В стране завершилась борьба с организованной преступностью
Указом президента Дмитрия Медведева подразделения по борьбе с организованной преступностью (УБОП) в системе МВД упразднены, их задачи перераспределены между уголовным розыском, подразделениями по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Ликвидация УБОП дает основания говорить о том, что изначально поставленная перед ними задача была выполнена. О том, что происходило за 18 лет в истории крупнейших УБОП Урала и Прикамья, - в материале "УралПолит.Ru".
С сентября 2008 года целое милицейское подразделение, призванное противостоять организованной преступности, фактически исчезло. 10 сентября милиционеры федеральных, окружных и региональных управлений по борьбе с организованной преступностью обнаружили, что уже несколько дней как их подразделение не существует.
Речь идет об Указе Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ", официально опубликованном 10 сентября. Согласно этому нормативному акту, вступившему в силу 6 сентября, решено на основе УБОП создать подразделения по противодействию экстремизму. В соответствии с указом на них возложены две основные функции: собственно борьба с экстремизмом, а также "обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите". Борьба с общеуголовной организованной преступностью теперь возлагается на уголовный розыск, а борьба с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности - на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.
Все это было сделано, как отмечено в указе, "в целях совершенствования руководства деятельностью МВД РФ и органов внутренних дел РФ по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом, усиления гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)".
Как сообщил в беседе с корреспондентом "УралПолит.Ru" сегодня, 11 ноября, теперь уже экс-начальник УБОП ГУВД Пермского края Павел Фадеев, две трети личного состава Управления по борьбе с оргпреступностью перейдет на службу в уголовный розыск. Соответственно, одна треть будет работать в двух вновь созданных центрах - по борьбе с экстремизмом и "обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите".
По его словам, проблема "синей" преступности актуальна для региона. "А куда ж они делись, "синие"?" - заметил полковник. И добавил: "Но что совершенно точно, проблема воров в законе для региона не характерна. Все воры у нас сидят".
По словам Павла Фадеева, огромный массив оперативной информации, накопленный в УБОП, теперь, скорее всего, будет передан в информационный центр и центр оперативно-разыскной информации ГУВД края.
В начале 90-х задача противодействия организованной преступности и коррупции, поставленная на самом высоком государственном уровне, была для МВД, в сущности, новой. "Шестые отделы", затем управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, оперативно-разыскные бюро получили не только самые лучшие оперативные кадры, но и большие полномочия, лучшее оснащение, силовое подкрепление в виде специальных отрядов быстрого реагирования (СОБР), и, естественно, все операции, реализуемые УБОП, имели огромный общественный резонанс. Достаточно вспомнить в середине 90-х операции в ресторанах, где собирались воры в законе, лидеры и авторитеты уголовно-преступной среды. Широкомасштабные "зачистки" тогда проходили по всей стране.
История УБОП - это история оперативного учета авторитетных бизнесменов, воров в законе, авторитетов-уголовников. С началом 90-х, периода "дикой приватизации" в стране, в регионах определились свои лидеры.
Курганская область прославилась тем, что "подарила" стране Александра Солоника по кличке Саша Македонский. Дерзкая и жестокая банда, действовавшая с его участием в Кургане, а вскоре переместившаяся в Москву, смогла потеснить московские криминальные группировки.
Александр Солоник - российский киллер "номер один", на счету которого десятки убийств, в том числе убийства уголовных "авторитетов", бежавший из тюрем три раза, - в 1997 году был убит в Греции. Между тем, по одной из версий, убийство Солоника - лишь инсценировка, киллер жив до сих пор. Александр Солоник стал легендарной фигурой, о нем писали книги, снимали документальные фильмы, а число убийств, которые приписывали этому человеку, увеличивалось с каждым днем.
В Курганской области в течение 10 лет, начиная с момента основания, УБОП возглавлял полковник милиции Владимир Шахов. В 90-е в Кургане о деятельности "шестого отдела" слагали легенды и, что вполне объяснимо, его боялись. Говоря о выполняемых задачах и негативной реакции коллег из уголовного розыска, полковник Владимир Шахов говорил: "Если у кого-то украли бычка или козу, то УБОП не станет заниматься раскрытием такого преступления, потому что оно общеуголовной направленности. У нас более серьезные задачи".
"Всем известный Саша Македонский... Мы их встречаем, провожаем... иногда привозят гробы..." - говорил тогда Владимир Шахов.
Усиление линии борьбы с оргпреступностью в один прекрасный момент привело к тому, что в УБОП не только сосредоточились лучшие оперативные кадры, но и сами эти подразделения получили независимый статус - "УБОП при ГУВД". Приставка "при" для многих стала раздражающим фактором и камнем преткновения между начальниками УБОП и областными УВД. Например, в Кургане того периода сложились напряженные отношения между Владимиром Шаховым и начальником УВД Курганской области Юрием Сковординым.
Более того, сосредоточение в подразделениях УБОП профессиональных милицейских кадров делало его мощным инструментом борьбы и опоры региональных лидеров. Известно, что УБОП по главе с Владимиром Шаховым пользовалось поддержкой губернатора Курганской области Олега Богомолова. При этом у полковника была поддержка и существовало взаимопонимание и с мэром Анатолием Ельчаниновым, антиподом Богомолова.
УБОП при УВД Пермской области во главе с Борисом Сорокиным поддерживал тогда мэр Перми Юрий Трутнев. Впоследствии Борис Сорокин возглавил отдел контроля губернатора Юрия Трутнева, осуществлявшего, в частности, функции противодействия проникновения на госслужбу граждан с криминальным прошлым.
Вот что говорил об организованной преступности Пермской области в 1996 году Борис Сорокин: "Криминальный мир имеет свою иерархию. Во главе стоят так называемые воры в законе, рангом ниже - лидеры-авторитеты преступной среды, и на самом низшем уровне - рядовые "шестерки". Последние-то как раз и попадают за решетку, а отловить "акул" очень сложно по ряду причин. Во-первых, представители высших криминальных кругов по мелочам стараются конфликтов с законом не иметь. Ведут себя солидно. Во-вторых, они отмыли преступно нажитый капитал и играют отнюдь не последнюю скрипку в экономике области. Могу совершенно определенно сказать, что они контролируют практически каждое второе коммерческое предприятие. Оргпреступность давно проникла в топливно-промышленный комплекс и энергетику Прикамья. Криминалитет контролирует такие важные предприятия, как "Пермэнерго", "Камтэкс", "Камкабель". Криминальные элементы не заботятся и не будут заботиться ни о расширении производства, ни о внедрении передовых технологий, ни о социальной защищенности простых рабочих и служащих. Их задача - выжать предприятие как лимон, перекачать средства в уголовно-преступную среду, пока это возможно. А метод внедрения в деятельность некоторых предприятий (не буду называть каких) простой. С началом приватизации часть акций была передана рабочим. Со временем эти акции обесценились, и никаких дивидендов по ним не выплачивалось. Поскольку в это же время рабочих держали на голодном пайке, не выплачивая им по разным причинам зарплату, рядовые акционеры за бесценок продавали свои акции. Появлялись молодчики, нанятые криминальной элитой, и скупали ценные бумаги. Простой люд остался на бобах, зато ухватистые одиночки завладели крупными пакетами акций, стали членами советов директоров и получили возможность управлять производством".
Между тем "глухое противостояние" с генералами внутри ведомства обострялось. Впрочем, оно, по понятным причинам, носило скрытый для глаз общественности характер. Тут, как говорится, каждый делал свое дело. Главное недовольство со стороны коллег из уголовного розыска, на которых свалился в тот период весь вал общеуголовной преступности, естественным образом заключалось в низких показателях, который выдавало УБОП. Но у него была другая задача. На тот период начальник УБОП при ГУВД по Пермской области полковник милиции Александр Марканов говорил так по этому поводу: "Если в регионе спокойно, нет разборок со стрельбой - это тоже одна из наших заслуг. Поскольку немалая часть деятельности спецслужб скрыта от глаз общественности".
В Пермской области в Управлении по борьбе с организованной преступностью также работали лучшие милицейские кадры. Достаточно вспомнить, что у истоков подразделения стоял талантливый сыщик и управленец Валентин Герцен, впоследствии возглавивший ГУВД Пермской области. Затем начальниками УБОП также были лучшие из лучших - Борис Сорокин, Александр Марканов (ныне заместитель начальника криминальной милиции ГУВД), Павел Фадеев (теперь начальник УВД Перми).
К концу 90-х практически во многих регионах России криминальные авторитеты и воры в законе были нивелированы.
Курганский Александр Солоник был убит в Греции в 1997 году. В Перми ликвидация лидеров ОПС произошла также молниеносно и практически завершилась к началу нового века. В лето 2000 года в Пермской области из-за передела сфер влияния в криминальной среде были убиты 4 лидера УПС, среди которых "коронованный" Николай Зыков (Якут). Вот список убитых:
1. Тарычев Василий Тихонович 1959 г. р., кличка Тарыч. Убит из огнестрельного оружия (пистолет "ТТ") 7 октября 1995 года, около 22.40, в Перми, на ул. Мира. Убийство не раскрыто.
2. Назаров Рустам Саидохмадович 1968 г. р., кличка Крест. Пропал без вести в апреле 1997 года. Убийство раскрыто, тело найдено.
3. Кудинов Александр Григорьевич 1951 г. р., кличка Кудин. Убит из автоматического оружия (АКС - 5,45 мм) 17 февраля 1998 года, в 13.00, в Перми, на ул. Пушкарской. Убийство не раскрыто.
4. Зыков Николай Степанович 1953 г. р., кличка Якутенок. Убит вместе с двумя своими телохранителями 19 июня 1998 года, около 21.45, в Перми, в клубе "Болид", тремя неизвестными, вооруженными автоматами Калашникова.
Тело Креста обнаружено 20 июня 2000 года в Васильевском логу, рядом с трассой Пермь - Ляды. Неподалеку от места захоронения следственная группа нашла ковер, в котором тело и транспортировали. Само же убийство было совершено в частном доме на Южном четырьмя молодыми людьми, которым покойник, судя по всему, доверял, поскольку отправился на свою последнюю встречу без охраны. После убийства киллеры скрылись в Москве, где и были задержаны пермскими операми. В их квартире были найдены наркотики, автоматическое оружие, бронежилеты и гранаты.
На своей пресс-конференции в УБОП летом 2000 года руководители сообщили, что теперь в регионе воров в законе нет. И хотя на тот момент начальник УБОП Александр Марканов заявлял, что "нам известно, кто убил Якутенка", убийства вора в законе Зыкова до сих пор считается официально не раскрытым.
К началу 2000 года в стране произошли большие перемены и, естественно, общество значительно отличалось от того, каким оно было в начале 90-х, когда ставилась сама задача борьбы с оргпреступностью. С одной стороны, влияние лидеров УПС старых воровских традиций было минимизировано (многие из них были просто убиты в ходе борьбы между группировками). А с другой - все настойчивее стали звучать настроения о необходимости реорганизации УБОП и наделения их функцией борьбы с общеуголовной преступностью. Именно в это время стали возникать слухи об упразднении УБОП. Однако до их реальной ликвидации было отмерено еще 8 лет.
А за эти 8 лет подразделения, продолжая заниматься оперативно-разыскной деятельностью, освобожденные от работы по раскрытию преступлений общеуголовной направленности, по сути, превратились в "накопителей" оперативной информации, которая в обновленном обществе уже не могла быть реализована по объективным причинам (многие субъекты оперучетов легализовались, став бизнесменами). Более того, что сыграло отнюдь не в пользу элитного милицейского подразделения, внутри него самого стали происходить негативные процессы. За последнее время бывшие сотрудники УБОП по Пермскому краю стали участниками крупных коррупционных скандалов.
11 Ноября 2008
УралПолит.Ru