Успех радикального ислама объясняется, в основном, коммуникабельностью, экономикой и организованностью радикалистов. Государство, у которого не осталось ни одного возвышенного идеала, наподобие панарабизма, допускает слишком много компромиссов в отношении словоупотребления и законов ислама, чтобы быть достойным доверия. Кроме того, оно воспринимается как нечто элитарное и неприступное, а, следовательно, и далекое от простых людей.
У радикалов, со своей стороны, имеется очень четкий и простой постулат, построенный на одной популярной исламской беседе о самобытности и социальной справедливости. Ее основная идея гласит, что причиной всех социальных изъянов является моральная испорченность всех модернистов.
В этой связи радикалы очень умело используют это, набирая очки. На фоне повальной безработицы, нехватки жилья, непомерного калыма за невесту, затрудняющее вступление в брак, и как следствие, растущее число людей, не состоящих в браке, сексуальные домогательства и преступность повышают шансы радикалов быть услышанными в обществе.
Единственное ограничение - применение законов шариата и исламского права.
В чем собственно заключается вызов радикального ислама?
Детальное исследование радикалов, например, в Иране или Судане, их методов внутри движения и идеологического воздействия их отрядов в оппозиции позволяет сделать вывод, что эти движения отрицают законность прав человека, особенно в отношении тех социальных групп, которые традиционно дискриминируются в исламских странах - женщин и немусульманских меньшинств.
Воинствующие исламские группы в Египте, Алжире, Йемене, Марокко и других странах насильно заставляют женщин носить исламский наряд - чадру или, по меньшей мере, вуаль. Они силой не дают женщинам посещать те места, где вместе находятся мужчины и женщины.
Эти воинствующие мусульмане непримиримо выступают против проводимых на государственные средства кампаний по планированию семьи и поучают молодых женщин относительно того, что воспитание является главнейшим и богом данным предназначением женщины независимо от того, имеется ли у нее образование или нет.
Эти законы уже являются действующим правом в Судане и Афганистане и будут, вероятно, введены повсюду там, где воинствующие мусульмане придут к власти. Радикалы не верят и в свободу вероисповедания.
С другой стороны, радикальный ислам, даже выступая в парламентской игре на стороне оппозиции, ратует не за демократию, а за "одного человека, один голос, одно время".
Внутренняя организационная форма этих движений строго авторитарна.
К сожалению, она получает все большее и большее распространение в мире, а это опасная тенденция...
Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Европа"