Интервью Николая ПАНКОВА в рубрике "АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ" N2-2007
Статс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ с сентября 2005 г., генерал армии. Родился 2 декабря 1954 г. в дер. Марьино Костромской области; прошел действительную военную службу в пограничном отряде Северо-Западного пограничного округа (1974-1976 гг.); окончил Высшую школу Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР в 1980 г., аспирантуру Высшей школы КГБ в 1989 г., кандидат юридических наук, доцент; 1980-1994 гг. - служил в Высшей школе КГБ, занимался преподавательской и научной работой; с 1994 г. - ученый секретарь Академии Министерства безопасности (с 1995 г. - Академии Федеральной службы безопасности РФ); 1997-1998 гг. - начальник Управления делами Федеральной пограничной службы России; 1998-2001 гг. - руководитель аппарата Совета безопасности РФ; с апреля 2001 г. - начальник Управления делами Министерства обороны РФ; в июле 2001 г. был назначен начальником Главного управления кадров Минобороны РФ, в июне 2002 г. - заместителем министра обороны РФ по кадрам (в дальнейшем должность получила новое наименование: начальник Главного управления кадров Министерства обороны - заместитель министра обороны РФ), кроме кадровых вопросов курировал также вопросы военного образования; октябрь 2004 г. - сентябрь 2005 г. - начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ. Академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; сопредседатель Президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами; кавалер Золотого Почетного знака "Общественное признание" (2005 г.); лауреат премии им. Г. К. Жукова - за выдающийся вклад в развитие и укрепление обороноспособности РФ (2001 г.).
- Однажды вы сказали, что достоинство нации зависит от уважения общества к человеку в военной форме. Что на ваш взгляд необходимо делать обществу и армии, чтобы обрести такое достоинство? - На современном этапе строительства Вооруженных сил Российской Федерации Министерство обороны уделяет наиглавнейшее внимание вопросам повышения престижа военной службы. В этом направлении уже сделано немало шагов. Основным направлением деятельности является решение социальных вопросов военнослужащих. Принято решение до 2008 г. увеличить денежное довольствие офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. В целом, в течение трех лет (2006-2008 гг.) размер денежного довольствия военнослужащих возрастет на 67%. Соответственно этому вырастут и размеры военных пенсий. Уже сегодня предпринимаются меры по решению жилищных вопросов военнослужащих, прежде всего, проходящих военную службу в пяти наиболее проблемных в этом плане регионах России (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Калининград). Планируется, что до 2012 г. для военнослужащих будет построено около 480 тыс. служебных квартир, из которых более половины уже построено. Кроме того, более 24 тыс. офицеров участвуют в программе накопительного жилищного кредитования.
- Удалось ли достичь определенных видимых успехов в развитии медиагруппы "Звезда"? Какие перспективные задачи стоят перед медиагруппой "Звезда" в 2007 г.? - Необходимо отметить, что в декабре 2006 г. медиа-группа "Звезда" завершила первый этап формирования своей структуры и юридическое оформление участвующих в ней предприятий. 12 декабря в установленном порядке было зарегистрировано ФГУП "Единая телерадиовещательная система (ЕТРС) Вооруженных сил Российской Федерации". В его состав входят медиа-группа "Звезда", которая состоит из национального телеканала "Звезда", радиостанции "Звезда FM", Интернет-портала, телерадиовещательной студии и рекламного агентства. На сегодняшний день охват зрительской аудитории телеканала "Звезда" составляет 41 млн человек. Вещание телепрограмм осуществляется в 563 городах и 71 регионе России. Вы можете сами оценить, насколько такие результаты можно считать значимыми. Но работа продолжается и темпы ее вполне удовлетворительны. В 2006 г. начато эфирное вещание телеканала "Звезда" в Калининграде, Кирове, Красноярске, Магадане, Магнитогорске, Новосибирске, Орле, Тольятти, Томске, Челябинске, а также в кабельных сетях Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска, Перми, Санкт?Петербурга, Севастополя и Уфы. В ноябре 2006 г. начал работу новостной блок телеканала "Звезда". Ведется работа по дальнейшему расширению вещания в регионах Российской Федерации. Так с февраля 2007 г. планируется начать вещание телеканала "Звезда" в Казани, Кемерово, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Пскове, Оренбурге и Салехарде. К тому же, уже подписан договор с одним из операторов кабельного телевидения, благодаря которому телеканал планирует за полтора года расширить свою аудиторию более чем на 3 млн человек. Что касается радиостанции "Звезда-FM"... Вещание радиостанции распространяется через два искусственных спутника земли, ее сигнал доступен на территории Евразии, а также в ГИС "Интернет". Постоянная аудитория радиостанции составляет 35 млн человек. С 2006 г. радиостанция "Звезда-FM" вещает в эфире Москвы, Астрахани, Архангельска, Липецка, Новороссийска, Рязани, Кызыла, Душанбе, Самары и Самарской области. Радиостанция "Звезда-FM" работает в круглосуточном интерактивном режиме, новостные блоки выходят в эфир каждые 30 минут. С февраля 2007 г. планируется начать вещание радиостанции "Звезда-FM" в Брянске, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иванове, а также в Ивановской, Нижегородской и Тверской областях. Министерство обороны РФ станет основным акционером ФГУП ЕТРС уже в 2007 г. А вторым этапом развития ФГУП ЕТРС станет создание сети филиалов. Планируется создание по одному филиалу в каждом военном округе и на каждом из четырех флотов. Кроме того, филиалы будут открыты в Севастополе, Ереване и Душанбе. Я очень надеюсь, что все эти планы будут выполнены, а главное - Министерство обороны будет оплачивать только принадлежащие ему активы, а на коммерческие проекты ни одной копейки тратить не будет.
- На одной из пресс-конференций вы сказали, что с 2008 г. в России не будет офицеров, проходящих военную службу по призыву, а те, кто поступит на военные кафедры в гражданских вузах не будут служить в армии. Но тогда в чем смысл существования военных кафедр? Они будут готовить офицеров запаса или все же будущих офицеров-контрактников? - Смысл существования военных кафедр заключается в их предназначении - подготовке офицеров запаса для комплектования офицерских должностей в военное время. Однако существующая с прошлого века система подготовки офицеров запаса перестала отвечать интересам безопасности страны. Военные кафедры и факультеты военного обучения существуют при 229 гражданских университетах и институтах и выпускают более 60 тыс. офицеров запаса ежегодно. К чему готовить явно избыточное количество офицеров, предназначенных на военное время? Тем более, что качество этого запаса всегда оставляло желать лучшего, а их призыв на два года был вынужденной мерой в условиях нехватки кадровых офицеров. Исходя из выше сказанного, мы планируем сократить 161 военную кафедру, куда с 15 июня 2005 г. набор студентов был прекращен. Граждане, ранее заключившие контракт об обучении на военных кафедрах, закончат свое обучение и им будет присвоено воинское звание офицеров запаса. Подготовку офицеров планируется продолжить в 68 гражданских вузах. Из них в 35 вузах останутся военные кафедры, которые будут готовить только офицеров запаса, что будет вполне достаточно для восполнения мобилизационной потребности страны. В соответствии с Федеральным законом 2006 г. N104-ФЗ призыв офицеров запаса на военную службу на 24 месяца с 1 января 2008 г. осуществляться не будет. Безусловно, при их желании, с ними может быть заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах. В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2006 г. N 96-ФЗ, на базе 33 из 68 указанных гражданских вузов будут организованы учебные военные центры (УВЦ) по подготовке офицеров для службы по контракту по ряду специальностей технического и гуманитарного профилей. Такой подготовкой мы минимизируем затраты по подготовке кадров наукоемких специальностей. Специалистов нужного войскам профиля и в нужном количестве будем заказывать этим центрам сами, при этом будем платить дополнительную стипендию и стимулировать студентов - будущих офицеров - разными другими способами. УВЦ станут новым источником комплектования Вооруженных сил офицерскими кадрами и будут готовить офицеров для службы по контракту сроком не менее трех лет после окончания гражданского вуза. В этих же вузах, при которых создаются УВЦ, кроме подготовки офицеров для службы по контракту, будет сохранена и подготовка офицеров запаса. Таким образом, военные кафедры, как и прежде, продолжат подготовку офицеров запаса. Только их станет меньше, и их выпускники не буду служить по призыву в мирное время, поскольку негоже использовать не по назначению специалистов высокого класса, на подготовку которых государством затрачены солидные средства. Это все равно, что использовать микроскоп для забивания гвоздей. Мы считаем, что гораздо больше пользы эти молодые люди принесут народному хозяйству страны.
- В этом году в войска придет первый выпуск офицеров-воспитателей. Какие надежды вы на них возлагаете? - Более пяти лет назад Министерством обороны России приняты меры по усилению гуманитарной составляющей в обучении офицеров и курсантов военных вузов, в том числе и офицеров командного состава. В 2007 г. в войска придут первые офицеры - заместители командиров рот по воспитательной работе. На них мы возлагаем особые надежды по искоренению дедовщины в армии и в целом по укреплению воинской дисциплины и улучшению морального климата в воинских коллективах. Кроме того, Министерство обороны РФ взяло курс на подготовку профессионального сержантского состава. Понятно, что это удовольствие дорогое и ляжет на федеральный бюджет в виде дополнительных расходов. Но успех от этого очевиден. Например, с 2003 г. на базе одного из армейских подразделений проходит эксперимент по назначению на сержантские должности военнослужащих-профессионалов. И, как результат, количество правонарушений в этой части снизилось на 57%! Сейчас 90% офицеров и военнослужащих Вооруженных сил России уже живут без правонарушений и проступков. И здесь несомненно важную роль играет доармейская подготовка будущих призывников. В армию должны приходить уже подготовленные люди. Высказываются предложения о создании общественных организаций по военной подготовке школьников. Но думаю, что такие меры избыточны, поскольку в ближайшее время солдат-призывников будет значительно меньше. За последние 15 лет количество юношей, подлежащих призыву, сократилось с 55% от общего количества населения до 9,7%.
- С 1 января 2007 г. срок военной службы по призыву установлен - полтора года, а с января 2008 г. - один год. С 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва на военную службу граждан, имеющих детей в возрасте до трех лет и жен со сроком беременности не менее 26 недель. Какие меры социальной поддержки для молодых семей, в которых отец находится на военной службе по призыву, будут предусмотрены? - В качестве компенсационного механизма заинтересованными центральными органами военного управления подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих (в части установления ежемесячных выплат семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, имеющих детей в возрасте до трех лет или жен со сроком беременности не менее 26 недель)" которым предусматривается определить размер выплат в следующих размерах: женам, срок беременности которых на момент призыва мужа на военную службу составлял не менее 26 недель, в период до родов и 10 недель после родов - в размере 4 000 руб.; женам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, - в размере 4 000 руб., при этом при наличии одновременно двух вышеперечисленных оснований для предоставления ежемесячной денежной выплаты производится выплата по одному из них; детям в возрасте до трех лет, - в размере 2 000 руб. на каждого ребенка. Поручение Правительства Российской Федерации о проведении согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по законопроекту имеется.
- Мы знаем, что в Министерстве обороны был подготовлен законопроект, предусматривающий материальную ответственность военнослужащих за досрочное расторжение контракта. Какова его судьба, и не отразятся ли такие меры на развитии контрактной службы? Какие главные задачи решает данный закон? - Действительно, нами разработан и 6 июля 2006 г. принят Федеральный закон N103-ФЗ, касающийся возмещения государству средств, затраченных на военную подготовку военнослужащего в случае его отчисления из образовательного учреждения или досрочного увольнения с военной службы по т.н. негативным статьям. Это - увольнение с военной службы ранее окончания срока заключенного контракта по причинам недисциплинированности, неуспеваемости, нежеланию учиться, невыполнению учебных планов, а также в связи с невыполнением условий контракта. По нашему мнению, данная правовая норма должна настроить гражданина, поступающего в военный вуз, на более ответственный подход к выбору профессии. Это, в конечном счете, будет способствовать снижению числа досрочных увольнений молодых офицеров из Вооруженных сил и, соответственно, укреплению боеспособности армии и флота. Закон вступит в силу 1 июля 2007 г.
- Для искоренения в армии дедовщины особое внимание следует уделять формированию профессионального сержантского корпуса, а также звена младших командиров. Но младшему командному составу необходимо серьезная экономическая и юридическая подготовка. Как планируется решать эти вопросы? - Для начала необходимо определиться в постановке вопроса. Когда речь идет о профессиональном сержантском корпусе, то под этим необходимо понимать сержантский состав, проходящий военную службу по контракту. Если же мы говорим о звене младших командиров, то необходимо иметь в виду весь сержантский состав, в том числе и проходящий военную службу по призыву. Таким образом, мы ведем речь о сержантском корпусе в целом. Безусловно, что отвечающему современным требованиям сержантскому корпусу необходима серьезная экономическая и юридическая подготовка. Однако для искоренения в армии дедовщины, в большей степени необходимо обучать младших командиров практике воспитания подчиненных правовыми методами, использованию дозволенных способов воздействия на правонарушителей. Сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации существует система правового обучения, включающая в себя занятия по общественно-государственной подготовке, регулярное проведение правового информирования, единых дней правовых знаний, в ходе которых принимают участие представители органов военной прокуратуры, военных судов и других правоохранительных органов. Кроме того, для выполнения мероприятий правовой работы и правового воспитания в соединениях, объединениях и воинских частях организованы правовые активы, в которые входят военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие среднее специальное или высшее образование. С представителями правового актива не реже 1-2 раз в период обучения проводятся методические сборы. Также в воинских частях штатом предусмотрена должность помощника командира по правовой работе, в должностные обязанности которого входит проведение мероприятий по повышению правовой культуры военнослужащих. Эти меры позволяют устранить многие предпосылки для неуставных взаимоотношений в воинских коллективах, что позитивно сказывается на общем состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсках.
- Долгое время вопрос продовольственного пайка был достаточно острым, в частности и для военных пенсионеров. Как сейчас решается этот вопрос, и какие меры будут приняты для улучшения материального положения военнослужащих и военных пенсионеров? - В целях реализации поручения Президента Российской Федерации по обеспечению реального повышения денежного довольствия военнослужащим в течение трех лет не менее чем в полтора раза, отмеченному в Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 24 апреля 2005 г., а также в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 г. предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2007 г. на 10%, с 1 декабря 2007 г. - на 15% и с 1 сентября 2008 г. еще на 15%. С 1 декабря 2007 г. в оклад по воинскому званию будет включена денежная компенсация взамен продовольственного пайка в сумме 608 рублей. Реализация этих мер позволит обеспечить номинальное повышение денежного довольствия военнослужащих к концу 2008 г. в 1,67 раза. Однако предусмотренные размеры и сроки индексации денежного довольствия с учетом прогнозируемых параметров роста уровня инфляции (2006 г. - 9%, 2007 г. - 6?7,5% и 2008 г. - 4,5%), роста тарифов на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги обеспечат реальное повышение денежного довольствия военнослужащих только в 1,4 раза. Поэтому для безусловного выполнения поручения Президента России, по мнению Минобороны, необходимо в дополнение к ранее запланированным повышениям денежного довольствия военнослужащих предусмотреть еще одно повышение с учетом уровня инфляции не менее чем на 10%. Предложения по урегулированию этой проблемы направлены в Правительство Российской Федерации. Имеется и соответствующее поручение Президента Российской Федерации по дополнительной проработке вопроса.
- Президентом Российской Федерации В. Путиным профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних определена как одна из важнейших государственных задач, решением которой должны заниматься все органы исполнительной власти. Скажите, какое участие Минобороны России принимает в решении этой острой социальной проблемы? - Сегодня в стране насчитывается 650 тыс. сирот, и два миллиона беспризорников, в том числе при здравствующих родителях. В труднейшие для страны годы после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов таких детей было вдвое меньше. За этими страшными цифрами не только миллионы изломанных детских судеб, но и будущее нашей страны. Одним из направлений профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в Минобороны России является их зачисление в списки воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации в качестве воспитанников. В воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. В Вооруженных силах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 г. насчитывается 242 воспитанника. Воспитанники воинских частей находятся на полном государственном обеспечении. Проживают в отдельных благоустроенных помещениях. Им выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности, установленное для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада. Обучение и воспитание в воинской части осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и в соответствии с учебным планом образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. По ходатайству командира воинской части воспитанникам предоставляется преимущественное право при поступлении в высшие военные учебные заведения. За прошедший 2006 г. более 35% воспитанников воинских частей поступили в высшие учебные заведения, как военные, так и гражданские. В Минобороны России функционирует система подготовки несовершеннолетних граждан к дальнейшему обучению в высших военных учебных заведениях профессионального образования в суворовских военных училищах. Среди воспитанников суворовских военных училищ и кадетских корпусов 6% это круглые сироты и 14% воспитывались в неполных семьях. Организовано взаимодействие Минобороны России с Русской православной церковью, другими религиозными конфессиями, казачьим движением, общественными и благотворительными организациями в интересах использования их потенциала в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Примером результативности взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с Московским патриархатом Русской православной церкви является создание в 2005 г. при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами детского дома-приюта для детей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Отдел по работе с семьями военнослужащих, родительской общественностью и молодежью Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации взял шефство над воспитанниками этого дома-приюта.
- Известно, что рядом депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации на рассмотрение внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Какие изменения ожидаются? - Целью указанного законопроекта является совершенствование правового регулирования отношений, уточнение отдельных полномочий различных органов государственной власти Российской Федерации в сфере увековечения памяти защитников Отечества и носит в основном юридико-технический характер. Принятый 14 января 1993 г. Закон Российской Федерации N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" является базовым, регулирующим правоотношения в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. С течением времени появилась необходимость его переработать и привести отдельные нормы в соответствие с действующим законодательством, нормами международного права, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законопроектом предлагается целесообразным заменить слова в названии "погибших при защите Отечества" на слова "защитников Отечества". Следует также учесть, что в Российской Федерации принято увековечивать подвиги не только погибших, но и живых героев - защитников Отечества. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества. В 2001 г. создано Федеральное военное мемориальное кладбище, которое также находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 179-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" определено, что руководство всей работой в сфере увековечения памяти защитников Отечества осуществляет Президент Российской Федерации (статья 10 Закона). Предлагается также учесть такие конкретные формы увековечения памяти защитников Отечества (статья 2 Закона), как присвоение городам почетных званий "Город воинской славы", закрепленные Федеральным законом от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы" и другие почетные наименования. Учитывая, что в Министерстве обороны РФ создан специальный батальон, который, наряду с общественными поисковыми объединениями, проводит поисковую работу на территории боевых действий в Ленинградской области, в связи, с чем изменена редакция абзаца первого статьи 8 Закона. Указанную статью предполагается дополнить также нормой о том, что передача (продажа) земли в собственность, владение, аренду для проведения строительных, земляных и иных работ в пределах бывших тыловых границ действующих фронтов, на территориях, где велись боевые действия, концентрационных лагерей не допускается без соответствующего обследования территорий на предмет отсутствия неизвестных захоронений и останков погибших (умерших) при защите Отечества. Принятие указанного проекта Федерального закона поможет улучшить ситуацию в сфере увековечения памяти защитников Отечества в нашей стране, а также в других странах, где погибли воины, окажет положительное влияние на патриотическое воспитании граждан, позволит поднять престиж и достоинство Российской Федерации на международной арене.
- Мы с вами встречаемся в начале 2007 г. Какие самые важные события, которые в дальнейшем окажут влияние на совершенствование Российской армии, вы могли бы выделить? Какие главные задачи предстоит решать в 2007 г.? - 2007 г. будет достаточно напряженным по количеству и значению спланированных мероприятий, направленных на дальнейшее военное строительство, повышение престижа и привлекательности военной службы. Среди доминирующих задач в области совершенствования системы воспитания военнослужащих можно отметить развитие взаимодействия с институтами гражданского общества, а также улучшение работы общественных институтов непосредственно в воинских коллективах. Эта работа во многом нова и требует наработки практического опыта в новых для Вооруженных сил Российской Федерации условиях. В этих целях будем продолжать развивать взаимодействие с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в регионах, общественной палатой Российской Федерации и членами Общественного совета при Министерстве обороны, другими общественными и правозащитными организациями в интересах защиты конституционных прав военнослужащих. Недавно проведено первое заседание Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, где определены организационно-технические меры, позволяющие совету приступить к плодотворной работе. В первом квартале года изучим ход создания и функционирования родительских комитетов, созданных при военных комиссариатах и воинских частях, потенциал их влияния на вопросы укрепления дисциплины. С целью улучшения использования советов (комитетов) по делам ветеранов в органах военного управления, соединениях и воинских частях, общественных ветеранских организаций для укрепления воинской дисциплины, воспитания дружбы и войскового товарищества между военнослужащими планируем в апреле 2007 г. провести первое совещание ветеранского актива Вооруженных сил. Необходимо совершенствование системы воспитательной работы в связи с продолжением последовательного перехода к комплектованию воинских должностей сержантов и солдат военнослужащими по контракту, а также сокращением продолжительности сроков военной службы по призыву. В течение года в соответствии с утвержденной Министром обороны концепцией продолжим выполнение мероприятий информационно-пропагандистского сопровождения Федеральной целевой программы перехода на контрактную службу на 2004-2007 гг. Участвуем в январе-апреле в проведении ежегодного конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва в Вооруженные силы, а также социально-патриотической акции "День призывника" в каждом субъекте Российской Федерации. В мае проводим первое Всеармейское совещание сержантов Вооруженных сил. В апреле-октябре проводим второй Всеармейский конкурс "Мировой парень" среди солдат и сержантов контрактной службы и другие мероприятия. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации важное внимание в текущем году будет уделено соединениям и воинским частям постоянной готовности, несущим боевое дежурство, выполняющим миротворческие задачи, а также дислоцированным за пределами Российской Федерации. Они в приоритетном порядке будут обеспечены культурно-досуговыми учреждениями, оснащены новыми техническими средствами воспитания, укомплектованы кадровыми специалистами органов воспитательной работы. В 2007 г. по прежнему приоритетными остаются вопросы патриотического воспитания личного состава и в целом граждан Российской Федерации. В этих целях в рамках реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг." будут проведены такие значимые мероприятия, как Всероссийский фестиваль народного творчества воинов Вооруженных сил, ветеранов войны и военной службы, членов их семей "Катюша". Итоги конкурса планируется подвести к 4 ноября. С апреля по ноябрь пройдет информационно-патриотическая программа "Мы верим в тебя, Солдат". Идет серьезная работа по созданию единой электронной базы данных о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. И конечно, важнейший вопрос - кадровое обеспечение воспитательной работы и подготовка специалистов для органов воспитательной работы. В текущем году в войска на должности заместителя командира подразделения по воспитательной работе придет первый выпуск профессиональных офицеров-воспитателей в количестве 381 человека. В настоящее время подготовка таких специалистов осуществляется в 11 вузах Министерства обороны. Всего сейчас проходят обучение 3895-человек. Осуществляется также подготовка офицеров запаса на 25-военных кафедрах гражданских вузов. Ежегодный выпуск составляет более тысячи человек.
Кстати, в этом году 40-летие образования высших военно-политических училищ, и мы планируем проведение комплекса мероприятий к этой дате. Вся деятельность органов воспитательной работы направлена в итоге на поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил, обеспечение высокой организованности и воинской дисциплины в войсках. С утверждением Общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации со второго полугодия начнется переработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы поддержания воинской дисциплины и правопорядка в войсках. Будет наращиваться взаимодействие с Главной военной прокуратурой, военной коллегией Верховного суда Российской Федерации, общественной палатой Российской Федерации, и другими общественными институтами. Совместно с Социологическим центом Вооруженных сил предстоит провести 8 социологических исследований по изучению различных аспектов морально-психологического состояния военнослужащих, мониторингу социально-экономического и правового положения семей военнослужащих, обстановки в воинских коллективах.
- Сейчас много говорят о том, что никто не хочет идти служить в армию, что скоро некому будет защищать Отечество. Ваше мнение? - Я убедился уже не раз, особенно встречаясь с представителями молодежных организаций, что не надо оговаривать нашу молодежь. Она у нас интересная и с пониманием относится, в частности, и к проблемам наших Вооруженных сил. На ваш вопрос отвечаю с уверенностью - у России и у наших Вооруженных сил будущее, несомненно, есть. И самое главное, что представители Министерства обороны сегодня могут прийти в любую аудиторию, в том числе и ту, которая негативно к нам настроена, и с честью держать ответ перед гражданским обществом. Нам есть что сказать. Есть прекрасные положительные результаты и в строительстве Вооруженных сил России, и в процессе улучшения работы с допризывной и призывной молодежью. Недавно создан Общественный совет при Министерстве обороны РФ, который, на мой взгляд, может стать той самой составляющей, которая способна консолидировать гражданское общество и армию. Если есть проблемы, то пути их решения будут найдены и реализованы в интересах процветания великой России.
Интервью подготовила Ирина Гришина при содействии Главного управления воспитательной работы ВС РФ и
Главного управления кадров МО РФ
http://voin-brat.ru/content/view/113/20/