В сентябре этого года Минюст России принял Административный регламент, единый для всех регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Цель разработчиков этого социально значимого документа благая - повысить качество услуг для граждан, сократить сроки оформления и выдачи регистрационных документов.
Но при этом, как выяснилось, в разы возрастает нагрузка на регистраторов, предстоят огромная разъяснительная работа, большие финансовые затраты на создание более цивилизованных условий для обслуживания населения. Видимо, поэтому на недавней пресс-конференции исполняющая обязанности руководителя УФРС по Чувашии Елена Шевлягина назвала регламент "жутким".В этом году в полном объеме регламент заработает только в Москве и Саратовской области. А с 2007-го по 2008 год - и во всех остальных регионах, в том числе и в Чувашии. Поскольку реализация новых регистрационных правил, как уже сказано, требует больших финансовых вливаний и значительного увеличения штата, регламент будет внедряться поэтапно. Отрадно, что некоторые его положения уже не один год практикуются УФРС нашей республики.Например, на обозрение граждан представлены вся необходимая информация, связанная с регистрацией прав на недвижимость, а также перечень документов, без которых не обойтись, на просвещение людей работают сайт управления, информационные стенды, электронные информкиоски в залах ожидания. Теперь информативные блоки пополнены еще и общими сведениями об организациях и органах, задействованных в сборе необходимых документов для представления на регистрацию прав. Вся указанная информация направлена для обнародования в Роснедвижимость, БТИ, администрации городов.Теперь для приема граждан по личным вопросам установлен единый день, а время приема продлено. Одно из условий регламента - оказание гражданам консультаций. И эта услуга для нас не в диковинку. А вот круглосуточный автоинформатор будет новшеством, он уже закуплен управлением. И уже с первого ноября существенно изменились графики приема заявителей. Для регистраторов теперь и суббота - рабочий день. Управление сознательно пошло на "нарушение", оставив в числе рабочих дней среду, хотя она и исключена из них новыми правилами. По словам Е. Шевлягиной - чтобы не отягчать население. Ведь суббота может быть малоэффективной для граждан, если в этот день не будут работать другие службы, напрямую связанные с госрегистрацией прав. Да и юридические лица в выходные не работают. Теперь граждане могут записаться на регистрацию прав предварительно и даже по телефону. Удобно, конечно, но лишь с одной стороны. Руководитель управления предвидит вполне реальные проблемы:- В "живой" очереди людям иной раз приходится постоять, но при этом мы всех обслуживаем именно в день приема. Очередь по записи не так эффективна, число заявителей накапливается, и люди могут месяцами ждать дня приема только для подачи документов. Это уже проверено на практике в некоторых регионах. И мы решили ввести предварительную запись только на неделю вперед. Остальные заявители, как и раньше, будут проходить через "живую" очередь.Это еще не все нововведения. Чувашия вместе с несколькими областями и Республикой Татарстан участвует в эксперименте по внедрению автоматизированной системы приема заявителей, которая позволит человеку записаться на прием без участия специалиста регслужбы. У нас эта новинка появится в январе будущего года - электронный киоск, который выдаст не только нужную информацию, но и талон на запись к специалисту. Предполагается и электронное табло, где в нужное время высветится номер талона и очереди. Так что людям незачем будет толпиться у кабинетов, сиди себе спокойно в удобном кресле и жди своего часа. Вот такую "продвинутую" услугу вскоре получат жители республики.Работники УФРС очень надеются, что вводимые информационные новшества, консультационная служба избавят их от многочисленных вопросов и проблем, которыми с ними делятся граждане при подаче документов. А это крайне важно. Потому что регламент предписывает выполнять отдельные операции по оформлению документов за... 30 секунд или отводит на это минуту. А общий максимальный срок приема документов от физических лиц не может превышать 30 минут. При приеме документов от большего числа заявителей и более чем на один объект недвижимости срок приема документов увеличивается на каждого человека на 5 минут. Для юридических лиц отводится максимум 45 минут.Для Е. Шевлягиной остается загадкой: а сами авторы этого проекта пробовали за одну минуту сличить оригинал 20-страничного документа с его копией, да еще если эти документы нотариально не заверены? И в эти же секунды выполнить на каждой странице надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверить своей подписью с указанием ФИО и проконтролировать, чтобы заявитель также на каждой странице поставил свою подпись? Так что, уважаемые граждане, раненько радоваться "бешеной" скорости оформления документации.Хотя у специалистов нет выбора, регламент надо исполнять. Поэтому они и не намерены терять столь драгоценные секунды на разговоры с клиентами. "Попробуем уложиться", - сказала Е. Шевлягина. Уже утверждены спецграфики тестирования специалистов на предмет знания и исполнения ими новых правил регистрации. Создана и специальная бригада, которая будет контролировать работу регистраторов по всей республике.По регламенту общий срок госрегистрации прав не должен превышать месячного срока со дня подачи заявления и необходимых документов. На регистрацию прав собственности на жилье (при приватизации) и договоров ипотеки отводится 15 дней.- А у нас с прошлого года ипотека регистрируется в течение 10 дней, - подчеркивает Елена Борисовна. - И мы решили не менять эту практику. В такой же срок регистрируем и договоры об участии в долевом строительстве. За исключением первого договора, документы по которому подает застройщик. На их экспертизу требуется больше времени.Непременный атрибут цивилизованного обслуживания населения - благоустроенные и стильно оформленные помещения (и внутри, и снаружи). Это жесткое требование регламента. В Чебоксарах с этим проблем нет. А вот во многих районах картина далека от совершен-ства. Сегодня комфортные условия для работы специалистов и приема граждан есть в Шумерле, Ядрине, Козловке, Моргаушах. Скоро переедут в нормальные помещения отделы регслужбы Алатыря и Мариинского Посада. Решен вопрос с размещением офисов регслужбы в поселках Вурнары и Ибреси, в селе Порецкое. В остальных районах, со слов и. о. руководителя УФРС, ситуация сложная. А в Новочебоксарске и вовсе была критической. Местный отдел регслужбы обслуживает народ в очень стесненных условиях. И никак не удавалось решить проблему расширения. В городе нет федеральных площадей, а муниципальные возможности тоже ограничены. Так что на момент пресс-конференции Е. Шевлягина была сильно обеспокоена. Кстати, Новочебоксарск выбран пилотным городом, где намереваются организовать регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним по принципу "одного окна". А базы, получается, для этого нет?Но, похоже, когда у многих ведомств болит голова по поводу одной и той же проблемы, подвижки неминуемы. На днях из УФРС сообщили, что в Новочебоксарске подыскали аж две "жилплощади" для регслужбы. По одному из вариантов она может на правах аренды поселиться на площадях фабрики "Пике". И будто бы Росрегистрация дала на это согласие. Хотя аренда "съедает" немало бюджетных денег. Но бывают ситуации, когда иного выхода нет.
Людмила Смагина
10 ноября 2006
www.smi21.ru