ЗАО "Ливиз", один из старейших и самых известных ликероводочных заводов России, и лондонская компания United Distillers and Vintners, крупнейший международный производитель алкогольной продукции, объявили о подписании сроком на пять лет соглашения о производстве в Петербурге водки Smirnoff.
Торжественное подписание соглашения, на которое были приглашены представители многих СМИ, происходило в "Невском Паласе". Генеральный директор "Ливиза" Владимир Шаршов и генеральный менеджер компании UDV по России и странам Балтии Шафи Шейх, сидя за столом, украшенным не только обязательными в таких случаях композициями искусственных цветов, но и бутылками ливизовской водки Smirnoff, обменялись взаимными комплиментами представляемым ими компаниям, похвалили каждый свою, а также саму водку, по рюмке которой и выпили после подписания документов.
Нынешнее соглашение является, по сути, пролонгацией действовавшего с 1997 года. Уже пять лет водка Smirnoff на эксклюзивных правах производится на "Ливизе", так будет до 2005 года, и другой продукции с маркой этой фирмы на российском рынке быть не должно. Российский Smirnoff предназначен для местных потребителей, а также на экспорт в другие государства СНГ и страны Балтии. Петербургу от такого партнерства, на первый взгляд, одна сплошная польза - инвестиции, дополнительные рабочие места, налоги плюс водка Э 1 в мире, как утверждает реклама, по приемлемым ценам. (Возвращаясь из Палас-отеля, эту водку я обнаружил лишь в пятом по счету магазине по цене 275 рублей за литр. Ну, приемлемая цена - понятие расплывчатое, зависит от доходов. Ливизовская, да и большинство отечественных водок, стоят существенно дешевле.) По заверению г-на Шейха, вся продукция компании, в какой бы стране она ни производилась, соответствует установленным компанией стандартам. То есть, по идее, потребителю должно быть безразлично, где конкретно произвели и разлили в бутылки приобретаемый им напиток: компания в любом случае гарантирует его качество. Надо заметить, что подобные заверения приходится слышать от представителей всех фирм, которые начинают производство в России. Однако многие потребители не без оснований полагают, что продукция, произведенная по лицензии, весьма отличается от той, что выпущена на "родных" производствах. Тем более что некоторые фирмы, опасаясь за качество своей продукции, предпочитают не отдавать ее выпуск российским предприятиям.
Достояние республики "В жизни есть некоторые вещи, которые непременно должны существовать вместе. Ну, например, розовый муслин и зеленые розы, или грудинка и яйца, или ирландцы и беспорядки", - утверждала героиня рассказа О`Генри. Список крепко связанных в сознании вещей и понятий можно продолжать, на чем и основано "ч
тение мыслей" в известном фокусе (фрукт - яблоко, поэт - Пушкин) и, бесспорно, связка водка - Россия является одной из наиболее прочных, так же как коньяк и Франция, шнапс и Германия и т. д. Очевидно, что уж что-что, а водку в России умеют не только потреблять, но и изготовлять отменно. Шутливая присказка о том, что водка бывает двух сортов - хорошая и очень хорошая - не так уж далека от истины. Если, конечно, речь не идет о "паленом" продукте, в который могут воду зачерпнуть из лужи, а спирт влить технический или, упаси боже, метиловый. Однако часто приводимые цифры предполагаемого объема подпольного производства водки, вызывая сожаления по поводу убытков бюджета, в то же время подтверждают, что большинство "подпольщиков" производят вполне приемлемый потребителем продукт, причем по суперцене.
Компания UDV вложила 800 тысяч долларов в совершенствование технической базы "Ливиза", а всего инвестиции в России составили за десять лет $43 млн, направленных в первую очередь на поддержание торговых марок элитных спиртных напитков, производимых UDV, таких, как виски Johnnie Walker и J&B, джинна Gordon`s, ликера Baileys, а также коньяка Hennessy, текилы Jose Guervo и других достаточно экзотических для России напитков, ценимых не слишком многочисленными любителями. В силу как традиций, так и сложившихся цен вся эта алкогольная элита на массовость претендовать явно не может, и потому производить ее на отечественных просторах в ближайшее время не планируется. Иное дело - водка, хотя, положа руку на сердце, производство ее в России по лицензии сильно напоминает поездку в Тулу со своим самоваром.
Кстати говоря, "смирновских" водок в России продается две. Российские потомки Петра Смирнова, связанные в советские времена по рукам и ногам, с перестройкой выдвинули претензии на право производства фамильной продукции.
На прилавках российских магазинов появилась отечественная водка "Смирновъ". На вопрос, какая из "смирновских" пользуется большим спросом, Владимир Шаршов с деланным равнодушием ответил, что не интересовался этим. Трудно поверить, что генеральному директору не интересны позиции естественного конкурента выпускаемой его предприятием продукции.
Водка, как всем известно, это смесь ректификованного этилового спирта с водой в определенной пропорции, установленной Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Владельцы и сотрудники ликероводочных заводов, естественно, утверждают, что на самом деле производство водки есть сложнейший физико-химический процесс, требующий строжайшего соблюдения многих параметров, а считать водкой указанную выше смесь, как сообщает пресс-релиз ЗАО "Ливиз", может только дилетант. К таковым, надо полагать, относится значительная часть сограждан. "И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки", - предлагал булгаковский профессор Преображенский, тут же и объяснив, что имеет ввиду отнюдь не заводскую продукцию: - Это спирт. Дарья Петровна сама отлично готовит водку".
Водка - репатриантка История водки Smirnoff насчитывает более ста лет, чем нынешние владельцы марки гордятся. Действительно, во второй половине девятнадцатого века компания Петра Смирнова стала крупнейшим производителем водки и ликеров в царской России, продукция поставлялась европейским королевским дворам в ограниченных количествах и, надо полагать, в качестве экзотики. Основатель дела Смирновых не дожил до двадцатого века, дело осталось сыновьям. С началом Первой мировой войны производство было приостановлено, а в 1917 году фабрику национализировали. Один из сыновей основателя фирмы, Владимир, оказавшись в вынужденной эмиграции, в начале двадцатых годов основывает производство в Польше, затем перебирается в Париж, но дела идут плохо. Не привыкшая к русской водке, Европа остается равнодушной к популярному в России напитку. Владимир продает права на использование марки в Америке, где с 1934 года начинается производство водки. Но, несмотря на бурный рост алкогольной промышленности, после отмены сухого закона продукция фирмы успехом не пользуется, и через пару лет предприятие, как это уже было в Европе, оказывается на грани краха. За пределами России так блестяще начинавшаяся столетняя история марки приобретает весьма мрачные цвета.
Нынешние владельцы марки сами признают, что своим успехом обязаны не только (можно добавить и не столько) качеству продукта, сколько фантастической везучести. В 1939 году президент корпорации "Хьюблайн" Джон Мартин, даже не зная, что такое водка, по невыясненным причинам покупает лицензию на производство и продажу водки Smirnoff, за что совет директоров едва не увольняет его с работы. Однако дело сделано, и чтобы избежать убытков, надо продвигать продукцию на рынок. Реклама предлагает американскому покупателю, привыкшему к виски и не знающему, что такое водка, нечто новое и в то же время знакомое: "Белое виски Smirnoff. Без вкуса. Без запаха" - гласят развешанные по Южной Каролине плакаты. Пробовавшие виски и сегодня поймут смысл. Придуманный рекламный ход представляется сейчас вполне очевидным, однако за почти четверть века попыток пробиться на европейский и американский рынок ни потомки Петра Смирнова, ни их партнеры ничего столь эффективного придумать не смогли. Популярность водки под псевдонимом "белое виски" растет, но это только первый шаг к успеху. Следующим становится раскрутка русского происхождения водки и изобретение коктейля "московский мул". На кого или что намекает это странное название - какие мулы в Москве? - вероятно, никто не сможет объяснить. Сам же коктейль состоит из имбирного пива, водки Smirnoff и ломтика лайма, причем подается вся эта развесистая клюква в медной кружке. Бр-р-р-... Наверное, что русскому смерть, то американцу здорово.
"Московский мул" утверждает водку Smirnoff как один из любимых американцами напитков. Используют его для приготовления коктейлей "Кровавая Мэри", "Отвертка" и других. В Европу, где владельцы марки не добились успеха, российская эмигрантка в бутылках приходит из Америки. Компания "Хьюблайн" в пятидесятых годах приобретает права на производство и продажу завоевавшей Америку водки во всем мире. Потомки Петра Смирнова, надо думать, не столь коммерчески талантливые, как основатель дела, продали фирму еще в тридцатые годы, так что к середине века единственное, что осталось русского в этой водке, - это название, да и то традиционно во французском написании - Pierre Smirnoff, да, как считается, рецепты изготовления. Однако рецепт любой водки, напомним, это спирт и вода, а технология специалистами фирмы уже много лет улучшается, то есть изменяется. Признал ли бы Петр Смирнов нынешнюю водку своего имени достойной наследницей той, что производилась при нем, если учесть, что дело неоднократно меняло владельцев, можно только гадать.
На чужом пиру похмелье Пока Smirnoff с переменным успехом завоевывала мир, в России водку производили сотни предприятий. Попытки завоевать свою нишу на мировом рынке весомого результата не приносили. Производить высококачественную конкурентоспособную алкогольную продукцию в России умели и умеют, а вот продвижение ее на международный рынок получается значительно хуже. Нашим уделом было и, похоже, остается на чужом пиру похмелье.
На пресс-конференции по поводу подписания соглашения о производстве по лицензии водки Smirnoff на "Ливизе" Владимир Шаршов с гордостью говорил о том, что UDV могла бы выбрать любой ликероводочный завод в России, а выбрала петербургский. Господин Шейх подтвердил это, подчеркнув, что решение о сотрудничестве с Петербургом продуманное и стратегическое. Smirnoff, как показывает ее история, умеет завоевывать рынок настойчиво и целеустремленно, и не придется ли россиянам через пару десятков лет забыть "Столичную", "Синопскую", "Столбовую", "Посольскую" и другие, перейти на употребление лицензионного продукта, закусывая квашеной по лицензии капустой и лицензионными же солеными огурцами и черным хлебом. Абсурд? Не больший, думается, чем на одном из старейших отечественных ликероводочных заводов, пусть и принадлежащем сейчас частным лицам, производить водку по лицензии. Петру Смирнову, которого принято считать основателем производства настоящей русской водки, не повезло с наследниками.
Александр БЕЛИКОВ
16.03.2001
www.pressa.spb.ru