- Александр Андреевич, сейчас много говорится об оптимизации расходов в здравоохранении. За счёт каких резервов осуществляется эта оптимизация и не станет ли она причиной сокращения работников?
- Оптимизация - это, прежде всего, повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, тем более, сейчас, когда в связи с финансово-экономическим кризисом их стало ощутимо меньше.
Однако эту работу мы начали не вчера, а ещё 15 лет назад, поэтому я бы не стал рассматривать всё, что мы делаем, через призму кризиса. Основные направления оптимизации расходов - это, во-первых, повышение качества при определении нуждаемости в госпитальных видах медицинской помощи. Нужно более чётко отбирать тех, кто действительно нуждается в госпитализации. Это должны делать специалисты приём-но-диагностических центров, которые уже есть в ряде больниц, а со временем будут созданы во всех.
Это, во-вторых, повышение эффективности занятости коечного фонда. Здесь, конечно, ситуация по разным больницам разная, поэтому и подход к сокращению коек должен быть основан на практике работы данного медицинского учреждения.
Оптимизация - это и внедрение системы управления качеством оказания медицинской помощи, современных медицинских технологий, развитие службы первичного звена, то есть участковых терапевтов и врачей общей практики, дальнейшее внедрение подушевого финансирования, которое позволяет чётко увязать объёмы выполненной работы с её оплатой. Всю эту работу мы ведём.
В итоге в 2008 году неэффективные расходы сократились у нас на 30 процентов к уровню 2007 года, по итогам 2009 планируем достичь их снижения на 41 процент.
Надо понимать, что оптимизация - это многоплановая работа, которая, прежде всего, предполагает повышение качества управленческих решений, и её главная цель, как и всей работы системы здравоохранения, - повышение качества и доступности медицинской помощи.
- Вы говорите о доступности, а на днях, выступая перед представителями СМИ, признали, что проблема очередей в поликлиниках всё же существует. Я скажу больше: чтобы попасть к тому или иному специалисту, порою требуется большая выдержка. Как в таких условиях говорить о "своевременном обращении к врачу"? Насколько департамент здравоохранения в курсе этой проблемы в целом и, в частности - по конкретным поликлиникам? Какие меры планируются, чтобы улучшить ситуацию?
- Хочу подчеркнуть, что мы говорили об областном центре. И, кстати, отмечу, что этот вопрос перед нами ставил и глава города Вологды Евгений Шулепов. Здесь ситуация довольно " пёстрая": в одних поликлиниках очереди есть, в других их нет. Сложна ситуация в поликлиниках N 1 и N 4. Хотя причины здесь разные. В первой поликлинике очень сложны условия работы, поскольку здание не отвечает требованиям, там дополнительно разместить специалистов просто негде. Думаю, что с вводом в эксплуатацию нового здания, где площадь более четырёх тысяч квадратных метров, мы эти проблемы решим.
Что касается поликлиники N 4, то здесь просто необходимо разукрупнение: часть первичного звена -участковых терапевтов -нужно "расселять", приближать к месту жительства пациентов. Мы этот вопрос с руководством города сейчас прорабатываем.
Я уверен, что очереди -это следствие плохой организации работы в данной поликлинике, именно с этим нам надо работать, что мы и делаем.
- Ходят слухи о возможном сокращении медработников, опять-таки в связи с оптимизацией?
- Они безосновательны! Уровень обеспеченности медицинскими кадрами у нас один из самых невысоких в стране: укомплектованность врачами по Вологде - 52,2 процента, по Череповцу -52,3, по сельским районам -47,2, по областным ЛПУ -46,8 процента. По среднему медперсоналу по области уровень укомплектованности -64,2 процента. В 2009 году мы планируем сократить 863 койки - это всего 7,4 процента. О каком сокращении может идти речь? Тем более, что объёмы амбулаторной помощи не сокращаются, и всегда возможен переток специалистов из стационара на амбулаторный уровень.
На сегодня ни один район не отчитался нам о том, что где-то сократили медицинских работников. У нас достаточно вакансий, чтобы всех трудоустроить, а при необходимости переобучить.
Светлана ДАМИРОВА
krassever.ru