01 сентября 2008
2346

Угрозы ядерного и радиологического терроризма: анализ проблемы

В 2006 году в мире совершено 14352 террористических акта, их рост составил 25%, потери среди гражданского населения возросли на 40%. Несомненна как диффузия терроризма, так и усиление его как фактора глобальных угроз.

Как следует из открытого доклада Национального совета по разведке (НСР) США, опубликованного в 2004г., самую большую озабоченность вызывает возможность появления в арсенале боевиков именно ядерного оружия. В последнее время активность боевиков по поиску доступа к оружию массового уничтожения заметно выросла. Использование устройств рассеивания радиоактивных веществ, по мнению экспертов НСР, представляет большой интерес для боевиков. Применение таких средств нападения может привести к беспрецедентным по своим масштабам жертвам. Это оружие может оказаться очень эффективным средством для создания паники, поскольку большинство людей считают, что такие атаки приведут к большому количеству жертв. Поэтому террористы будут искать доступ к технологиям изготовления "упрощенного ядерного оружия". Поскольку все-таки существует вероятность того, что боевики смогут получить эти технологии, эксперты полагают, что полностью исключать возможность проведения террористических акций с использованием ядерных зарядов нельзя.

Об угрозах террористических ядерных атак предупреждают и специалисты Центра защиты от оружия массового уничтожения, принадлежащего университету Джорджии (ScienceDaily, 21.03.07), а также Лондонского Объединенного центра анализа терроризма (подразделение разведки MI-5) (Sunday Times, 23.04.07). Группой экспертов Центра Джорджии изучены возможные последствия ядерного взрыва для четырех крупных городов США: Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и Атланты. Во время подготовки специального доклада по этой проблеме были смоделированы взрывы 20- килотонной и 550-килотонной ядерных бомб. 20-килотонную бомбу, по мнению авторов доклада, могут создать террористы. Ученые установили, что взрыв 550-килотонной бомбы в Нью-Йорке приведет к гибели пяти миллионов человек. По прогнозу Калифорнийского Технологического Института (California Institute of Technology), использование во взрывном устройстве одного грамма изотопа урана может вызвать радиоактивное заражение 1 кв. мили (= 2.6 кв.км.) территории. При этом серьезно возрастает риск приобретения онкологических заболеваний для 100 тыс. человек.

Несомненно, после 11 сентября ситуация существенно изменилась и защита ядерных материалов приобрела новое качество. Однако инциденты с радиоактивными материалами по-прежнему происходят. Так, 22 декабря 2006г. в американском штате Северная Каролина на шоссе перевернулся трейлер с грузом низкообогащенного урана весом около 3,3 тонны. Трейлер перевозил уран марки Packaged Fissile, который находится в порошкообразной форме в усиленном стальном контейнере, и в результате аварии какого-либо выброса порошка не произошло. Опасности радиоактивного загрязнения не возникло. В декабре 2006г. в штате Джаркханд (Индия) похищен контейнер с высокорадиоактивными материалами в количестве, которое могло бы стать причиной радиоактивного заражения в радиусе полутора километров. Согласно данным расследования, проведенного индийской полицией, кража произошла в тот момент, когда контейнер с ураном переправляли из Мумбаи в лабораторию города Ражраппы. 31 июля 2007г. на территорию завода по производству ядерных боеголовок в США прорвался неизвестный мужчина на легковом автомобиле. Когда на посту охраны его попросили предъявить документы, он неожиданно нажал на газ и врезался в защитное заграждение. Завод, на который пытался проникнуть злоумышленник, был построен в 43-м году как часть знаменитого секретного "Проекта Манхэттен" по созданию первой в мире атомной бомбы. Комиссия по ядерному регулированию США еще в 2002 году признавала, что с 1996 по 2001 год на американских предприятиях, связанных с ядерным оружием и переработкой, хранением расщепляющихся материалов, произошло около 1500 инцидентов, связанных с пропажей, кражей или "утратой по халатности" источников радиоактивного излучения. В более чем 800 случаях подобные источники найти так и не удалось.

В специальном докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), отвечающих за базу данных по незаконному обороту ядерных материалов (ITDB), отмечается: "С точки зрения терроризма эти случаи вызывают мало беспокойства, но они демонстрируют уязвимость системы безопасности на объектах, связанных с использованием высокообогащенного урана".

О "расползании" радиоактивных материалов по территории государств Европы, Америки и Азии написано немало. По данным МАГАТЭ за последние десять лет в разных странах мира зафиксировано 650 попыток контрабанды ядерных материалов. Это обстоятельство само по себе требует значительных усилий по защите ядерных материалов от возможных посягательств со стороны террористов.

Угрозы ядерного и радиационного терроризма самым тесным образом связаны с вероятностью выхода в неконтролируемый оборот и документов по созданию оружия массового уничтожения. Так, в июне 2007г. на Урале пресечена попытка вывоза из России технической документации, которая могла быть использована для создания оружия массового уничтожения. Как сообщает пресс-служба Федеральной таможенной службы, сотрудники Уральской оперативной таможни возбудили два уголовных дела по факту незаконного перемещения технической документации и отчетов (всего 28 брошюр). Ее стоимость по экспертным оценкам - 3,6 млн. долл. В релизе пресс-службы отмечается, что дела возбуждены по ч.3 ст.189 УК РФ (незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники).

Разного рода инциденты и "утечки" радиоактивных материалов происходят и в сфере промышленного их использования, причем в самых различных государствах. Как полагают эксперты, именно радиоактивные источники, широко используемые в разных областях человеческой деятельности - в медицине, металлургии, сельском хозяйстве, в горном деле и машиностроении - становятся очагами более опасными, чем многократно контролируемые ядерные объекты. В 71 государстве мира существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса для военных ядерных программ. Эти объекты контролируют лишь 250 международных инспекторов.

МАГАТЭ на одном из специальных заседаний по вопросам борьбы с ядерным терроризмом (Вена, ноябрь 2006г.) прямо указывает, что создание "грязной" бомбы возможно с использованием любых радиоактивных изотопов. Цепная реакция в такой бомбе невозможна, но ее использование приведет к радиационному загрязнению местности. Интенсивность его в ряде случаев не будет достаточно высока, чтобы существенно повлиять на здоровье людей, однако само применение такого устройства и угроза рассеивания радиации может вызвать страх и панику среди населения. В связи с этим Льюис Смит вполне обоснованно отмечает, что факты конфискации радиоактивных материалов уже сами по себе подпитывают страхи по поводу "грязной" бомбы (The Times, 6.10.2006).

Вероятность угрозы ядерного и радиационного терроризма - актуальная проблема для государств-участников СНГ, расположенных в Центральной Азии.

В рамках проходившего в Киеве в июне 2005г. седьмого заседания Комиссии стран-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях был представлен доклад "Инвентаризация и утилизация источников ионизирующего излучения на территории стран СНГ", в котором отмечается: "...Источники ионизирующего излучения не могут быть обеспечены надёжной охраной, как АЭС или хранилища отработанного ядерного топлива; в последнее десятилетие, в связи с реформами, вызвавшими прекращение деятельности ряда учреждений, появляется много бесхозных источников ионизирующего излучения; сравнительно небольшие габариты и вес источников ионизирующего излучения дают возможность их несанкционированного перемещения или хищения, что должно вызывать особенную озабоченность в последнее время в свете возросшей угрозы терроризма". При этом подчеркивается, что на сегодняшний день, относительно благополучное состояние вопроса хранения и утилизации ИИИ наблюдается в России, Казахстане и Армении. По оценкам ученых, объемы отходов в урановых хранилищах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана превышают 100 млн. тонн, а объемы отработанных горных пород в несколько раз превышают размеры отвалов урановых обогатительных фабрик.

Действительно, на территории Кыргызстана с распадом Союза остались около 30 хвостохранилищ с остатками уранового производства, из них в районе Майлу-Суу - 23. Участники консультаций, проведенных Инициативой "Окружающая среда и безопасность" под эгидой ОБСЕ в Ашгабате еще в 2003 году обратили внимание на экологическую угрозу, причиной которой могут являться промышленные предприятия, районы захоронения опасных или радиоактивных отходов. При этом авторы доклада подчеркивали, что плодотворность сотрудничества повысится, если привлечь к нему местные власти, органы реагирования на чрезвычайные ситуации на местах и население. На эту же проблему в 2005 году указала Комиссия стран-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.

В Национальном плане действий Кыргызской Республики по охране окружающей среды отмечено, что затраты на проведение процесса очистки могут быть очень высоки, и в силу этого очень важно, чтобы решения для проведения действий базировались на надежной информации о приблизительном риске для каждого участка. Некоторые из объектов, если не произвести их очистку, могут оказать губительное влияние на окружающую среду и здоровье населения. Как следует из положений Национального плана, в условиях сложного экономического положения Кыргызская Республика может позволить себе в первую очередь решать только те проблемы, которые напрямую воздействуют на здоровье населения. При этом среди приоритетных проблем, на которых предполагается сфокусировать внимание, названо загрязнение почвы ураном, ртутью и другими тяжелыми металлами.

Высшие органы государственной власти Кыргызстана уделяют должное внимание решению проблемы хвостохранилищ отходов уранового производства в республике. Никто не закрывает глаза на проблему. Вопрос рассматривался в Парламенте Республики. Принят Закон о хвостохранилищах и горных отвалах, создается нормативно-правовая база, составляются прогнозные карты экологического риска хвостохранилищ, разработана программа действий по обеспечению безопасности хвостохранилищ и горных отвалов, проведению рекультивационных и реабилитационных работ по каждому из них. Достаточно сказать, что Стратегия развития страны, принятая в Бишкеке в 2007 году, содержит несколько специальных проектов по реабилитации хвостохранилищ, в том числе и в районе Майлу-Суу.

Но надо понимать, что проблема носит трансграничный характер и ее решение требует серьезного финансирования. Соглашение между Министерством обороны Кыргызской Республики и Министерством Российской Федерации по атомной энергии 2002 года включает меры по разработке и реализации проектов по рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих предприятий. К решению проблем подключились Всемирный Банк и Азиатский Банк Развития. Все это лишний раз подтверждает заявления секретаря Совета Безопасности Кыргызстана о том, что власти Республики не позволят реализовать радиационные угрозы.

Государства-участники Центрально-Азиатской Горной Хартии (2002 г.) - Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан - разработали Региональный план Действий в области охраны окружающей среды, принятый министрами окружающей среды государств Центральной Азии. Характерно, что экологическая безопасность участниками Горной Хартии рассматривается также и в контексте угроз, исходящих от международного терроризма и религиозного экстремизма, а необходимость сохранения стабильности в регионе - в контексте несовместимости идей устойчивого развития мирового сообщества с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Экологическая стратегия для Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), принятая на Киевской конференции министров ЕЭК ООН в мае 2003г., содержит прямое указание на такие проблемы как наличие накопленных опасных отходов, недостаток практических действий по внедрению законодательства в области управления опасными отходами; недостаток контроля за перемещением опасных отходов (импорт и экспорт).

Озабоченность государств Центральной Азии решением серьезной экологической проблемы контроля над опасными, в том числе радиоактивными отходами, несомненна. Очевидно, что практические шаги по ее решению могут существенно снизить порог террористической угрозы, сопряженной с использованием радиационных материалов.

Соединенные Штаты и Россия продолжали сотрудничать по широкому кругу вопросов борьбы с терроризмом, включая мероприятия по уничтожению, охране и предотвращению распространения оружия массового уничтожения. Американо-российская Рабочая группа по борьбе с терроризмом провела 12-14 сентября 2006г. в Вашингтоне свое 15-е заседание, наладив оперативные каналы сотрудничества между многочисленными ведомствами США и России. В июле на саммите Группы восьми в Санкт-Петербурге Соединенные Штаты и Россия совместно объявили о Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом и предложили другим странам присоединиться к ней. Страны-партнеры обязались предпринимать шаги по борьбе с ядерным терроризмом разнообразными способами, включая охрану радиоактивных и ядерных отходов. Анализ показывает, что предупреждение ядерного терроризма осуществляется в государствах-участниках СНГ по большей части в рамках всемирных инициатив (в том числе под эгидой США) либо европейских программ. Несомненно, это является свидетельством глубокой интегрированности наших государств в форматы, предполагаемые международным сотрудничеством.

Вместе с тем, сотрудничество государств по предупреждению радиационного и ядерного терроризма в формате СНГ, имеет собственные показатели эффективности. Ведь речь идет о гармонизирующемся правовом поле, совпадении по большинству вопросов концептуальных подходов и решений. Как показывает опыт Содружества, общие "точки" контроля над оборотом радиационных материалов найдены в сферах обеспечения промышленной и экологической безопасности. Подписав 28 сентября 2001 года Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, Правительства государств-участников Содружества Независимых Государств создали правовую базу для взаимодействия по достаточно широкому кругу проблем в данной области, в том числе по анализу угроз, связанных с возможными террористическими действиями на опасных производственных объектах.

18 октября 2006г. Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ были представлены два доклада по проблемам хранения и утилизации радиологических источников - "Реабилитация территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, подвергшихся деятельности урановых производств" и "Инвентаризация и утилизация источников ионизирующего излучения на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" (протокол N 10/104). Вопросы технологической защиты опасных производственных объектов, в том числе от несанкционированного антропогенного вмешательства становились предметом обсуждения заседаний Межгосударственного совета по промышленной безопасности (10-11 июля 2002г., Минск, Беларусь; 18-19 сентября 2003г., Сочи, Россия; 6-8 октября 2004г., Ялта, Украина; 15-17 сентября 2005г., Астана, Казахстан; 7-8 сентября 2006г., Кишинев, Молдова, 27-29 августа 2007г., Чолпон-Ата, Кыргызская Республика). При этом участвующие в заседаниях Совета специалисты единодушно отмечают, что высокие технологии, современный технический прогресс террористы могут использовать в своих целях именно на таких предприятиях. Межгосударственный совет по промышленной безопасности инициировал и реализовал разработку Концепции взаимодействия государств-участников СНГ в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

При всей огромной значимости проводимой работы, функции таких структур Содружества Независимых Государств как Межгосударственный совет по промышленной безопасности, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Комиссия по использованию атомной энергии в мирных целях напрямую не связаны с мониторингом террористических угроз и обеспечением контртеррористической безопасности на опасных производственных и иных объектах. Соответственно, по большей части данные проблемы обсуждаются именно в русле экономического развития, технологической защиты объектов, экологической безопасности.

Диверсификация источников мировой энергетической системы требует формирования соответствующей "идеологии", обеспечивающей превенцию ядерных и радиологических террористических угроз. Принципиально важно, чтобы при развитии энергетической экспансии, во-первых, соблюдались стандарты технической и антитеррористической безопасности объектов ядерной энергетики; во-вторых, заинтересованные государства обязались брать на себя ответственность по ликвидации заброшенных рудников, решению проблем законсервированных объектов; в-третьих, гораздо более интенсивно должна решаться проблема ядерных хвостохранилищ и рекультивации земель.

Спецслужбы и правоохранительные органы по определению не могут подменить деятельность промышленных холдингов, обеспечивающих безопасность ядерной технологической цепочки от добычи и обогащения урана, производства топлива до утилизации радиоактивных отходов. Но в то же время, несомненна их ключевая роль в обеспечении антитеррористической защищенности объектов ядерного цикла.


www.atcsng.ru

01.09.2008

Марианна Кочубей
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован