30 января 2007
1023

Украина: имитация вместо новых образовательных технологий

В гостях у "Нового региона" Сергей Саенко, директор Черкасской специализированной школы N17, ассоциированной школы ЮНЕСКО. Учитель французского языка, учитель-методист. Выпускник нескольких образовательных программ США, Франции. Закончил Горловский пединститут иностранных языков. 48 лет.

"Н.Р.": Сергей, возглавляемая вами Черкасская специализированная школа N17 считается одной из лучших на Украине, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и награды. Но поговорим не об успехах, а о трудностях. Скажите, какие проблемы считаете самыми главными в системе среднего образования на Украине?

Сергей Саенко: Проблем, как всегда, много. Как правило, трудности и успехи системы образования неотделимы от развития общества на том или ином этапе. Так и сейчас.

Главная проблема, по моему мнению, это оторванность нашей системы образования от мировых тенденций и стратегических направлений развития.

Мы много говорим о новых образовательных инновационных технологиях, не делая почти ничего для их реального внедрения.

Педагогическая пресса страны пестрит сообщениями, разработками и достижениями в освоении проектных методов, интерактивных технологий, информатизации.

Но зачастую за словами реальных подвижек нет.

Есть бурная имитация инновационной деятельности...

Хотя есть и крайне редкие успешные примеры.

Возьмем компьютеризацию. Однозначно нужное и современное дело. Но. Почти все городские школы и многие сельские обеспечены хорошими ПК. А результаты - все хуже. Подумав о "железе", никто не думает об учителе информатики. Их или просто нет, или есть откровенно слабые, которые и сами не сильны в предмете.

Ведь лучших запросто берут в бизнес, где уровень зарплат не сопоставим с 490 гривнами молодого специалиста.

Так, в Черкассах из 34 школ на приличном уровне преподается предмет в 4-5 школах. Что тогда говорить о сельськой школе? Мне всегда было жалко народных денег, когда в сельские школы Министерство поставляет супердорогие компьютерные классы, а учителя там зачастую просто нет, или есть переученный учитель труда или физвоспитания...

Вот если бы с кучей дорого железа удалось и знающего учителя туда направить.

Очень больной является тема кадров. Многие школы держатся на пенсионерах и учителях выше среднего возраста.

Молодые специалисты приходят с крайне отрицательной мотивацией к работе в образовании и при первом удобном случае уходят на любую работу, не связанную с их специальностью.

А если учесть,что в каждой школе есть 20-30% профнепригодных учителей, которым давно нужно предложить другую работу?

Ситуация складывается крайне печальная.

О современной материально-технической базе школ и говорить не приходится. Основная масса заведений имеет материально-техническую базу 80-х годов прошлого века.

Ведь, закладывая последние 15 лет в бюджете 80-90% зарплаты, иного ждать не приходится.

Редким исключением являются школы крупных городов, где или "продвинутый" директор умеет хозяйствовать, или в школе учатся дети богатых родителей.

Меня крайне беспокоит тема перехода на 12-летнее образование в части издания новых учебников. Смею утверждать, что новые учебники и программы являются непосильными для большинства учеников Украины и их использование приведет как к новым имитациям учительськой работы, так и ухудшению здоровья молодежи.

Пример. Пятый класс класс, природоведение. В кои-то века пятиклашка был обязан знать и ПОНИМАТЬ смысл понятий - метаморфические породы, конвекция, гномон, ультразвук, агрегатные превращения?

Не отстает и "Введение в историю Украины" - сфрагистика, геральдика, этнонимика, топонимика.

В зарубежной литературе 10-летний ребенок должен знать стихи хоку, или попросту... хайку. Ну как?

Практически освоить новую программу без родителей или репетитора НЕВОЗМОЖНО.

Ну разве что 5-10% учеников могут ее осилить.

Кстати, проведенный мониторинг знаний в 5-х классах показал самые низкие знания в стране именно по истории и природоведению.

Я с ужасом думаю,какая программа и учебники появятся в этом году для 7-х классов.

В 11-м классе, наверное, обязательным требованием станет защита кандидатской диссертации.

Правда,полиграфическое качество учебника часто превосходное, но содержание...

Ко всему, в государстве нет учебника, который бы полностью соответствовал государственной программе. Их нужно иметь несколько.

"Н.Р.": В чем же причина?

С.С.: Причина? Школьное книгоиздание в Украине - бизнес. Суперприбыльный. Никто не заинтересован в стабильном учебнике.

Недавно у нас в школе были польские учителя. Мы им показали наши лучшие классы.

Они посоветовали поскорее стать Украине членом ЕС, чтобы наше образование подпало под щадящие европейские образовательные требования и чтобы государство не издевалось над детьми.

"Н.Р.": Реально ли решить эти проблемы в обозримом будущем, что для этого нужно?

С.С.: Без реального финансирования образования - все намерения останутся на бумаге и чиновничьих рапортах.

Понимаю, что государство не скоро повернется лицом к образованию, особенно сейчас.

И все же опыт некоторых стран, где введен налог на граждан на образование, был бы уместен. Практически везде родители несут деньги в школу. Где-то их учитывают, где растаскивают. Но все делают вид, что все хорошо.

Конституция выполняется в части якобы бесплатного образования.

Если это сделать, появятся деньги и на учителя, и международные семинары, и новые технологии.

Нужно воссоздавать чисто УЧИТЕЛЬСЬКИЕ ИНСТИТУТЫ.

Нынешние университеты, недавно ставшими таковыми, реально не готовят учителя для системы образования. Так было раньше, так стало сегодня.

"Н.Р.": Насколько полно на Украине реализуется сегодня конституционное право на бесплатное образование? Можно ли сказать, что все дети имеют равные возможности?

С.С.: Думаю, что полностью бесплатного образования у нас давно уже нет. Бесплатным осталось лишь урочная деятельность да некоторые социальные возможности.

Нет и равного доступа к образованию, но подобное состояние имеет место даже в развитых и богатых странах.

В последние годы школы резко стали "расслаиваться".

Школы нового типа дают лучшее образование, но в этих школах имеют место сверхперегрузки учебным материалом.

В этих школах много детей имеют проблемы со здоровьем, в том числе психическим. В обычных же школах дают действительно "среднее", а часто посредственно среднее образование.

В катастрофическом состоянии сельская школа. Развал колхозов, отток рабочей силы, безработица отнюдь не вдохновляют родителей заниматься образованием детей.

Им выжить бы за счет скудного земельного сертификата и домашнего хозяйства.

А ведь нужно купить очень красивый учебник за 25-35 гривен - и не один.

Кое-что делается государством. Так, программа "Школьный автобус", проект "Равный доступ к качественному образованию" и другие несколько сглаживают проблемы, но говорить о тотальных подвижках оснований нет.

"Н.Р.": Ладно, а все ли школы имеют равные возможности?

С.С.: И да и нет. Появился Интернет, мир новых телекоммуникационных технологий, появились возможности доступа к ранее недоступным ресурсам. Нужно лишь желание и настырность школьного руководства.

Имею примеры, когда в небольшой школе есть один компьютер, но школа является участником самых престижных международных и всеукраинских проектов, конкурсов, соревнований.

Потому что в коллективе есть суперучитель и понимающая, или не мешающая ему администрация.

А есть школы, где 50 единиц техники и весьма сомнительные результаты.

Даже в Черкассах есть школы, где создан приличный компьютерный парк и при этом нет электронной почты и Интернет.

Эти тенденции глобализации системы образования будут углубляться.

Нужен новый учитель, новый руководитель, ведь возможности сами не придут в школу.

"Н.Р.": У Вас в школе, насколько знаем, развито самоуправление, есть даже свой школьный парламент. Расскажите об этом подробнее.

С.С.: Да, с 2002 года школе реально работает школьное самоуправление. Президента школы выбирают все ученики 7-11-х классов один раз в год.

Нынешний президент Нарек Казарян избран повторно. Он избран главой Лиги старшеклассников области, является членом республиканского ученического парламента.

Президент и школьный парламент имеют большие полномочия. Их предложения обязательно выслушиваются и реализуются общими усилиями учащихся и учителей.

В совете школы, ученическая секция во главе с президентом, самая активная.

Президент является обязательным членом недавно созданного школьного Третейского суда.

Работа школьного самоуправления широко описывается в школьной газете "Альтаир", на школьном сайте.

Увы, школьное самоуправление зачастую умирает по окончанию активистом школы.

Многие активные ребята жалуются, что в ВУЗах их активность не нужна.

"Н.Р.": В октябре этого года школа отметит юбилей - 50 лет. Какие моменты в истории школы были самыми трудными?

С.С.: Когда в школе обучались 2750 учеников. Тройная перегруженность зданий, неимоверные шумовые нагрузки, проведение минимум трех линеек ко Дню Знаний, наличие в классах по 40 учеников, 200 учителей.

Сейчас это уже история. Выдержали.

Нынешние 1968 учащихся воспринимается как норма.

"Н.Р.": Если бы Вы стали министром образования на один день, то что бы сделали?

С.С.: 1.Сделал бы директора школы госслужащим. Тогда в школу приходили бы новые, инициативные люди. А директора не "цеплялись" за работу до 70 лет.

2.Поднял бы зарплату молодым учителям в первые 3 года. Учитель со стажем имеет доплаты за стаж до 30%, молодые не имеют ничего.

3.Немедленно подписал бы НОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ школ.

Нынешнему - временному - уже 15 лет.

4.Дал бы учителю право выбора, в каком институте последипломного образования осовременить свои знания один раз в 5 лет.

5.Заставил бы работников Министерства поучиться хотя бы день по учебникам 12-летней школы со сдачей экзамена.


pda.nr2.ru

30.01.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован