Педагогическое сообщество Хакасии в ожидании: до старта конкурса на лучшую инновационную школу в рамках приоритетного национального проекта "Образование" остается чуть более недели. Кто рискнет выступить в роли соискателя миллионного гранта на сей раз? Потенциальные конкурсанты скрупулезно изучают процедурные премудрости и соотносят свои достижения с критериями конкурсного отбора. В самое время обратиться к опыту первопроходцев - 14 лучших школ Хакасии, получивших в 2006 году из федерального бюджета солидную государственную поддержку.
Заслуживает внимания, прежде всего, неслучайная победа лидера региональной образовательной системы - лицея города Абакана. Принимая поздравления от министра образования и науки России Андрея Фурсенко и серебряный колокольчик - традиционный символ победы во Всероссийском конкурсе "Лучшие школы России-2006", директор лицея Лидия Петрук радость победы разделила на всех поровну: "Это закономерный результат деятельности команды единомышленников".
Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе министерства образования и науки Республики Хакасия, действительно, только сплоченной командой можно осилить в течение короткого времени три программы развития образовательного учреждения и весьма тернистый путь от первой республиканской экспериментальной площадки до первого республиканского ресурсного центра. А начиналось все в 1997 году, когда городская школа с углубленным изучением отдельных предметов задала себе сравнительно высокую для тех лет планку - сверстать и апробировать "Технологию перехода школы в режим развития".
Для того чтобы произошли изменения в школе, необходимо сформировать новое мышление учителя - это мудрое решение руководителя образовательного учреждения вошло в управленческий резерв и стало исходной точкой всех позитивных изменений. Удачный акцент значительно повысил мотивацию педагогов: за короткий промежуток времени в школе сформировали Банк инновационных идей. Обрели реальные черты Концепция новой школы и совершенно иная модель управляющей системы. Появилась новая управленческая единица - Совет эксперимента. Итоги эксперимента коллектив лицея подвел в 2003 году: школа приступила к созданию основ экономической самостоятельности.
Очередной виток инновационного развития - реализация программы "Профильное обучение как основа качественного образования, ориентированного на индивидуализацию и социализацию школьников". Лицей стал ресурсным центром профильного обучения и инициировал создание Ассоциации профильных школ Республики Хакасия. Сегодня многопрофильный комплекс непрерывного образования и комфортная среда обеспечивают все условия для интеллектуального развития лицеистов. Это подтверждают победы ребят на республиканских и всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях. Лицей признан филиалом Общероссийской малой академии наук "Интеллект будущего", стал лауреатом Российского заочного конкурса "Познание и творчество". 158 лицеистов приняли участие в Международном математическом конкурсе "Кенгуру", 136 - в Международном творческом конкурсе по русскому языку "Русский медвежонок".
За лицеистами закрепилась слава успешных и конкурентоспособных учеников: 94 процента выпускников лицея ежегодно поступают в вузы, из профильных классов - 100 процентов.
Третья программа развития лицея удачно совпала с реализацией приоритетного национального проекта "Образование" и получила в конкурсном отборе наивысшее количество баллов. Новая инновационная программа предусматривает внедрение различных форм поддержки индивидуальных образовательных траекторий.
Установлено взаимодействие с Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова, Хакасским техническим институтом, Томским государственным университетом, Новосибирским институтом связи и автоматизированных систем. В конце 2006 года лицей получил статус опорной площадки Международного проекта "Живое право", который реализует Санкт-Петербурский институт права им. принца П.Г. Ольденбургского.
У лицея не было проблем с освоением миллионного гранта: средства федерального бюджета направлены на поддержку инновационных преобразований. Когда приобрели два компьютерных класса и офисную мебель для них, интерактивную доску, мультимедийную установку, ксерокс, веб-камеры, принтер, экран, ламинатор и брошюровщик, оказалось, миллион рублей - не такие уж и великие деньги.
За победу во Всероссийском конкурсе "Лучшие школы России-2006" правительство Республики Хакасия премировала лицей покупкой еще одного компьютерного класса. Это позволило оборудовать библиотечный информационный центр и войти в Международный педагогический проект "Компьютерный грант" по созданию сети школьных компьютерных лабораторий Московской цифротеки.
Залогом успешности лицея, считает Лидия Петрук, стала эффективная управляющая система. Причем, неотъемлемой ее частью является общественная составляющая. Сегодня в образовательном учреждении действуют мобильные и самодостаточные структуры - Управляющий и Попечительский советы, Общественный благотворительный фонд "Ради будущего наших детей", органы ученического самоуправления, ассоциация выпускников. Остается неизменным в течение многих лет основной принцип общественно-государственного управления лицея: эффективное педагогическое сотрудничество, открытый заинтересованный диалог всех субъектов образования.
Образовательное учреждение сегодня - это развивающая и развивающаяся система, открытая для педагогического сообщества города, республики и страны. Педагоги лицея щедро делятся с коллегами своим опытом, проводят несколько семинаров в год, публикуются в общероссийских педагогических печатных изданиях - журналах "Учитель" и "Начальная школа", "Вестник образования" и "Педагогический вестник", Учительской и Российской газете. Востребованы среди коллег творческая лаборатория лицея "Выбор" и концепция лицейской программы "Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности".
20.02.2007
http://www.regions.ru