26 октября 2006
4011

Управлять государством не отходя от компьютера

Возможным становится в электронном виде формирование документов для любых видов сделок.
Информационно-телекоммуникационные технологии сегодня развиваются очень стремительно. Практически у каждого министерства и ведомства, предприятия есть свои сайты в Интернете, системы и средства информатизации, базы данных. Бухгалтерские, финансовые, плановые задачи сегодня зачастую решаются в информационном поле - без прямого контакта между людьми, но все это происходит только "локально" в отдельных структурах и организациях. На государственном же уровне нет автоматизированной системы управления и информационного обмена. Это все утяжеляет систему управления в государстве, делает ее неповоротливой и неоперативной.
Как же должна внедряться автоматизированная система управления (АСУ) во взаимодействие органов власти, общества и бизнеса в рамках региональной политики и федеративных отношений? Эта проблема обсуждалась в Госдуме на "круглом столе".
Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир ПЕХТИН отметил, что эта тема очень актуальна для развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности России. Но вот пока, к сожалению, доля России в мировом производстве новых технологий, инноваций составляет только 0,3 процента, более того, наблюдается тенденция к уменьшению научно-технической деятельности.
Говоря об инновациях в экономике, мы подразумеваем независимость страны, заметил председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор ГРИШИН. И напомнил, что в программе "Единой России" выстроены три основных приоритета - инновации, борьба с коррупцией и сбережение человеческого потенциала. Конечно же, инновационные технологии постепенно охватывают органы власти. У Государственной Думы есть свой сайт. И все законодательные органы субъектов РФ используют размещенную на нем информацию - о рассмотрении законопроектов, их внесении и так далее. Но это пока еще только первый этап к информатизации процедуры формирования законов. В Государственной Думе сегодня принято около 2000 законопроектов. Субъектами же Федерации их принято около 12-13 тысяч. И в таком море законопроектов возникает ряд противоречий и проблем. "Прокуратура, проведя проверку, обнаружила, что в субъектах принято много законопроектов, противоречащих Конституции. Чтобы не происходило таких вещей, нужен мониторинг по соотношению законодательства. Это стандартные машинные процедуры. Нужно пропустить эти данные через машины и выяснить, какие законопроекты надо исправить, привести в соответствие", - рассказал Виктор Гришин. И добавил, что большой потенциал наших программистов нужно задействовать для увеличения эффективности административного аппарата.
Сегодня в этой сфере уже есть определенные наработки. Например, в процессе создания находится Автоматизированная система формирования и осуществления процедур взаимодействия органов представительной, исполнительной власти, общества и бизнеса - в целях развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности (АСВТ РФ). И она, и ФЦП "Электронная Россия" - общегосударственные проекты информатизации, предназначенные для решения задач органов власти, бизнеса и общества в единой технологической цепи в режиме реального времени. Но если "ЭР" предлагает универсальные инструменты информатизации, не зависящие от специфики решаемых задач, например как электронная подпись, то АСВТ - общегосударственная система для решения конкретных задач различного класса. А именно - для согласования, принятия законопроектов, их мониторинга, ввода в действие, контроля за их использованием, сбора информации об эффективности законодательных актов. В системе предусмотрена детальная проработка и стандартизация всех процедур этого процесса, нормирование всей технологии. Предусматривается соответствующее программное обеспечение и законодательное нормирование процесса - для всех ветвей, уровней и структур власти, а также для бизнес-структур и общества в целом.
Возможным становится в электронном виде формирование документов для любых видов сделок, согласование их - без личного контакта, осуществление аналитических исследований, электронных сделок и так далее.
О том, как должно реализовываться построение "электронного государства", поделился и руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин. К настоящему времени, по его словам, функционируют большие отраслевые и территориальные информационные системы, обеспечивающие деятельность ведущих отраслей экономики. Действует государственная автоматизированная система "Выборы", ведется разработка систем "Правосудие", единого экзамена и так далее. Но эти системы созданы по индивидуальным техническим заданиям и выполняют сугубо отраслевые задачи с ограниченным информационным ресурсом. В целом по стране затрачиваются огромные ресурсы на создание отдельных и несовместимых информационных систем с многократным дублированием функций. Это делает проблематичным их интеграцию, повышение эффективности использования информационных ресурсов и технологий в экономике и в управлении.
Этот год оказался плодотворным для законодательства в сфере использования информационных технологий в деятельности государственных органов власти. Принят закон "О персональных данных", новая редакция Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", утверждена Концепция региональной информатизации до 2010 года.
В рамках ФЦП "Электронная Россия" разрабатываются крупные проекты. Например, "Пространство открытых ключей". "Оно необходимо в сфере межведомственного электронного документооборота, проведения госзакупок - на основе электронно-цифровой подписи", - заметил глава Росинформтехнологий. Он напомнил, что наша страна одной из первых приняла такой закон об электронной цифровой подписи. Создано более 300 различных удостоверяющих центров - для регистрирования этих подписей. Но все они практически не взаимодействуют между собой, и это не позволяет сделать единое доверительное и безопасное пространство электронного взаимодействия. Распоряжением Правительства еще от 2004 года предусмотрено создание в стране удостоверяющих центров - основой такой системы должен стать Федеральный удостоверяющий центр (ФУЦ). Но его воплощение в жизнь сдерживают недостатки нормативно-правового регулирования в данной сфере. В действующем Законе "Об электронной цифровой подписи" не прописан ФУЦ, его функции и так далее. Сама же по себе электронная подпись не решает проблему документооборота. "Важная составляющая здесь - электронный документ. В России принятие закона об электронном документообороте неоправданно затянулось. Росинформтехнологии совместно с МЭРТом подготовили проект поправок к закону об электронной цифровой подписи о функционировании ФУЦ. Но шагов по их продвижению нет", - заметил Владимир Матюхин.
По итогам "круглого стола" участники решили поддержать инициативу Фонда развития по созданию общегосударственной Автоматизированной системы формирования и осуществления процедур взаимодействия органов представительной, исполнительной власти, общества и бизнеса в рамках региональной политики и федеративных отношений в целях развития внутреннего рынка и внешнеэкономической деятельности.
А также было рекомендовано Мининформсвязи и МЭРТ совместно с Фондом развития рассмотреть вопрос о привлечении в указанный проект внебюджетных и бюджетных средств и создать рабочую группу для внедрения АС. Кроме того, министерствам рекомендовано учесть предложения Фонда развития России по проекту законодательного акта о регламентации функционирования автоматизированной системы.
________________________________________
ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
________________________________________
Валерий КОМИССАРОВ председатель Комитета Госдумы по информационной политике, фракция "Единая Россия":
Нашим комитетом были инициированы законы об электронно-цифровой подписи, о персональных данных и другие, которые продвинули решение этой проблемы. Мы давно бьемся над тем, чтобы были приняты законы, которые помогут в разработке системы, позволяющей вывести Россию на принципиально новый уровень в технологической информационно-коммуникационной сфере.
Государство может сильно повлиять на антикоррупционные процессы только через открытость своих информационных структур. В Послании Президента 2005 года говорилось о том, что необходимо принять закон об информационной открытости власти. Но в этой части законодательство пока только разрабатывается в МЭРТ. Там говорят, что, возможно, в будущем году он будет внесен.
Закон об электронной цифровой подписи тоже очень важен, но он не идеальный. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, а не сканер подписи, как многие думают.
Также непонятна судьба Федерального удостоверяющего центра. Здесь надо помочь с нормативной базой. Закон об электронной торговле пока находится на согласовании в министерствах. Идет работа по внедрению закона об электронном документообороте. Может быть, нужно принимать закон о правилах электронной торговли.


Парламентская газета. Москва

26 Октября 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован