Ужесточение санкций в отношении Турции, мера вынужденная, но и необходимая

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиокомпании «Комсомольская правда» www.kp.ru/radio/  29.12.2015 года, прямой эфир в 16:05 мск.: 28 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин внес изменения в Указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Теперь они касаются не только турецких компаний, работающих в России, но и фирм, контролируемых гражданами или организациями этой страны. Вместе с тем, президент поручил определить перечень компаний и контрактов, на которые санкции не распространяются.

Однако это, скорее всего, свидетельствует не об ужесточении или расширении санкций, а об их разумной конкретизации.

Напомню, что с 1 января 2016 года в отношении Турции вводятся продовольственные санкции, устанавливается визовый режим, запрещаются чартерные рейсы между РФ и Турцией. Кроме того, российские туроператоры должны воздерживаться от работы на турецком направлении.

Для России сейчас важно достичь внутреннего баланса, чтобы граждане были удовлетворены ситуацией. Экономический кризис, увеличение курса валют, дефицит некоторых продуктов, который возник из-за санкций, новые пакеты санкций, все это может превратиться в еще более усугубившееся социальное напряжение.

Однако срок действия санкций не определён, поэтому дальнейшая судьба отношений между странами будет зависеть исключительно от тех позиций, которые займёт официальная Анкара. Речь идёт в том числе и о способности турок обеспечить безопасность на собственной территории,

Что касается газовой сферы, то ограничений в отношении Турции со стороны России пока не последует. Хотя должен отметить, что зависимость Турецкой промышленности от российских энергоноситетелей составляет почти 65 процентов.

Естественно, сейчас турки постараются диверсифицировать поставки за счет Азербайджана и Катара. Но на это потребуется время, как минимум может уйти года полтора-два, Однако все равно заместить российский газ более, чем на 20 %, Турции будет сложно, т.к. российский газ и дешевле, и строить ничего не надо, все уже давно построено.

Для Эрдогана сбитый российский самолет – это, прежде всего, поддержка электората и все это работает на его рейтинг. Об этом говорят результаты соцопросов. Если летом и осенью главу государства поддерживало всего 30-35% избирателей, то через две недели после крушения Су-24 за него выступало уже 53,5% опрошенных.

Так, ужесточение санкций в отношении Турции – это вынужденная мера?

Полагаю, что здесь есть два основных фактора и как ни странно они носят в основном политический характер. Так вот внутренний политический фактор связан с положением самого Эрдогана в Турции. Оно, прямо скажем, не завидное, поэтому он нуждается в неординарных действиях, которые могли бы поднять его рейтинг в глазах турок, т.к. популярность его и его партии «Партии справедливости и развития» падает на глазах. Если внутриполитический фактор Россию мало волнует, то внешнеполитический напрямую связан с позицией России в Сирии.

Так вот, внешнеполитический фактор связан с позицией самой Турции в исламском мире и напрямую зависит от ее позиции в странах Ближнего Востока и, прежде всего, в Ираке и Сирии, где проживают курды. Здесь позиция Эрдогана и позиция самой Турции совпадают. Эта позиция заключается в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить образование Курдистана. В этом случае около трети Турции, где проживают курды могло бы отойти к Курдистану. Не заинтересованы в перекраивании  карты и американцы. Поэтому Эрдоган и ведет себя так нагло и цинично. Поэтому и пользуясь прикрытием американцев приказал сбить российский самолет. Но просчитался, американцы в этом случает его не поддержали и сейчас Эрдоган вынужден выбираться из положения, в которое сам себя же и загнал, а спорить или ссориться с президентом России – это, что называется себе дороже.

В этой связи Эрдогану не позавидуешь. С одной стороны, рейтинги, а с другой, сворачивание всех отношений с Россией. Рейтинг-то вещь ненадежная, сегодня есть, а завтра – нет, а вот прекращение контактов с Россией – это может быть очень серьезно и, главное, надолго.

Так что ужесточение санкций, мера со стороны России вынужденная, но и необходимая.

Поэтому надеется на улучшение взаимоотношений между Россией и Турцией в ближайшее время, скорее всего, не стоит.

В любом случае, даже после смены политической повестки во взаимоотношениях двух стран, на восстановление экономических связей между нами могут уйти годы. Сейчас в Москве проживает около 30 тысяч турок, летом 2016 года около 90% из них вынуждены будут уехать. У одних закончатся рабочие визы, у других закроется бизнес, не будет новых контрактов, а когда эти люди уедут, то отпадет надобность в турецких ресторанах, такси и так далее. Это как цепная реакция.

Вряд ли нужно объяснять, что в условиях непростой экономической ситуации, которая наблюдается и в России, и в Турции сворачивание любой бизнес-деятельности – достаточно рискованный шаг.

Поэтому я убежден, что любые санкции от кого бы они не исходили – это улица с двусторонним движением…

 

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиокомпании «Комсомольская правда» www.kp.ru/radio/  29.12.2015 года, прямой эфир в 16:05 мск.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован