В прошедшие выходные в Хакасии прошли Всероссийские педагогические чтения "Гуманная педагогика: Истина Школы" (Сибирский регион).
В чтениях принимал участие известный российский педагог-гуманист Шалва Амонашвили. Напомним, что в Хакасии с марта 2006 года действует общественная организация "Центр гуманной педагогики Республики Хакасия". Эта организация была создана на основе Лаборатории гуманной педагогики, которую предложил открыть в свой предыдущий визит в нашу республику в 2003 году известный педагог, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, руководитель Международного Центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили.
Как сообщает ИА "Хакасия", 4 ноября состоялось пленарное заседание чтений, на котором с приветствием к участникам форума выступили первый заместитель министра образования и науки РХ Надежда Балахчина, проректор по научной работе ХГУ им. Катанова Андрей Попов, член координационного совета Центра гуманной педагогики РХ Алла Крайсветняя.
Также перед гостями выступил Шалва Амонашвили. В своем выступлении он подчеркнул необходимость "спасения детства", гуманного отношения к детям, чье будущее зависит не только от поведения их родителей и учителей, но и от каждого человека: "Наши дети остаются вне нашего внимания - государства, общества в целом, а отчасти даже учителей. В этих условиях, конечно, нам нужно принимать особые меры, чтобы это поколение выросло достойным. Время летит быстро, но не успеешь оглянуться, наступят 30-е, 50-е годы. И то поколение детей, которое сейчас учится у нас, возьмет в свои руки бразды правления страной. Для нас не все равно, что будет после нас - потоп или рай".
Педагоги, специалисты и руководители управлений образованием, методических служб Хакасии, Красноярского края, Кемеровской области, Республики Тыва, а также преподаватели и студенты Хакасского госуниверситета приняли участие в работе четырех круглых столов: "Куда мы устремляем ребенка?", "Школа - храм гуманности", "Школа - хранительница национального духа и культуры" и "Защита и спасение детей - Истина Школы".
Особым вниманием участников пользовался последний круглый стол, на котором обсуждались такие проблемы, как предостережение детских суицидов, профилактика совершения несовершеннолетними преступлений, причины детского бродяжничества. Участники выступали с докладами и делились собственным опытом по работе с "трудными детьми". Так, воспитатель детского дома "Елочка" Елена Карасева предложила корректировать негативные влияния на ребенка через "экологию отношений", когда педагог сознательно избегает прямого воспитательного воздействия, а действует по принципам ассоциации, социального доказательства. Учитель начальных классов абаканской школы N 1 Ольга Карпушева представила систему самоуправления "Маленькая страна". В младших классах ребята создают собственную конституцию, которая регулирует взаимоотношения в классе и учит гражданской дисциплине. Она отметила, что после того, как был создан проект конституции класса, ребята и пришли к выводу, что в ней может быть намного меньше правил - уже в таком юном возрасте детям близки правила морали.
Картина уникальных разработок учителей, попытки поделиться своим положительным опытом создали идиллический образ, ведь если все так прекрасно и эти проекты дают реальные результаты, то откуда же берутся проблемы? Специалист комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РХ Елена Баландина подчеркнула, что проверки работы воспитательных учреждений республики с "трудными детьми", малолетними преступниками и правонарушителями показали, что зачастую не проводится глубокая диагностика этих ребят, не ведутся в должной мере личные дела школьников и воспитанников детских домов, воспитательная работа проводится только "для галочки". Кандидат педагогических наук Ольга Гурова также посетовала на то, что в деятельности педагогов отсутствует проблемное проектирование, нет попыток сформировать у ребят цели, а потому, и получается, когда ребенок не занят, его легче всего склонить на "плохие" поступки.
Важным итогом работы круглого стола стала мысль о том, что великое значение для развития ребенка имеет Личность его Учителя. От того, какими будут учителя, от их отношения к ребенку, зависит наше будущее.
Надо отметить, что выводы педагогов противоречат представленному положительному опыту работы с детьми. В настоящее время Хакасия занимает далеко не последнее место в России по количеству детских суицидов, по уровню детской преступности.
Каждый зарегистрировавшийся участник Всероссийских педагогических чтений получил благодарность и пожелание творческих успехов в утверждении идей гуманной педагогики. Яркий бланк с печатью Центра гуманной педагогики РХ украсили слова Конфуция: "Зло торжествует только тогда, когда хорошие люди ничего не делают".
07.11.2006
www.regions.ru