеском превосходной характерной актрисы) не было и тени пустоголовости, сдобного довольства окружающей действительностью. Это женщины, которые могут попасть в смешное положение, но они не смешны сами по себе.
Ум, умение быть в самом деле серьезной, а не многозначительной, полнота внутренней жизни сделали Е. В. "основанием" во многих фильмах "современного советского репертуара" (в том смысле, в каком рассуждал об "основании" Счастливцев в "Лесе"). Талантливее других эти качества актрисы поняла Динара Асанова. Уже в ее раннем фильме Не болит голова у дятла Е. В. играет не про двойной стандарт "думаю одно, говорю другое", на который обречена учительница в советской школе, но про сложное устройство жизни - не советской, а вообще человеческой. Е. В. была лучшей помощницей Асановой (и не только ее) именно в таких случаях - в кинематографическом пространстве "советского" ей отведена роль морального императива. Не потому, что она обладает окончательным духовным знанием, но потому, что ей необходим поиск такого знания. Притом роль эта осуществлялась сугубо профессиональными средствами. Е. В. принадлежит к очень редкому у нас типу актеров, которые любое психологическое движение выражают прежде всего пластически; они не "перевоплощаются", но выстраивают сложную систему связей между собой и ролью. Какова бы ни была дистанция между бандершей Софи в Бумбараше, Эмилией в Обыкновенном чуде, Кларой в Визите дамы, внутренний мотив ее ролей все тот же - драматизм человеческого существования как следствие его неполноты. Неполноты отношений между людьми. Неполноты отношений между телом и духом, находящимися во взаимном пленении. Неполноты любых побед - они всегда опаздывают.
ЦИЛИКИН Дмитрий. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=148