В последнее воскресенье, 25 мая 2014 года прошли внеочередные выборы Президента Украины. Всего в выборах участвовало 23 кандидата. Победу одержал Пётр Алексеевич Порошенко, за которого украинские избиратели отдали 54,70 % голосов при явке 59,48 %. То есть, за Порошенко П.А. проголосовали 32,11% избирателей имеющих право голоса. Ход и итоги этих украинских выборов подробно освещались и анализировались многими украинскими и мировыми средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. Однако никто не анализировал соответствуют ли эти выборы и особенно применяемые технологии голосования принципам, изложенным в Конституции Украины и в базовых электоральных законах страны. Попробуем провести такой анализ электорального законодательства Украины. Процитируем 71 статью Конституции:
«Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются свободными и осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования».
Обратим внимание, что выборы должны быть свободными и использовать процедуру только тайного голосования.
Теперь внимательно читаем закон“ О выборах президента Украины” находим статью 6, читаем: «Выборы Президента Украины являются свободными». Далее в статье 7 читаем: «Голосование на выборах Президента Украины является тайным, контроль за волеизъявлением избирателей запрещен». Пока все правильно, полностью соответствует статье 71 Конституции Украины.
Читаем далее закон « О выборах президента Украины». Доходим до статьи 71: Избирательный бюллетень, читаем пункт 6: « Избирательный бюллетень имеет контрольный талон, отделенный линией отрыва.
Контрольный талон должен содержать место и дату выборов (дату повторного голосования), номер территориального избирательного округа, номер избирательной участковой комиссии, а также обозначение места для номера, под которым избиратель внесен в список избирателей на участке, подпись избирателя, который получает избирательный бюллетень, фамилия, инициалы и подпись члена участковой избирательной комиссии, который выдал избирательный бюллетень».
Проанализируем эту статью более подробно с позиций сохранения инкогнито украинского избирателя и свободного голосования. На контрольный талон каждого избирательного бюллетеня наносится номер, под которым избиратель внесен в общий список избирателей, имеющих право голосовать на данном избирательном участке. В этот список кроме порядкового номера заносится полная информация об избирателе: его фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и т.д. То есть, зная номер, под которым избиратель, включен в список для голосования, и имея доступ к корешкам контрольных талонов и заполненным бюллетеням, можно легко вычислить, кто и как голосовал. С этой целью можно предварительно нанести на контрольный талон и на бюллетень одинаковые отметки в виде цифр, символов, двоичного кода и т.д. Эти отметки могут быть нанесены симпатическими (невидимыми) чернилами, бесцветной магнитной жидкостью, путем механического нажатия острым предметом в определенных местах и т.д. В качестве симпатических чернил могут использоваться различные, легко доступные вещества: молоко, лимонный сок, уксус и т.п. Эти отметки абсолютно невидимые невооруженным глазом отлично проявляются при воздействии тепла, ультрафиолетовых лучей, рентгеновского облучения, обработке специальными химическими растворами или специальными сканирующими устройствами. В самом простейшем случае для осуществления такого скрытого нумерационного кодирования контрольных талонов и бюллетеней вполне достаточно вырезанного из куска картона трафарета, гвоздя (иголки, рейсфедера, остро заточенной палочки) и лупы с сильным увеличением. Для рядового избирателя закодированные таким способом бюллетени в лучшем случае будут выглядеть как имеющие “хаотично” расположенные, случайные, еле заметные царапинки или вмятинки на лицевой или обратной стороне бюллетеня. В большинстве случаев эти отметки его “невооруженному” взгляду вообще будут незаметны.
Таким образом, имея доступ к контрольным талонам, избирательным бюллетеням и к списку избирателей, можно легко и однозначно определить, как голосовал тот или иной избиратель. Потом по адресам избирателей, которые проголосовали “неправильно ”, можно отправлять мобильные отряды правого сектора для проведения “разъяснительной” беседы. Возглавлять такие отряды будут амбициозные граждане Украины, считающие, что они ухватили бога за бороду и поэтому могут делать со своими согражданами всё, что захотят. Результатом такой беседы, например, может стать «физическое замечание” в виде удара бейсбольной битой по затылку избирателя. Попробуйте угадать с трех раз, после проведения такой воспитательной работы останется воспитуемый избиратель жить в этом мире или переместиться в мир иной.
Более того, поскольку соответствующие подразделения Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины практически имеют свободный доступ ко всей электоральной документации, то никто не мешает им создать общеукраинскую базу данных и поделить всех граждан страны на правильных (заслуживающих доверия) и неправильных («неблагонадежных). И в нужный момент незаметно вносить негативные коррективы в жизнь «неправильных» граждан.
Заметим, что не позднее, чем за 20 дней до выборов Центральная Избирательная Комиссия Украины также передает заверенную цифровой подписью электронную версию базы данных избирателей (с их адресами и номерами участковых избирательных комиссий, к которым они прикреплены) депутатским фракциям Верховной Рады Украины и зарегистрированным кандидатам на пост президента страны (Статья 6, раздел V «Закона о выборах президента Украины).
В ответ на возражения, что фактов подобного «давления» на украинских избирателей на территории страны пока не было, можно привести только один аргумент: ждите, будут. Все еще впереди! Мудрость государственной власти в том и состоит, что она обязана профилактическими мерами сглаживать возможные негативные социально-политические катаклизмы, возникающие из-за некачественного законодательства.
Правда, статья 76 закона о выборах Президента Украины запрещает делать на избирательных бюллетенях какие-либо отметки. Но этот запрет гарантируется только одним – «честным словом избирательной комиссии». Хотя такие одинаковые отметки на контрольный талон и на избирательный бюллетень могут быть нанесены и без ведома избирательных комиссий, например в типографии или во время транспортировки и хранения бюллетеней и т.п.
Таким образом, поскольку закон “О выборах Президента Украины” противоречит Конституции Украины, то прошедшие 25 мая 2014 года выборы нельзя назвать свободными и уж тем более, тайными. Их юридическая значимость равна нулю и они могут и должны быть опротестованы в Верховном или Конституционном Суде Украины, так как использованные на последних выборах президента страны технологии тайного голосования противоречат Конституции Украины, избирательному законодательству и международным обязательствам страны в области избирательного права. А само электоральное законодательство Украины должно быть скорректировано с целью устранения механизма тотального слежения за электоральными предпочтениями избирателей.
Конечно, можно и дальше отмахиваться от этой проблемы, называя эти выше изложенные факты клеветой, крючкотворством, клиническим занудством и т.д., но в этом случае может ли украинская “Власть” требовать от рядового гражданина уважения к “Закону”, если она сама его грубо нарушает
Б.А. Макаров
Политолог, г. Москва