05 марта 2007
1419

У российского кинопроката большое будущее

Интервью с Сергеем Китиным

Не секрет, что современное кинопроизводство стало высокотехнологичным и позволяет создавать картины с такими эффектами, о которых раньше и мечтать не приходилось. Поэтому и к кинотеатрам предъявляются все более высокие требования. Новые кинотеатральные сети развиваются и в России. Одна из них - это национальная сеть кинотеатров "Синема Парк". На сегодняшний день ею построено семь современных многозальных кинотеатров - мультиплексов. В их числе три девятизальных, три восьмизальных и один шестизальный, а география расположения простирается от Москвы и Санкт-Петербурга до Тюмени, Челябинска и Набережных Челнов.

На разных стадиях проектирования и строительства находится еще целый ряд мультиплексов, которые будут построены в крупнейших городах России: Нижнем Новгороде, Уфе, Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске.

О том, что такое современный многозальный кинотеатр, а также о сегодняшнем дне и перспективах кинопроката редактор журнала Михаил Житомирский побеседовал с генеральным директором "Синема Парка" Сергеем Вячеславовичем Китиным.

Михаил Житомирский: Сергей Вячеславович, расскажите немного о том, что представляет собой национальная сеть кинотеатров "Синема Парк".

Сергей Китин: Мне приятно отметить, что в апреле нынешнего года мы отмечали свое четырехлетие. Основным нашим учредителем является компания "Проф-Медиа", входящая в структуру "Интеррос", и студия "ТРИТЭ". Целью создания было занятие кинопрокатным бизнесом и, возможно, распространением кинематографического контента. В соответствии с планом развития сначала нам пришлось изучить международный опыт строительства мультиплексов, то есть многозальных кинотеатров. Изначально рассматривались только самые современные, высокотехнологичные кинотеатры. В результате было решено на первом этапе построить 12 мультиплексов в разных городах страны. В основном это города-миллионники. Мы разработали концепцию, в соответствии с которой эти кинотеатры - 100 экранов - должны были быть построены в рамках бюджета примерно в 120 млн долларов США. Такой была сумма инвестиций. Параллельно была разработана и концепция самой компании "Синема Парк" и она доказала свою состоятельность. На сегодня у нас есть семь мультиплексов, то есть порядка 60 экранов. В этом году мы завершим первый этап развития - закончим строительство всех 12 мультиплексов, то есть введем в эксплуатацию еще пять кинотеатров.

Все наши действующие кинотеатры по результатам оценки показа блокбастеров (наиболее популярных картин) входят в дюжину лучших мультиплексов России. То есть мы очень удачно работаем. Ведь и наши московские кинотеатры, которые меньше по размерам многих других кинотеатров просто в силу того, что в Москве очень трудно найти место для строительства большого мультиплекса, показывают очень высокую доходность. Даже новый кинотеатр, введенный всего год назад в Тюмени, в новогодние каникулы показал лучшие результаты среди всех региональных мультиплексов и вошел в прямую конкуренцию с крупными мультиплексами Москвы. А ведь в столице цена билета примерно на 30% выше, чем в регионах.

Что касается хронологии событий, то вначале мы построили два кинотеатра в Москве, затем в Петербурге, а поскольку в регионах возможностей по части выбора площадки и условий строительства больше, то все наши региональные кинотеатры крупнее столичных, а по ассортименту предоставляемых услуг даже превосходят те, что построены в Москве и Питере. Кроме того, мы учли мировой опыт в этой сфере. И использовали его при строительстве кинотеатров в Челябинске и Набережных Челнах.

Теперь снова о концепции. Основная идея - строить самое лучшее и самое качественное. Это касается не только изображения и звука, но и сопутствующих услуг. Изначально предполагалось, что это будут мультиплексы от восьми залов и выше. В основном мы стараемся обеспечить количество мест в диапазоне 1500...2500. Поэтому очень важен маркетинг, чтобы оценить потенциал того или иного города в плане доходов от строительства там кинотеатра.

Мы работаем с итальянским дизайнером Джулио Барателли, используем проекционное оборудование Cinemeccanica (также итальянское). Кресла мы тоже заказываем на Аппенинском полуострове у фирмы Lino Sonego. Кстати, модель кресел разработана по нашему заказу, но оказалась настолько удачной, что вошла в каталог фирмы под названием Cinema Park. Все это позволило обеспечить максимальный комфорт зрителям. Кроме этого, мы строим залы с очень высоким уклоном пола, поэтому сидящие впереди не мешают зрителям расположенного сзади ряда вне зависимости от роста. Расстояние между рядами также достаточно большое и не создает тесноты. Кстати, несмотря на высокое качество услуг, нам удается сохранять демократичные цены на билеты. Если говорить о Москве, то у нас цены средние по городу, за счет чего обеспечивается хорошая посещаемость кинотеатров, а значит - экономическая эффективность.

В феврале нынешнего года учредителями "Синема Парк" был утвержден план второго этапа развития сети, в соответствии с которым будут строиться еще 12 мультиплексов (около 100 экранов) в период 2008...2010 годов. Иными словами, темпы развития таковы, что мы ежегодно удваиваем количество своих кинотеатров. В первый год был построен один мультиплекс, на следующий год их стало три, потом уже шесть и концу 2007 года будет 12.

Естественно, такая динамика требует определенной организационной структуры. У нас есть большое подразделение, занимающееся развитием, работой с регионами, поиском площадок для строительства, проведением маркетинговых исследований и т.д. Кроме того, мы первые в России задумались о цифровом кинопрокате. Сначала мы установили цифровые звукоусилительные системы - Dolby Digital & Surround EX, оставив проекцию с 35-мм пленки. Следующим этапом в декабре 2006 года мы открыли полностью цифровой кинозал в Гранд Каньоне (Санкт-Петербург) и при этом установили кинопроектор Cinemeccanica, позволяющий показывать как 2D-, так и 3D-изображение. Вы знаете, что до недавнего времени трехмерное кино было прерогативой IMAX, но после установки нашего оборудования эта монополия начинает разрушаться. Мы даже решили пойти дальше и применить не пассивные очки, как в IMAX, а активные. Пассивные очки - это два поляризационных фильтра для левого и правого глаза. Активные очки предполагают отсутствие поляризации и наличие штор, открывающихся и закрывающихся с определенной частотой, синхронизированной с кинопроектором. То есть в зависимости от того, для какого глаза передается изображение, открывается одна или другая шторка. Это происходит с высокой частотой, а совмещение изображений происходит в мозгу зрителя, благодаря чему появляется стереоэффект. А поскольку цифровое оборудование является очень точным, удалось избежать свойственных пассивным очкам дефектов, например расплывчатости картинки. Кроме того, если используются пассивные очки, то достижение стереоэффекта очень зависит от положения зрителя. Стоит ему повернуть или наклонить голову, и трехмерное изображение может быть потеряно, вследствие чего зрители, смотревшие картину через пассивные очки, порой говорят об утомляемости, возникающей в процессе просмотра.

С активными очками это исключено. Можно вести себя совершенно естественно, поворачивать или наклонять голову как хочется - стереоэффект не теряется.

Так что открытие цифрового зала в Питере стало толчком для развития с точки зрения распространения цифрового кино в России. Мы проторили эту дорожку, показав фильм "Ночь в музее" уже в цифровом формате и получив хорошие результаты. Следующим нашим цифровым кинотеатром стал мультиплекс на Калужской (Москва) - мы оборудовали там соответствующий зал. А 28 апреля мы открыли в Москве еще один кинотеатр - "Синема Парк" на Южной, где тоже построили зал цифрового кинопоказа. Таким образом, мы за очень короткий срок установили три цифровых проектора, а до конца года собираемся установить еще два проектора в наших новых кинотеатрах. Как следствие - дистрибьюторы кинофильмов серьезно задумались о поставке в Россию именно цифровых кинокопий, а не пленочных. В результате создана схема ввоза их в Россию, предусматривающая перемещение файлов через таможню и другие соответствующие процедуры. Словом, эра цифрового кинопроката в нашей стране началась, несмотря на все связанные с этим проблемы, в том числе и пиратство.

Надо сказать, что мы приложили много усилий для решения данных проблем. К примеру, наши залы оборудованы системами наблюдения, контроля числа зрителей. Мы открытая компания. У нас есть система, при помощи которой можно четко отследить не только количество билетов, проданных на тот или иной фильм в конкретном зале конкретного кинотеатра, но и число зрителей, реально просмотревших этот фильм. Эту информацию можно получить через Интернет в режиме реального времени. То есть, находясь в Москве, в своем кабинете, я могу прямо сейчас увидеть, сколько касс работает в нашем мультиплексе в Тюмени, сколько билетов продано на каждый из демонстрируемых там фильмов и сколько зрителей находится в каждом кинозале. Такой учет зрителей важен в первую очередь для поставщиков картин и их дистрибьюторов в России. Благодаря этому подходу мы заручились их доверием. А это особенно важно для перехода на цифровое кино.

Тенденция в этой области четко была видна на прошедшей недавно в Лас-Вегасе выставке ShoWest, на которой основные кинопроизводящие компании заявили, что уже запущено не менее восьми крупных проектов по созданию цифровых 3D-фильмов. Это мегапроекты с очень большим бюджетом, что говорит о перспективах для такого вида кино. Немалую роль сыграли и системы защиты цифрового контента. Поэтому цифровое кинопроизводство и кинопрокат бурно развиваются во всем мире, в том числе и в России.

М. Ж.: Те, кто помнят советские времена, не забыли, что тогда основными были большие однозальные кинотеатры. Почему Ваша стратегия заключается в строительстве мультиплексов?

С. К.: Это лучше по нескольким причинам. Прежде всего, мультиплексы позволяют привлечь молодежную аудиторию - до 25 лет. Это очень мобильные люди, желающие получать доступ к самым свежим фильмам. Они чутко реагируют на анонсы фильмов и идут в кино. Но есть и другое кино - артхаузное, комедии, драмы и т.д. Мультиплекс предоставляет возможность демонстрировать сразу несколько картин. В наших кинотеатрах может идти до 14 картин ежедневно. А это значит, что можно сформировать репертуар практически на любой вкус, охватить все возрастные категории и вкусовые предпочтения. А предоставить широкий выбор, это значит сделать кинопрокат прибыльным. Кроме того, в однозальном кинотеатре высок риск пропустить желаемый сеанс, а ждать следующего - долго. Ротация фильмов в мультиплексе, во-первых, резко уменьшает сам риск пропустить сеанс, потому что блокбастер может демонстрироваться сразу на нескольких экранах, а во-вторых, значительно укорачивает время ожидания.

М. Ж.: На Ваш взгляд, что должен представлять собой современный мультиплекс?

С. К.: По моему мнению, прежде всего, должен предлагать широкий ассортимент фильмов. Это его основное назначение. Чтобы человек, практически не заботясь о расписании, мог прийти и посмотреть выбранный фильм. А значит, в кинотеатре должно быть удобное фойе, где можно не только купить билеты, но и отдохнуть, расслабиться, пообщаться друг с другом. Поэтому фойе необходимо делить на зоны: продажи билетов, отдыха, игровые для молодежи и детей и т.д. Причем шумные зоны надо отделить от тихих, уютных. В таких зонах, где люди спокойно ждут сеанса, очень хорошо воспринимаются анонсы ожидаемых к прокату картин, а также целевая реклама. Поэтому там имеются системы отображения подобного контента.

Изначально мы поставили себе задачу получить своеобразный знак качества от мирового кинематографического сообщества. Поэтому, в частности, был привлечен Всемирный банк, который нас кредитует. Правда, его доля в инвестициях невысока, но зато мы получили возможность изучить мировой опыт - поработать с опытными международными консультантами, посетить различные кинотеатры Европы и Америки, пообщаться с менеджерами. На основе этого анализа мы получили объемную информацию. Выяснилось, что в разных странах подходы к строительству кинотеатров различаются. В одних считается, что зона баров и кафе должна быть лишь преддверием зала, а потому там должно располагаться что-то типа Fast Food. В других же странах полагают, что эта зона - место отдыха и общения, а потому ее нужно заполнить полноценными кафе и мини-ресторанами. Это отражает менталитет каждой страны.

У нас же принято, что должна быть так называемая мягкая зона и зона, где более шумно и людно. К последним относятся игровые зона, отделенные от основного фойе стеклянной перегородкой. Таким образом, играющие дети остаются на виду у взрослых, но не мешают им отдыхать. То же касается и зоны игровых автоматов. То есть активная публика не мешает размеренному отдыху более спокойных людей.

Есть также разные подходы к ассортименту кафе и баров. Считается, что там обязательно должны присутствовать блюда быстрого ассортимента: попкорн, напитки и т.д. Но следует предоставить людям и возможность посидеть за чашечкой хорошего кофе. То есть, должно быть место для общения.

Вообще, кинотеатр - сложное с технической точки зрения сооружение, причем это касается не только самих залов и проекционных аппаратных. Фойе наших мультиплексов насыщены плазменными панелями, объединенными в сеть на основе серверов, причем отображаемые на них материалы зависят от зоны, где панель расположена. Например, в барах мы показываем рекламу продуктов и напитков. В зоне отдыха демонстрируются анонсы фильмов.

А возле касс на экранах видна информация о репертуаре, расписании, наличии билетов и т.д.

М. Ж.: А есть какие-то общепринятые правила по маркетингу? То есть, сколько экранов требуется на определенное количество жителей города, чтобы удовлетворить спрос и сделать прокат выгодным?

С. К.: Есть общая статистика и определенные параметры в этой области. Но есть и специфика России. Дело в том, что сейчас идет второе рождение кино в нашей стране. Если в СССР посещаемость кинотеатров была очень высокая, то потом имел место практически десятилетний спад. Сейчас кино снова на подъеме. Но по объективным причинам, особенно в не очень экономически благополучных регионах, посещаемость кино низкая. Это не удивительно, поскольку когда не хватает денег на самое необходимое, то в первую очередь люди отказываются от развлечений.

Но на сегодня имеет место подъем, начавшийся в конце 1999 - начале 2000 года, хотя мы еще не догнали Европу по числу походов в кино. К тому же в регионах статистика очень разная. Если крупные города - Москва, Санкт-Петербург, Казань и ряд других - насыщены экранами, то в региональных городах с населением около 1 млн человек кинотеатров явно недостаточно.

Считается, что один экран на 100 тыс. человек - это очень мало.

М. Ж.: А сколько в среднем нужно экранов на такую аудиторию?

С.К.: Мы считаем, что порядка трех. Но надо учитывать и покупательную способность, которая в разных регионах разная. Вот в Тюмени наш мультиплекс оказался настолько востребованным, что уже с третьего месяца работы вышел на плановые экономические показатели.

А там, где покупательная способность ниже, на "раскрутку" кинотеатра требуется значительно больше времени. Нужно привить людям привычку снова ходить в кино, потому что в ряде городов в течение длительного времени просто не было такой возможности. То есть стоит проблема сформировать заново культуру проведения досуга в кинотеатре. Тем более что современный кинотеатр окружен довольно обширной инфраструктурой, направленной на создание комфорта для зрителей.

М. Ж.: А такая разница в покупательной способности - это специфика только России? Или в развитых странах мира ситуация аналогичная?

С. К.: Безусловно, везде есть разница, но там она если и выражена, то не явно. А у нас рынок очень чувствителен к стоимости билетов. Для многих региональных зрителей московская цена на билеты оказывается просто непосильной, особенно если речь идет о семейном походе в кино. По заключению Всемирного банка, только четыре региона России названы благополучными, сопоставимыми по уровню жизни с такими странами, как Чехия и Венгрия. Еще 11 регионов названы средними, и есть большое число регионов, сравнимых с бедными странами Африки, такими как, к примеру Нигерия. Такого разрыва нет ни в одной другой стране мира. Естественно, это накладывает свой отпечаток на кинорынок.

Есть даже случаи, вызывающие недоумение. К примеру, существуют развлекательно-торговые комплексы в региональных городах, в которых разработчики убрали лестницы и оставили только эскалаторы. И значительная часть посетителей просто перестала подниматься на второй и последующие этажи, потому что испытывали подспудный страх из-за отсутствия лестниц. И пришлось открывать эвакуационные проходы с лестницами, чтобы нормализовать ситуацию.

То есть людей надо приучать к кинотеатрам нового уровня. Наш приход в Тюмень, несмотря на то что там уже был шестизальный мультиплекс, позволил многократно увеличить выручку от кинопроката.

М. Ж.: На Ваш взгляд, кто должен развивать кинопрокат в неблагополучных с экономической точки зрения регионах, чтобы обеспечить всем гражданам России более или менее равный доступ к шедеврам мирового кино?

С. К.: Это намек на участие государства? Я, как менеджер с большим стажем и опытом, хочу сказать, что у государства есть куда более важные задачи: развитие промышленности, оборона, образование, социальное обеспечение и т.д. Поэтому излишне говорить о том, чтобы инвестировать в кино в регионах государственные деньги, это неэффективно. Кроме того, это снова станет почвой для злоупотреблений. Поэтому я считаю так - да, кинопрокат развивается. Коммерческие сети пришли уже в города с полумиллионным населением. Причем это происходит достаточно активно и с большим количеством сетевых операторов. Постепенно современное кино будет приходить в города все меньшего и меньшего масштаба. Это естественный процесс. Сегодня каждый сетевой кинопрокатчик разрабатывает для себя стратегию: в каких городах развивать свою сеть. Бороться ли за миллионники, где высока стоимость аренды земли, или рискнуть и построить кинотеатр в менее крупном городе. Но и тут есть ограничения. Нельзя, к примеру, в стотысячном городе строить шестизальный мультиплекс. Поэтому нужна очень продуманная политика.

Сейчас уже есть реальная конкуренция в городах с населением до полумиллиона человек. Думаю, завтра этот уровень снизится. Но участие государства, я боюсь, приведен только к злоупотреблениям, нецелевому расходованию средств и т.д. В случае частного бизнеса это исключено.

М. Ж.: Я не говорю о прямом инвестировании. Но может быть, государство способно применить другие рычаги стимулирования развития кинопроката в малых городах и населенных пунктах? Например, льготы тем, кто развивает сеть в таких городах.

С. К.: Но ведь такие кинотеатры есть. Да, они менее совершенны и показывают большинство картин так называемым вторым экраном. То есть копии доходят до них позже. Но это решаемая проблема. Если в таких городах найдутся бизнесмены, способные создать прозрачную систему кинопоказа с честной отчетностью, то дистрибьюторы начнут поставлять новейшие фильмы и туда. То есть нужно движение навстречу друг другу.

Мой опыт говорит о том, что свято место пусто не бывает. И если в том или ином населенном пункте есть не только потребность в кино, но и возникают экономические предпосылки для проката, то туда обязательно придут сетевые операторы кинопроката. Да кино и сейчас там есть. Конечно, сразу 14 фильмов там не демонстрируют, но, возможно, это и не будет востребовано в таком количестве.

М. Ж.: А как у нас обстоят дела с репертуаром? Как быстро лучшие образцы мирового кино попадают в Россию? И какова доля отечественного кино? Способны российские кинематографисты тоже привлечь аудиторию в кино?

С. К.: Во многих странах есть своя культура кино. Это такие страны, как США, Россия, Великобритания, Индия и ряд других. Так что не везде главенствует Голливуд. Наш опыт показывает, что зритель с удовольствием ходит на отечественные фильмы и любит их. До 25% сборов - это российские фильмы. Эта цифра имеет тенденцию к увеличению, поскольку растет число наших картин, сделанных интересно и качественно. Перелом начался с таких фильмов, как "Ночной дозор", "Волкодав", "Жара", "Питер FM", "9-я рота". Фильмы разноплановые, но неизменно успешные в прокате. Я уверен, что у российского кино есть хорошее кинопрокатное будущее. Более того, посещаемость хорошего отечественного фильма выше, чем среднего голливудского.

Зарубежные фильмы тоже все быстрее и быстрее доходят до российского зрителя, и все чаще премьерный показ в США и у нас проходит одновременно, а из-за разницы во времени порой и раньше.

И очень хорошо, что государство начало активную борьбу с пиратством. Мы это всячески поддерживаем. То, что было раньше в этой сфере, иначе как беспределом назвать нельзя. Я уверен, что у государства есть рычаги для эффективной борьбы с пиратством. И искоренить пиратство просто необходимо. Во всяком случае, в массовом масштабе.

М. Ж.: Если представить, что пиратство искоренили, насколько возросла бы посещаемость кинотеатров?

С. К.: Не думаю, что значительно. Процентов на 5..10. Но дело ведь не в этом. Прежде всего, кинотеатр - это совсем другой вариант просмотра. Разве можно сравнить телевизор или даже высококачественный домашний кинотеатр с большим экраном?

А DVD приобретается для того, чтобы иметь возможность еще раз посмотреть фильм, который уже видел на большом экране.

Пиратство наносит ущерб в первую очередь имиджу России. Ведь это же воровство. И, конечно, потери несут создатели кино и его дистрибьюторы.

Кстати, о позитивном векторе развития отечественного кинорынка говорит открытие российского представительства компании Уолта Диснея. Мы с ней ведем переговоры о развитии рынка сувенирной продукции, связанной с кино.

М. Ж.: Хочется вернуться к технической стороне вопроса. На Ваш взгляд, как скоро цифровой кинематограф станет доминирующим в сфере распространения фильмов, если такое вообще ожидается?

С. К.: Мне кажется, что именно в этом направлении движется вся кинопрокатная мысль. На сегодня качество цифрового изображения стало очень высоким. Это, а также другие факторы - правильное использование техники и технологий, реализация эффектов, в том числе и трехмерных - окажет гораздо более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Стало быть, за этими технологиями будущее. Это просто более зрелищно, а значит - интересно.

Другой вопрос: как кинотеатры будут переходить на цифровой кинопоказ? Безусловно, это эволюционный процесс. Цифровой проектор дороже пленочного. Поэтому переоснащение будет проходить постепенно.

Мы уже продемонстрировали несколько цифровых фильмов и уже получаем предложения на прокат цифровых фильмокопий даже от российских производителей. То есть появляется конкуренция с голливудской продукций и в сфере цифрового кино.

Сейчас мы ставим в одной аппаратной и цифровой, и пленочный проектор. Потому что пока наблюдается недостаток цифровых фильмокопий. Но ситуация постепенно меняется. Нам уже не хватает одного цифрового зала на мультиплекс. Поэтому до конца года мы планируем установить еще пять цифровых проекторов.

Параллельно идет отработка схемы доставки цифровых копий. На сегодня это делается на жестком диске, что не очень удобно. Цифровая копия передается вместе с лицензионным ключом, определяющим временные рамки показа, количество демонстраций и другие параметры, напрямую связанные с правовыми и финансовыми аспектами кинопроката. В частности, в ключе заложен точный серийный номер проектора, и ни на каком другом проекционном устройства файл воспроизвести нельзя. Все эти меры тоже направлены на борьбу с пиратством.

Ну а мы накапливаем опыт, который позволит более эффективно оснащать цифровым оборудованием новые мультиплексы, которые будут строиться в будущем.

М. Ж.: На какой стадии строительства кинотеатра компания подключается к работе?

С. К.: Фактически, на стадии выбора строительной площадки. К примеру, если наш кинотеатр располагается в торгово-развлекательном комплексе, то участие компании жизненно необходимо с самого начала, чтобы правильно спроектировать не только залы, фойе и технологические помещения, но и все, что связано с безопасностью: эвакуационные проходы и лестницы, пролеты, и прочая, и прочая, и прочая. Важны все аспекты, вплоть до архитектурных деталей и дизайна интерьера всего комплекса.

Именно поэтому мы избегаем реконструкции старых кинотеатров, поскольку их практически невозможно адаптировать к современным требованиям безопасности.

Но благодаря комплексному подходу нам удается строить современные, высокотехнологичные мультиплексы. И я уверен, что количество удобных и технически совершенных кинотеатров в России будет неуклонно расти.

http://rus.625-net.ru/cinema/2007/03/kinoprokat.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован