В районах республики прошли семинары-совещания с главами муниципальных образований, где состоялся смотр готовности к работе по 131-му закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Власть на местах осознает, в каких непростых условиях предстоит выполнять свои полномочия теперь, когда решения по любым вопросам будут приниматься на уровне администраций местного самоуправления.
Как это должно происходить - комментирует первый заместитель руководителя Администрации Главы республики и Правительства Северной Осетии Станислав БАСКАЕВ.
- Станислав Амурханович, есть осознание на местах, что предстоит управлять по-новому?
- Есть, ибо готовились к этому давно. Обеспечить на принципиально новом уровне взаимодействие между органами государственной власти и властью на местах - это тоже задача административной реформы.
С 1 января 2009 года все регионы России, в том числе и Северная Осетия, должны приступить к реализации 131-го закона о местном самоуправлении в полном объеме. Этому предшествовал переходный период. На территории каждого города, села, района должен быть сформирован такой социально-экономический и моральный климат, при котором каждый житель на себе ощутит, что его здоровье, образование и рост благосостояния - главные приоритеты местных властных структур. Как и личное участие жителя в процессах самоуправления.
- А что сделано за этот переходный период?
- Реформа местного самоуправления в Северной Осетии проводится в соответствии с комплексным планом и организуется республиканской комиссией во главе с председателем правительства республики Николаем Хлынцовым.
Администрацией Главы республики и Правительства РСО-А сформирована и работает в районах рабочая группа по оказанию методичной и организационной помощи органам местного самоуправления, в составе которой ответственные работники администрации, органов исполнительной власти республиканского и федерального уровней.
Законодательно установлены границы муниципальных районов, в их составе образованы городские и сельские поселения, определены границы и наделены соответствующим статусом все 113 муниципальных образований республики с указанием входящих в их состав населенных пунктов. Разработаны и зарегистрированы их уставы.
Близка к завершению и разработка схем территориального планирования и застройки. Проведена инвентаризация имущества и земель муниципальных образований, подготовлена к безвозмездной передаче федеральной, республиканской собственности в муниципальную, а также имущества, предназначенного для осуществления соответствующих полномочий.
Уже принят ряд нормативных правовых актов республики по наделению муниципальных образований отдельными государственными полномочиями.
- Словом, все поселения включены в общереспубликанскую систему учета?
- Именно так. Создана база всех данных по общепринятым стандартам.
Есть уже коммуникационные каналы между органами государственной власти и местного самоуправления для оперативной передачи правовой, организационной, распорядительной и другой информации. На днях состоялась презентация электронной "Похозяйственной книги поселения", внедрение которой облегчит ведение статистической отчетности.
За три года прошли обучение более ста муниципальных служащих.
- Как вы думаете, всего этого достаточно для того, чтобы местная власть безболезненно приступила к своим новым обязанностям?
- К сожалению, не все обстоит так гладко, как представлено в отчетности с мест. Рабочая группа из руководителей министерств и ведомств убедилась в этом.
Самая важная проблема на сегодня - это собственность. Представляете, у нас в республике существует значительное количество имущественных объектов, которые не востребованы, но от существования которых зависит не только нормальная работа отдельных отраслей хозяйства, но и безопасность населения. Например, дамбы. У многих из них на сегодняшний день не оказалось хозяина. Их следует по закону передать органам местного самоуправления, но те не располагают сегодня средствами на содержание этих сложных сооружений. Вопрос об их судьбе - пока открытый.
Или взять снабжение населения питьевой водой. Например, в районах, которые расположены в предгорной и частично в горной местностях, вода идет самотеком, только иногда нужна бывает подкачка. А тарифы и здесь - запредельные, с согласия тех же АМС. А все потому, что некоторые организации, будучи монополистами в этой сфере, пытаются играть только по своим правилам, зачастую совершенно игнорируя интересы населения и реальные обстоятельства. Их интересует только прибыль. Мы не можем принять такую позицию - и эти проблемы будут решаться.
До сих пор крайне сложна, запутана сфера земельных правоотношений. Практически во всех районах столько подводных рифов при оформлении земли в собственность или в аренду. Жалоб много, земельные отношения сегодня приобрели особую остроту.
А вот в селе Сухотском Моздокского района тружеников колхоза им. Димитрова просто лишили земли, которая теперь из года в год зарастает сорной растительностью. Животноводческие фермы развалились. А долги по налогам составляют более двух миллионов рублей. Даже административные здания приватизированы коммерческой структурой. Здесь, конечно же, необходимо разобраться, почему такое стало возможным.
- А как идет процесс передачи полномочий от поселения муниципальному району?
- Для более рационального использования материальных, финансовых, кадровых ресурсов подготовлены в качестве рекомендаций соглашения по разделению полномочий между муниципальными районами и поселениями. Идет процесс их подписания, но он, к сожалению, сильно затянулся. Вообще, инициативы с мест, заинтересованности включиться быстрее в самоуправление - мало. Инерция действий более всего влияет и на результат.
Упомянутые соглашения должны регулировать отношения, возникающие между поселением и муниципальным районом в части передачи полномочий по решению некоторых вопросов местного значения. В том числе по формированию, утверждению, исполнению бюджета поселения и контролю за его исполнением: за электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения. Сюда же входит контроль за организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, правилами землепользования и застройки, организацией и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.
Передача таких полномочий, уточняю, пройдет за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета поселения в бюджет муниципального района. Объем их для выполнения передаваемых полномочий будет ежегодно определяться сторонами.
- Согласитесь, реформа настолько масштабна, здесь необходимо вникать во все тонкости. На местах это понимают?
- Надеюсь, что осознают - другого ведь пути нет. В настоящее время муниципальные образования республики уже имеют полный реестр недвижимого имущества и земельных участков. Однако процесс подготовки технических паспортов на каждый объект и закрепление права собственности в регистрационных органах проходит медленно из-за отсутствия достаточных средств на эти цели.
Не завершены еще работы по подготовке сведений, необходимых для начисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков, в том числе и из-за того, что программные требования, в которые вносится информация Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РСО-А и программные требования, в которых считывается эта информация Управлением Федеральной налоговой службы, до сих пор не адаптированы друг к другу, что не дает полной картины налогооблагаемой базы муниципальных образований. Это и пример, как медленно разворачиваются ведомства к проблемам местного самоуправления.
Не до конца решен и главный вопрос - финансовая основа местного самоуправления. Он может быть решен только при условии повышения эффективности работы самих органов местного самоуправления. И на выполнение задач местного значения, закрепленных сегодня за муниципальными образованиями, имеется ресурс только двух местных налогов - на имущество физических лиц и земельного. Но доля последнего в нашей республике в условиях малоземелья и высокой плотности населения, конечно, незначительна.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость разработки программы повышения инвестиционной привлекательности поселений, в которой надо предусмотреть более активное содействие органов местного самоуправления развитию у себя на территориях малого бизнеса.
Другая проблема - как работу по "инвентаризации" собственной налоговой базы муниципальных округов воплотить в реальные доходы местных бюджетов. По действующему законодательству, на муниципальном уровне администрированием местных налогов занимаются межрайонная и федеральная налоговые службы. Поэтому необходимо эффективное взаимодействие местной власти с налоговыми органами.
И мы рассчитываем, что семинары-совещания, проведенные в районах республики, и их рекомендации станут действенным подспорьем для тех, кому предстоит реализовывать свои новые полномочия.
У местной власти теперь появляется собственный ресурс, чтобы проявить себя.
Г. ДМИТРИЕВ
gazeta.osetia.ru