Терроризм в современной России имеет преимущественно религиозно-политическую окраску, поскольку базируется на идеологии радикального исламизма. В наибольшей степени оно сегодня проявилось в северокавказском регионе России. При этом особенностью современного терроризма, с которым столкнулась Россия на Северном Кавказе является сращивание на основе идеологии исламизма религиозного, этнического и криминального терроризма, поддерживаемого соответствующими международными структурами.
Здесь он до сих пор подпитывается финансами, оружием, инструкторами, боевиками, поступающими из международных экстремистских и террористических организаций исламистского или националистическо-исламистского толка.
К сожалению, мировая и европейская общественность, а также некоторые общероссийские структуры в свое время с недоверием отнеслись к предупреждениям России о том, что она стала жертвой агрессии со стороны международного терроризма, который до сих пор стремится расширить зону своего влияния, превратить ряд регионов нашей страны в полигон институционального строительства в духе идей религиозно-политического экстремизма.
Следует подчеркнуть, что исторически на Северном Кавказе неоднократно фиксировались разнообразные формы религиозно-политического экстремизма и терроризма. Наиболее характерной формой самоорганизации радикалов на Северном Кавказе стали "джамааты", которые выстроены, в целом, по этническому принципу, и действуют, в основном, в рамках "своих" республик. Поскольку в результате естественной убыли боевиков старшего поколения "джамааты" пополняются молодыми людьми, их нередко в научных изданиях и публицистике называют "молодежными джамаатами".
Организационно структуры "молодых" копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность рядов, широкая внутренняя благотворительность и взаимопомощь как, например, у палестинского "Движения исламского сопротивления" - ХАМАС.
Сруктура каждого джамаата носит сетевой характер. Совокупность таких "джамаатов" в рамках республик образуют "фронты" дагестанский, ингушский. Сказанное свидетельствует о том, что мы имеем дело с разветвлённой сетью религиозных экстремистских формирований на территории северокавказского региона Российской Федерации.
К наиболее характерным чертам формирований, действующих в северокавказском регионе, следует отнести: высокий уровень их организации; иерархичность; структурированность; конспиративность; опыт участия в боевых действиях с использованием форм и методов разведывательно-подрывной деятельности, с элементами тактики партизанской войны; наличие современных средств связи и поражения; наличие системы безопасности; (группы разведки, контрразведки, вооружённой охраны); религиозность членов. Практически все формирования специализируются по различным направлениям преступной деятельности.
Тенденция "растекания терроризма" в регионе, которая ранее прогнозировалась лишь отдельными экспертами, стала реальностью. Особенно непростая ситуация сложилась на Северо-Восточном Кавказе - Дагестане и Ингушетии, а в последнее время - вновь на территории Чечни. Она, в свою очередь, предопределила процессы в других республиках - в большей степени - в Кабардино-Балкарии, в меньшей - в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.
Если говорить о Европе, то следует подчеркнуть, что бедные, самоизолированные поселения, в которых живет основная часть европейских мусульман, стали удобной территорией для деятельности проповедников радикального исламизма и прочих экстремистских группировок. Европейские мусульмане, особенно молодежь, очень часто недовольны своим положением и озлоблены против Запада, на их настроения сильное влияние оказывают события в Ираке и Палестине.
Распространение агрессивного антизападного исламского радикализма в Европе особенно активно проявляться среди молодых мусульман, многие из которых родились и воспитывались на Западе и нередко в образованных состоятельных и светских семьях. В ряде западноевропейских стран радикальный ислам превратился в форму молодежной субкультуры, соединяющей исламский фундаментализм с элементами западной и европейской культуры.
Сегодня мусульманская молодежь одевается под рэперов, курит марихуану, употребляет спиртное и тянется к радикальному исламу скорее из культурных, чем из экономических соображений.
Радикальный исламизм предлагает сейчас молодежи решение многих их личностных проблем, которые они активно реализуют на полях Европы...
Профессор Александр Гусев в программе "Право голоса" с Романом Бабаяном на канале ТВ Центр