14 марта 2006
3338

Универсальное счастье откладывается

Коту под хвост несколько лет тяжелейшей работы - даже если человек чувствует себя именно так, вряд ли стоит объявлять об этом на весь мир перед телекамерами в день кончины пусть и крайне неоднозначного политика. Да и европейские чиновники вкупе с членами Гаагского трибунала не производят впечатление людей, доведенных работой до крайней степени изнеможения... Но они так мыслят и не хотят (или не могут) видеть оттенки, не укладывающиеся в их представление о мире. Между тем, оттенков становится все больше - и начинает меняться вся картина мира.

Милошевич не был милым человеком, чего тут говорить. Но то, как была подана его кончина, заставляет задуматься. Мировые телеканалы - CNN, BBC - давали комментарии в основном в терминах "диктатор", "геноцид", "концлагеря". Англичане по традиции давали более витиевато, американцы - опять же по традиции - более "в лоб", но смысл оставался одним: мир избавлен от микро-Гитлера. И это при том, что юридически Милошевич не был признан виновным. Примечательно, что почти во всех комментариях последнее слово оставалось за американцами - и по хронологии сюжета, и по смыслу. А многие жители Балкан, между тем, до сих пор вздрагивают, вспоминая, как самолеты "утюжили" их города и деревни, и как шлангами смывали с тротуаров кровь расстрелянных беженцев, чтобы через день с помпой принять международных проверяющих и доложить, что все в порядке... И делали это не только те, кем в последнее время занимается (или занимался) Гаагский трибунал.


Российские дипломаты называют это "двойными стандартами", но, в общем, вся дипломатия - спасибо отчасти Макиавелли - веками применяла их с большей или меньшей виртуозностью. Опять же традиционно в двойных стандартах обвиняют оппонента, никогда не признаваясь в том, что грешат ими все.

У каждой страны, считающей себя сильной или, по меньшей мере, самодостаточной, сегодня есть некая картина мира, и все, что не укладывается в нее, попросту отсекается. Однако так развивается мир: из привычной картины начинает проступать все больше и больше новых деталей, и потом меняется все полотно. Рушатся империи, возникают новые государства, появляются новые правила и иные механизмы. Мудрость заключается в том, чтобы не закуклиться в своей самодостаточности (и самодовольстве) и успеть вовремя эти черты-детали заметить.

Сегодня их уже немало. Сбоев, произошедших за последние годы, множество. От "нет" на еврореферендумах по Конституции до ситуации вокруг Ирана; от балканского урегулирования до палестинских выборов. Явственно и очевидно, что привычные инструменты воздействия перестают работать, тем не менее разные страны, народы и регионы продолжают пичкать ими, получая все чаще и чаще реакцию, прямо противоположную ожидаемой.

Взять, к примеру, те же Балканы. Европейцы и американцы любят считать, что благодаря их усилиям, огромной работе и т.д. на Балканах воцарился мир. Страны наслаждаются новой жизнью, движутся в Евросоюз, развивают экономики и т.д. Все так. Но ни один специалист, знающий ситуацию в бывшей Югославии, не осмелится сказать, что конфликт полностью исчерпан, что все раздражающие факторы ликвидированы. Множество обид, нерешенных вопросов там еще тлеет и тлеет. И оружие люди сдавали по принципу: один автомат сдали, два закопали у себя на огороде. Но европеец, прибывший на пару дней из Гааги, Брюсселя или Вены, этого ведь может и не знать или не замечать, а дальше, в глубину, он не погружается. Он гордится тем, как славно работает миссия, удовлетворяется тем, что ему говорят и показывают, потому что это отвечает его пониманию жизни (а показывающие, в свою очередь, прекрасно знают, что и как нужно показать гостям). И он уезжает с чувством глубокого удовлетворения от того, как он, представитель развитой европейской демократии, наставил на путь истинный горячие балканские народы.

Эти попытки сегодня можно видеть в разных частях мира: от Ирака до Африки, от Ирана до России. А выходит пока - прямо противоположное тому, что задумывалось. Больше того, оказывается, что нации, которым активно пытаются привить чувство вины за то, что они не желают следовать чьим-то наставлениям, советам и пожеланиям, становятся еще более упорны в своем нежелании идти туда, где им вроде светит большое будущее и всеобщее счастье. Дают сбои и механизмы прививания демократии, и способы ее защиты. Японское и корейское послевоенное наставление на путь истинный оказалось неработающим в Ираке и Палестине. Да и другие страны Востока, даже самые спокойные и процветающие, не являют собой пример демократии западного или даже эрзац-западного образца.

Иран убеждали "кнутом и пряником", сулили и экономические санкции, и миллиардные инвестиции. Оказалось, что у нации другие представления о счастье, которые совершенно непонятны западному человеку. Вообще, удивительно, как в среднем западном человеке умудряются подчас сосуществовать толерантность и уважение к многокультурности внутри своей страны и одновременно чувство превосходства и неспособность принять что-то отличное от своей картины мира вне собственного "ареала обитания". Возможно, именно потому, что эти два чувства по природе взаимоисключают друг друга, они и начали давать сбои. И в то же время даже на уровне самих европейских наций происходят процессы, которые можно отнести к той же реакции на попытки надавить и заставить "быть как все".

Попытка сподвигнуть Данию к национальному покаянию за неполиткорректные карикатуры привела к обратному - страна пока однозначно говорит "нет" и защищает свои принципы свобода слова. Другой пример - попытка усовестить Россию за ее недемократические действия последних лет приводит к тому, что Россия все упорнее движется по тому пути, который сама считает для себя правильным. Подобные проявления можно найти и в странах Латинской Америки, не говоря уже об Африке и Востоке.

Универсальной модели не получается, а умение видеть мир другими глазами, отличными от своих собственных, - редкий дар. Американцы, да и европейцы заслуживают уважения за стремление и желание освободить, научить, помочь начать процветать и т.д. Они не понимают, как можно жить в авторитарном государстве, рабстве, бедности, нищете. Их непонимание провоцирует действие. Но вслед за действием возникает новое непонимание - как это иная страна не хочет жить в рамках, ей предлагаемых от всей души, от всего сердца западной мощи. Раньше эта проблема решалась силой, сегодня ее часто пытаются решить культивацией взаимной любви. Когда любовь не приходит и нежелание следовать рекомендациям становится явным, следует отчуждение и - порой - клеймо: "не такие", "не хотят", "виновны". Наблюдать это можно повсеместно, от отношения к сербским и боснийским персоналиям до режимов Латинской Америки; от суждений Запада о России до суждений самой России о странах Балтии и других своих соседях.

Капля камень точит. Но иногда - и превращает его в скалу. И если механизмы "любви через силу" не срабатывают, нужно искать другие. И тогда, возможно, не будет ощущения, что годы работы прошли впустую.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060314/44272756.html

РИА Новости

14.03.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован