Одной из главных тем саммита "Большой восьмерки " стало развитие образования и науки в современном мире. Между прочим, это одна из немногих тем, при подготовке к которой удалось избежать дискуссий. Еще до встречи лидеров в Петербурге министры науки и образования стран-участниц приняли совместный меморандум, согласившись с тем, что в этой сфере у всех общие проблемы.
В основном их три, и прежде всего это соответствие конституционных требований в различных странах к профессиональному образованию, важная роль образования как инструмента для адаптации, для создания более комфортных условий жизни для мигрантов.
Но самая важная проблема заключается в том, что образование должно быть "для всех", причем с упором на повышение его качества, а не только ликвидацию неграмотности.
О том, что российское образование потеряло в своем качестве, стало менее доступным, специалисты говорят уже давно. Особые надежды возлагались на реализацию приоритетного национального проекта "Образование", и первые его итоги подвели на прошедших в Госдуме парламентских слушаниях.
На первый взгляд положительный результат уже есть.
Прежде всего радуется Минобрнауки, участвуя в конкурсах, сотни вузов и тысячи школ едва ли не впервые составили инновационные программы собственного развития.
Во-вторых, через нацпроект образование стало общественным делом в отборе победителей конкурсов впервые приняли участие не одни чиновники, а сотни общественных организаций. Да и раздача грантов идет быстрее, чем было запланировано.
Более того, раздача слонов продолжится. К Дню учителя, то есть к октябрю, получат гранты 10 тысяч лучших учителей, а до конца года 5350 представителей талантливой молодежи. В скором времени поощрять рублем будут целые регионы, так сказать, передовиков модернизации образования.
Но не все так радужно.
Парламентские слушания являются по сути первыми общественными слушаниями по реализации одного из национальных проектов. Реализация проекта показывает, что все задуманное можно сделать вовремя и при этом добавлять по ходу достаточно значимые вещи, которые позволительно рассматривать как заделы на 2007 год, говорит председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев .
Предложения не заставили себя долго ждать. Прежде всего дело касается зарплат. Учителя, формально получившие прибавку к жалованью, сильно отстают в росте зарплат от своих вечных конкурентов врачей.
Средняя зарплата врача после всех прибавок дошла сейчас почти до 15 тысяч рублей, в то время как учитель получает вдвое меньше. Неудивительно, что лучшие специалисты в образование не идут, а его качество падает, и особенно заметно в математике, русском языке, истории.
Для того чтобы выровнять положение, средств, предусмотренных нацпроектом "Образование ", недостаточно, подчеркнул глава профильной комиссии Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Чтобы решить проблему, надо увеличить зарплаты всем учителям, а этого-то нацпроект, нацеленный на "точечное" финансирование образования, не предусматривает.
Что касается самих грантов, то против никто не возражает.
Но в финансировании сферы ориентироваться только на них нельзя.
Гранты вещь хорошая, но только если они идут в дополнение, а не взамен основного финансирования. Если мы даем одни только гранты, то этим невольно вызываем рост неравенства возможностей в сфере образования, поскольку больше средств полу чают продвинутые, а значит, более обеспеченные. Сейчас гранты получают каждый 10-й вуз и каждый 150-й учитель.
В таких условиях гранты закрепляют неравенство прав на образование, а оно, по мнению международных экспертов, и так подошло в России к опасной черте, говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
Бюджет же страны покрывает лишь 40 процентов потребности сферы.
Отказывая в финансировании образования, власти ссылаются на отсутствие денег, а только потери Стабфонда за счет инфляции в 2005 году превысили весь образовательный бюджет страны, подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Сергей Глотов.
О доступном всем качественном образовании нельзя говорить, пока не будут решены проблемы дошкольного и дополнительного детского образования, проблемы школьных библиотек.
Школьные библиотеки, дошкольное и дополнительное образование детей остались за рамками национального проекта.
Материальная база, ресурсное обеспечение очень скудное, а у работников этой сферы самая низкая оплата труда в системе образования.
Фактически данные учреждения находятся на обочине образовательной политики, мы рискуем потерять важнейшие институты воспитания и развития наших детей. Специалисты, работающие в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, а также в школьных библиотеках и в социальном, и в материальном плане должны перестать себя чувствовать ущербными и несправедливо забытыми.
Это можно было бы поправить в рамках национального проекта на 2007 год, настаивает председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова .
Модернизация российского образования продолжается, и тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия может вести диалог со своими международными партнерами на равных. По уровню грамотности населения мы по-прежнему в числе мировых лидеров пусть немного, но опережаем остальные страны "Большой восьмерки". Нам еще предстоит решить вопросы повышения мобильности студентов и преподавателей.
И многие специалисты уверены, что место России на мировом рынке образовательных услуг сегодня не соответствует качеству нашей научной школы.
Подавляющее большинство иностранных студентов едут учиться в США, приносят в бюджет страны десятки миллиардов долларов. Россия же со своей 3-процентной долей на рынке зарабатывает на иностранных студентах чуть более 400 миллионов. Кроме того, реформаторам предстоит сделать все, чтобы преодолеть разрыв между образованностью, подготовленностью людей и требованиями современной экономики. Пока что этот разрыв стремительно растет.
МНЕНИЕ
ОЛЕГ МОРОЗОВ первый заместитель Председателя Госдумы
Не случайно образование попало в центр внимания органов исполнительной власти, общественности. Нет никакого секрета, что эта сфера по объективным причинам в значительной степени отстала от динамики развития других сфер.
Мы утратили позиции в области образования, и нам их надо восстанавливать. Если мы не достигнем качественных перемен в образовании, если мы не осознаем, что это вопрос стратегический, вопрос будущего страны, мы обречены на отставание в этой области навсегда. Мы должны вовремя почувствовать опасность и сделать все, чтобы этого не произошло.
Парламентская газета. Москва.
18 Июля 2006 г.